Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НАЯНА́РЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 22. Москва, 2013, стр. 218

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М. Дубянский

НАЯНА́РЫ (от санскр. na̅ya – пред­во­ди­тель, вождь), груп­па из 63 свя­тых, по­чи­тае­мых на юге Ин­дии тра­ди­ци­ей ши­ва­ит­ско­го бхак­ти. Жи­ли в Та­мил­на­де в 6–12 вв. По­чи­та­ние Н. сло­жи­лось в хо­де про­ти­во­стоя­ния ин­ду­из­ма, буд­диз­ма и джай­низ­ма в Ин­дии. Ка­ж­дый из Н. про­сла­вил­ся ли­бо под­ви­гом во имя Ши­вы, ли­бо осо­бым ре­лиг. рве­ни­ем, ли­бо по­этич. да­ром для вос­пева­ния бо­га. Н. ста­ли ге­роя­ми жи­тий­ных ска­за­ний на та­миль­ском яз., со­б­ран­ных и об­ра­бо­тан­ных Сек­ки­жа­ром в 12 в. в сво­де «Пе­рия­пу­ра­нам» («Боль­шая пу­ра­на», или «Пу­ра­на о свя­тых ра­бах Ши­вы»), в ко­то­ром ис­то­рич. фак­ты сме­шаны с ми­фо­ло­гич. ма­те­риа­лом. Осо­бое ме­сто в груп­пе Н. при­над­ле­жит 27 по­этам-бхак­там, чьи про­из­ве­де­ния бы­ли со­б­ра­ны и сис­те­ма­ти­зи­ро­ва­ны к 11 в. в ком­плек­се «Ти­ру­му­рей» («Свя­щен­ный по­ря­док»), со­стоя­щем из 12 сб-ков. По­эзия пер­вых се­ми сбор­ни­ков под назв. «Де­ва­рам» («Гир­лян­да бо­гу») при­над­ле­жит Ап­па­ру (7 в.), Сам­бан­да­ру (7 в.) и Сун­да­рару (8 в.), ко­то­рые, на­ря­ду с ав­то­ром 8-го сб-ка Ма­ник­ка­ва­са­га­ром (9 в.), счи­та­ют­ся ве­ли­ки­ми ши­ва­ит­ски­ми на­став­ни­ка­ми. Са­мый ран­ний ав­тор ком­плек­са – по­этес­са Ка­рейк­кал Ам­меи­яр (6 в.), запе­чат­лев­шая в гим­нах вос­тор­жен­ную лю­бовь к Ши­ве и опи­сав­шая своё об­ще­ние с ним. В эмо­цио­наль­ных пес­но­пе­ни­ях Н. бог пред­ста­вал и как не­по­сти­жи­мое кос­мич. на­ча­ло, и как ми­ло­сти­вый по­ве­ли­тель, и как близ­кий друг. Боль­шин­ст­во Н. бы­ли при­вер­же­ны цен­но­стям ин­ду­из­ма, по­чи­та­ли Ве­ды, брах­ма­нов, от­ри­ца­ли уче­ния буд­ди­стов и джай­нов. Ре­лиг. дея­тель­ность Н., их по­этич. твор­че­ст­во сыг­ра­ли боль­шую роль в кон­со­ли­да­ции ин­ду­из­ма на юге Ин­дии и его борь­бе с др. ре­ли­гия­ми. Фи­гу­ры Н. ста­ли ча­стью ши­ва­ит­ско­го куль­та, а их гим­ны до сих пор ис­пол­ня­ют­ся в хра­мах Та­мил­на­да.

Лит.: Пя­ти­гор­ский А. М. Ма­те­риа­лы по ис­то­рии ин­дий­ской фи­ло­со­фии. М., 1962; Бы­чи­хи­на Л. В., Ду­бян­ский А. М. Та­миль­ская ли­те­ра­ту­ра: краткий очерк. М., 1987.

Вернуться к началу