Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КСАВЬЕ́

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 177

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. В. Шаталов
П. П. Рубенс. «Чудеса святого Франциска Ксаверия». Ок. 1617–18. Художественно-исторический музей (Вена).

КСАВЬЕ́ Фран­суа (Фран­циск Кса­ве­рий; лат. Franciscus Xaverius, исп. Francis­co de Javier) (7.4.1506, за­мок Хавь­ер, Навар­ра, ны­не Ис­па­ния – 3.12.1552, о. Шан­чу­ань, Ки­тай), один из ос­но­ва­те­лей ор­де­на ие­зуи­тов, мис­сио­нер, свя­той Рим­ско-ка­то­ли­че­ской и Анг­ли­кан­ской церк­вей. Про­ис­хо­дил из знат­но­го ба­ск­ско­го ро­да, по­те­ряв­ше­го все свои вла­де­ния в 1512 в ре­зуль­та­те за­вое­ва­ния Верх­ней На­вар­ры ко­ро­лём Фер­нан­до II. В 1525 по­сту­пил в Па­риж­ский ун-т (окон­чил в 1530), где в 1529 по­знако­мил­ся с Иг­на­ти­ем Лой­о­лой. Стал дея­тель­ным со­рат­ни­ком Лой­о­лы, при­няв не­по­сред­ст­вен­ное уча­стие в соз­да­нии ор­де­на ие­зуи­тов 15.8.1534. В 1537 ру­ко­по­ло­жен в сан пре­сви­те­ра. По­сле офиц. ут­вер­жде­ния ор­де­на па­пой Рим­ским Пав­лом III и ак­тив­но­го вклю­че­ния ие­зуи­тов в мис­сио­нер­скую дея­тель­ность на Вос­то­ке К. в зва­нии апо­столь­ско­го нун­ция в апр. 1541 от­пра­вил­ся из Лис­са­бо­на в Гоа (Ин­дия), ку­да при­был 6.5.1542. В те­че­ние 3 лет за­ни­мал­ся мис­сио­нер­ством в зап. Ин­до­ста­не и на Цей­ло­не, не­ред­ко встре­чая про­ти­во­дей­ст­вие со сто­ро­ны ме­ст­ных пра­ви­те­лей. В 1545 пе­ре­ехал в Ма­лак­ку, где со­че­тал про­по­вед­нич. дея­тель­ность с по­пе­че­ни­ем об исп. мо­ря­ках, за­бо­лев­ших чу­мой. В 1546 неск. ме­ся­цев жил на Мо­лукк­ских о-вах, ос­но­вал мис­сии на Ам­бо­не, Тер­на­те и Ба­ра­ну­ре, за­тем вер­нул­ся в Ма­лак­ку. С янв. 1548 по март 1549 про­дол­жал слу­же­ние в Ин­дии. В апр. 1549 с не­боль­шим чис­лом спут­ни­ков от­пра­вил­ся в Япо­нию. По пу­ти ос­та­нав­ли­вал­ся в Кан­то­не (ны­не Гу­ан­чжоу), 15.8.1549 при­был в порт Ка­го­си­ма, центр пров. Са­цу­ма на юге о. Кю­сю. Здесь К., по­лу­чив доз­во­ле­ние ме­ст­но­го пра­ви­те­ля (дай­мё) и за­ру­чив­шись его под­держ­кой, на­чал рас­про­стра­нять хри­сти­ан­ст­во. Дея­тель­ность К. бы­ла ус­пеш­ной, его про­по­ве­ди (про­во­див­шие­ся с по­мо­щью пе­ре­вод­чи­ка) не­ред­ко по­се­ща­ли да­же буд­дий­ские свя­щен­но­слу­жи­те­ли. Пра­ви­те­ли со­сед­них об­лас­тей, стре­мясь че­рез по­сред­ст­во мис­сио­не­ров при­влечь тор­го­вые ко­раб­ли ев­ро­пей­цев в свои вла­де­ния, ста­ли обя­зы­вать сво­их под­дан­ных при­ни­мать хри­сти­ан­ст­во. В нач. 1551 К. от­пра­вил­ся в Кио­то, где без­ус­пеш­но пы­тал­ся за­ру­чить­ся под­держ­кой дво­ра в про­по­ве­ди хри­сти­ан­ст­ва по всей стра­не. В г. Яма­гу­ти под его ру­ко­во­дством по­стро­ен пер­вый в Япо­нии ка­то­лич. храм. К нач. 1552, ко­гда К. воз­вра­тил­ся в Ин­дию, об­щее ко­ли­че­ст­во при­няв­ших хри­сти­ан­ст­во со­став­ля­ло неск. ты­сяч чел. В апр. 1552, на­ме­ре­ва­ясь про­дол­жить мис­сио­нер­скую про­по­ведь в Ки­тае, К. от­плыл из Гоа, но в пу­ти умер от ли­хо­рад­ки. В мар­те 1553 не­тлен­ные мо­щи К. пе­ре­ве­зе­ны в Ма­лак­ку, в де­каб­ре то­го же го­да – в Гоа. Беа­ти­фи­ци­ро­ван па­пой Пав­лом V (1605–21) 25.10.1619, ка­но­ни­зи­ро­ван па­пой Гри­го­ри­ем XV (1621–23) 12.3.1622, од­но­вре­мен­но с Иг­на­ти­ем Лой­о­лой. К. счи­та­ет­ся од­ним из са­мых ус­пеш­ных ка­то­лич. мис­сио­не­ров. По­чи­та­ет­ся ка­то­ли­ка­ми как по­кро­ви­тель Вос­то­ка, мис­сио­нер­ской дея­тель­но­сти и мо­ре­пла­ва­ния. День па­мя­ти по ка­лен­да­рю Рим­ско-ка­то­лич. и Анг­ли­кан­ской церк­вей – 3 де­каб­ря.

Лит.: Monumenta Xaveriana... Matriti, 1899–1912. Vol. 1–2; Brodrick J. Saint Francis Xavier. L., 1952; Schurhammer G. Francis Xavier: his life, his times. Rome, 1973–1982. Vol. 1–4; Gutiérrez F. G. San Francisco Javier: en el arte de España y Japón. Sevilla, 1998; Дуб­ров­ская Д. В. Мис­сия ие­зуи­тов в Ки­тае: Мат­тео Рич­чи и дру­гие: 1552–1775 гг. М., 2001; Franz Xaver. Briefe und Dokumente, 1535–1552. Re­gensburg, 2006.

Вернуться к началу