Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДАЛА́Й-ЛА́МА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 251

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Терентьев

ДАЛА́Й-ЛА́МА (Учи­тель [по­доб­ный] океа­ну; монг. Да­лай лам, ти­бет. Ta’a-la’i bla-ma; от монг. «да­лай» – оке­ан; ве­ли­кий, пре­вос­ход­ный и ти­бет. bla-ma – ду­хов­ный учи­тель), ти­тул ти­бет. ду­хов­но­го ли­де­ра, по­чи­тае­мо­го как зем­ное яв­ле­ние бод­хи­сат­твы Ава­ло­ки­теш­ва­ры и яв­ляв­ше­го­ся од­но­вре­мен­но гла­вой ти­бет. го­су­дар­ст­ва. Ти­тул Д.-л. был вве­дён в 1578 мон­голь­ским (ой­рат­ским) Ал­тан-ха­ном, ко­то­рый при­гла­сил к сво­ему дво­ру ти­бет. ла­му шко­лы Ге­луг Со­нам Гья­цо (ти­бет. – оке­ан доб­ро­де­те­ли) и пе­ре­вёл вто­рую часть его име­ни (гья­цо – оке­ан) на монг. язык. Об­ра­зо­вав­шее­ся мон­го­ло-ти­бет. сло­во­со­че­та­ние «Д.-л.» при­жи­лось вез­де, кро­ме са­мо­го Ти­бе­та, где сво­его ли­де­ра про­дол­жа­ют име­но­вать на род­ном язы­ке – Гьял­ва Рин­по­че (ти­бет. rGyal-ba Rin-po-che – Дра­го­цен­ный По­бе­ди­тель).

Далай-лама XIII в окружении министров. Фото. 1910.

По­сколь­ку вой­ска Ал­тан-ха­на в то вре­мя кон­тро­ли­ро­ва­ли ти­бет. тер­ри­то­рию, об­ра­щён­ный в буд­дизм Ал­тан-хан в ка­че­ст­ве под­но­ше­ния по­да­рил Д.-л. власть над его стра­ной – с той по­ры Д.-л. ста­ли ру­ко­во­дить ти­бет. го­су­дар­ст­вом. К мо­мен­ту по­лу­че­ния ти­ту­ла Д.-л. Со­нам Гья­цо (1543–88) счи­тал­ся уже треть­им в ря­ду пе­ре­ро­ж­де­ний, по­это­му оба его пред­ше­ст­вен­ни­ка – Ген­дун Друб (1391–­1474) и Ген­ден Гья­цо (1475–1542) так­же ста­ли име­но­вать­ся Д.-л. – со­от­вет­ст­вен­но Да­лай-ла­ма I и Да­лай-ла­ма II. Да­лай-ла­ма IV, Йон­тен Гья­цо (1589–1617), един­ст­вен­ный из Д.-л., ро­див­ший­ся вне Ти­бе­та, был мон­го­лом, пра­вну­ком Ал­тан-­ха­на. Да­лай-ла­ма V, Нга­ванг Лоб­занг Гья­цо (1617–82), на­зван­ный «Ве­ли­ким», соз­дал боль­ше со­чи­не­ний, чем все его пред­ше­ст­вен­ни­ки, по­стро­ил ги­гант­ский дво­рец По­та­ла в Лха­се и вновь объ­е­ди­нил под сво­ей вла­стью все ти­бет. кня­же­ст­ва, об­ра­зо­вав­шие­ся в 9 в. по­сле рас­па­да еди­но­го ти­бет. го­су­дар­ст­ва. Да­лай-­ла­ма VI, Цань­ян Гья­цо (1683–1706), был един­ст­вен­ным Д.-л., от­ка­зав­шим­ся от мо­на­ше­ских обе­тов. Из ос­таль­ных Д.-л. (Да­лай-ла­мы IX, X, XI, XII уми­ра­ли очень ра­но) наи­бо­лее из­вес­тен Да­лай-ла­ма XIII, Туб­тен Гья­цо (1876–1933; так­же но­сил ти­тул «Ве­ли­кий»), ко­то­рый су­мел вер­нуть не­за­ви­си­мость Ти­бе­ту, на­хо­див­ше­му­ся на про­тя­же­нии дол­го­го вре­ме­ни в вас­саль­ной за­ви­си­мо­сти от Цин­ской ди­на­стии Ки­тая, а так­же ус­та­но­вил кон­так­ты с рус. пра­ви­тель­ст­вом че­рез сво­его бу­рят. учи­те­ля А.-Л. Дор­жие­ва и по­стро­ил буд­дий­ский храм в С.-Пе­тер­бур­ге. Да­лай-ла­ма XIV, Тен­зин Гья­цо (ро­дил­ся в 1935), по­сле вве­де­ния в Ти­бет войск КНР жи­вёт в эмигра­ции в Ин­дии (Дха­рам­са­ла, штат Хи­ма­чал-Пра­деш).

Ста­тус Д.-л. име­ет су­гу­бо мо­раль­ный ха­рак­тер – ис­то­ри­че­ски при­над­ле­жа к гос­под­ствую­щей в Ти­бе­те шко­ле Ге­луг, он, тем не ме­нее, не яв­ля­ет­ся её гла­вой (по тра­ди­ции, этой шко­лой ру­ко­во­дит на­стоя­тель мон. Ган­ден); фор­маль­но Д.-л. не управ­ля­ет и ос­таль­ны­ми ти­бет. буд­дий­ски­ми шко­ла­ми, но при этом по­чи­та­ет­ся ими как выс­ший ду­хов­ный ав­то­ри­тет. Ти­тул Д.-л. – не на­след­ст­вен­ный (по тра­ди­ции, Д.-л. ста­но­вят­ся мо­на­ха­ми с дет­ст­ва и по­это­му не име­ют де­тей) и не пе­ре­да­ёт­ся так­же пу­тём вы­бо­ров. Все 14 Д.-л., со­глас­но уче­нию о ре­ин­кар­на­ции, яв­ля­ют­ся по­сле­до­ва­тель­ны­ми во­пло­ще­ния­ми од­но­го и то­го же Д.-л. Ри­ту­ал по­ис­ка и ото­жде­ст­в­ле­ния пе­ре­во­пло­ще­ний офор­мил­ся к сер. 18 в. По­сле кон­чи­ны Д.-л. мо­на­хи ищут маль­чи­ка, в те­ле ко­то­ро­го во­пло­ти­лось соз­на­ние умер­ше­го. Его на­хо­дят, ис­хо­дя из при­бли­зи­тель­ных сро­ков ро­ж­де­ния (он дол­жен ро­дить­ся не ра­нее 49 дней по­сле смер­ти по­след­не­го Д.-л.), раз­лич­но­го ро­да зна­ков, про­ро­честв и, на­ко­нец, тес­ти­ро­ва­ния по­тен­ци­аль­ных кан­ди­да­тов, ко­то­рым обыч­но пред­ла­га­ет­ся уз­нать ве­щи пре­ды­ду­ще­го во­пло­ще­ния. Из­бран­ный кан­ди­дат вос­пи­ты­ва­ет­ся и по­лу­ча­ет об­ра­зо­ва­ние в мо­на­сты­рях шко­лы Ге­луг. Пол­ная ин­тро­ни­за­ция Д.-л. со­вер­ша­ет­ся по дос­ти­же­нии им 18 лет. До его со­вер­шен­но­ле­тия обя­зан­но­сти Д.-л. ис­пол­ня­ет ре­гент.

Вернуться к началу