Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НИРИШВАРАВА́ДА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 63

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. К. Шохин

НИРИШВАРАВА́ДА [санскр. nirīśvara­va̅da – уче­ние о не­су­ще­ст­во­ва­нии Бо­же­ст­ва (Иш­ва­ры)], в инд. ре­лиг.-фи­лос. куль­ту­ре влия­тель­ная док­три­на, от­ри­цаю­щая су­ще­ст­во­ва­ние и дея­тель­ность в ми­ре еди­но­го ра­зум­но­го и со­вер­шен­но­го пер­во­на­ча­ла. От­стаи­вав­шие Н. фи­лос. шко­лы (за ис­клю­че­ни­ем ма­те­риа­ли­стич. шко­лы чар­ва­ка) тем не ме­нее при­зна­вали на­ли­чие пан­те­о­на бо­гов, по­это­му Н. в це­лом кор­рект­нее обо­зна­чить как ан­ти­те­изм, чем ате­изм. Оп­по­нен­том Н. вы­сту­па­ет иш­ва­ра­ва­да. Ис­то­ки Н. вос­хо­дят к шра­ман­ско­му пе­рио­ду инд. ис­то­рии (сер. 1-го тыс. до н. э.), к пер­вым по­пыт­кам со сто­ро­ны ан­ти­брах­ма­ни­ст­ских на­прав­ле­ний де­за­вуи­ро­вать осн. ми­ро­воз­зренч. при­ори­те­ты брах­ма­низ­ма, од­ним из ко­то­рых бы­ла ве­ра в су­ще­ст­во­ва­ние на­ря­ду с на­род­ны­ми бо­га­ми Бо­же­ст­ва – Иш­ва­ры. По­след­ний по вре­ме­ни зна­чит. ком­пен­ди­ум по­зи­ций Н. со­дер­жит­ся в соч. «Тат­тва­ра­хась­я­ди­пи­ка» Гу­на­рат­ны (15 в.). При­ори­тет в раз­ра­бот­ке Н. при­над­ле­жал буд­ди­стам (Аш­ваг­хо­ша, На­гард­жу­на, Ва­су­банд­ху, Дхар­ма­кир­ти, Рат­на­кир­ти и др.), но ан­ти­теи­стич. по­зи­ции раз­ви­ва­лись так­же в джай­низ­ме, по­лубрах­ма­ни­ст­ской по про­ис­хо­ж­де­нию санкхье и ор­то­док­саль­ней­шей из брах­ма­ни­ст­ских школ – ми­ман­се. Осн. ар­гумен­ты Н. сво­дят­ся к то­му, что со все­мо­гу­ще­ст­вом Бо­же­ст­ва не­со­вмес­ти­ма сво­бо­да че­ло­ве­че­ско­го вы­бо­ра и от­вет­ст­вен­ность за дей­ст­вия (а по­то­му и за­кон кар­мы), с его бла­го­стью – пре­об­ла­да­ние в ми­ре стра­да­ния и не­спра­вед­ли­во­сти, с его са­мо­дос­та­точ­но­стью – его же­ла­ние уча­ст­во­вать в соз­да­нии ми­ра, с его един­ст­вом и не­из­мен­но­стью – раз­но­об­ра­зие и «те­ку­честь» су­ществ и ве­щей, за­пол­няю­щих мир, с его дея­тель­но­стью – от­сут­ст­вие у не­го те­ла, с его обу­ст­рой­ст­вом ми­ра – воз­мож­ность объ­яс­не­ния про­ис­хо­ж­де­ния при­род­ных ве­щей ес­теств. пу­тём. В свою оче­редь, Н. под­вер­га­лась по­сто­ян­но­му оп­ро­вер­же­нию со сто­ро­ны шко­лы ньяя.

Лит.: Шо­хин В. К. Фи­ло­соф­ский те­изм клас­си­че­ской йо­ги // Donum Paulum: Studia poetica et orientalia: к 80-ле­тию П. А. Грин­це­ра. М., 2008.

Вернуться к началу