Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЕ́УВ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 354-355

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: К. И. Уколов

ЛЕ́УВ (Leeuw) Ге­рар­дус ван дер (18.3.1890, Гаа­га – 18.11.1950, Ут­рехт), ни­дерл. ре­ли­гио­вед. Изу­чал бо­го­сло­вие и егип­то­ло­гию в ун-тах Лей­де­на (1908–13), Бер­ли­на (1913–14) и Гёт­тин­ге­на (1914). В 1916 за­щи­тил в Лей­де­не на­пи­сан­ную под рук. У. Б. Кри­стен­се­на дис. «Пред­став­ле­ния о Бо­ге в тек­стах древ­не­еги­пет­ских пи­ра­мид». В 1916–18 слу­жил пас­то­ром Ни­дерл. ре­фор­мат­ской церк­ви. В 1918–50 проф. ис­то­рии и фе­но­ме­но­ло­гии ре­ли­гии в Гро­нин­ген­ском ун-те, так­же пре­по­да­вал др.-егип. яз. и лит-ру. С ию­ня 1945 по июль 1946 мин. об­ра­зо­ва­ния, нау­ки и куль­ту­ры Ни­дер­лан­дов. В 1950 из­бран пер­вым пре­зи­ден­том Ме­ж­ду­нар. ас­со­циа­ции ис­то­рии ре­ли­гии.

Ра­бо­ты Л. по­свя­ще­ны ис­сле­до­ва­нию ре­ли­гий древ­них Егип­та и Гре­ции, срав­нит. ре­ли­гио­ве­де­нию, ре­лиг. ан­тро­по­ло­гии, фе­но­ме­но­ло­гии ре­ли­гии, ли­тур­ги­ке, ре­лиг. иск-ву и му­зы­ке (в ча­ст­но­сти, твор­че­ст­ву И. С. Ба­ха), про­тес­тант­ско­му бо­го­сло­вию. Ши­ро­кую из­вест­ность при­нес­ла Л. его ра­бо­та «Фе­но­ме­но­ло­гия ре­ли­гии» (1933). В раз­ра­бот­ке сво­его фе­но­ме­но­ло­гич. ме­то­да Л. в осо­бенно­сти ис­пы­тал влия­ние В. Диль­тея и К. Яс­пер­са, а в ан­тро­по­ло­гии – Л. Ле­ви-Брю­ля.

В от­ли­чие от «опи­са­тель­но­го» ме­то­да ни­дерл. ре­ли­гио­ве­да Д. П. Шан­те­пи де ля Сос­сея (срав­нит. изу­че­ние фак­тов ре­лиг. жиз­ни, опи­ра­ющееся на их внеш­ние фор­мы), ос­но­ву под­хо­да Л. об­ра­зу­ет спе­ци­фич. пред­став­ле­ние о пе­ре­жи­ва­нии и по­ни­ма­нии ре­лиг. фе­но­ме­на. Ис­сле­до­ва­тель то­го или ино­го ре­лиг. фак­та (напр., ми­фа) при­зван, по мыс­ли Л., к вос­про­из­ве­де­нию со­от­вет­ст­вую­ще­го ему ре­лиг. пе­ре­жи­ва­ния в сво­ём собств. опы­те. Та­кое пе­ре­жи­ва­ние де­ла­ет воз­мож­ным «по­ни­ма­ние» фе­но­ме­на, т. е. об­на­ру­же­ние его смы­сло­вой струк­ту­ры. Ан­тро­по­ло­гич. пред­по­сыл­кой фе­но­ме­но­ло­гич. под­хо­да Л. яв­ля­ет­ся его убе­ж­дён­ность в прин­ци­пи­аль­ной схо­же­сти вся­ко­го ре­лиг. опы­та.

Соч.: Godsvoorstellingen in de Oudaegyptische pyramidentexten. Leiden, 1916; Inleiding tot de godsdienstgeschiedenis. Haarlem, 1924; Go­den en menschen in Hellas. Haarlem, 1927; La structure de la mentalité primitive. Stras­bourg, 1928; Einführung in die Phänomenologie der Religion. Tüb., 1933; Muziek en religie. P., 1934; De primitieve mensch en de religie. Groningen, 1937; Li­tur­giek. Nijkerk, 1946; Sacraments­theo­logie. Nijkerk, 1949; Bach’s Matthaeuspassion. 7 uitg. Amst., 1953; Wegen en grenzen. 3 uitg. Amst., 1955.

Лит.: Hermelink J. Verstehen und Bezeugen. Der theologische Ertrag der «Phänomenologie der Religion» des G. van der Leeuw. Münch., 1960; Waardenburg J. Reflections on the stu­dy of religion. The Hague, 1978; Hubbeling H. G. Divine presence on ordinary life: G. van der Leeuw’s twofold method in his thinking on art and religion. Amst., 1986; Kehnscherper J. Theo­logisch-philosophische Aspekte der re­li­gions­phänomenologischen Methode des G. van der Leeuw. Fr./M. u. a., 1998.

Вернуться к началу