Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГРИГОРИА́НСКАЯ РЕФО́РМА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 746

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. В. Вальков

ГРИГОРИА́НСКАЯ РЕФО́РМА, ряд цер­ков­но-адм. и ка­но­нич. пре­об­ра­зо­ва­ний, осу­ще­ст­в­лён­ных в пон­ти­фи­кат па­пы Гри­го­рия VII; в бо­лее ши­ро­ком ис­то­рич. кон­тек­сте – со­став­ная часть т. н. борь­бы им­пе­рии и пап­ст­ва, а так­же дви­же­ния в ка­то­лич. церк­ви в 11–12 вв., на­прав­лен­но­го пре­иму­ще­ст­вен­но на уст­ра­не­ние влия­ния свет­ской вла­сти на управ­ле­ние Цер­ко­вью и на внут­ри­цер­ков­ную жизнь.

На­ча­ло про­цес­са внут­ри­цер­ков­но­го об­нов­ле­ния бы­ло по­ло­же­но па­па­ми Гри­го­ри­ем VI (1045–46), Кли­мен­том II (1046–1047), Львом IX и Вик­то­ром II (1055–1057), ус­мат­ри­вав­ши­ми в прак­ти­ке си­мо­нии, как след­ст­вии вне­цер­ков­но­го осу­ще­ст­в­ле­ния пра­ва ин­ве­сти­ту­ры, на­ру­ше­ние не толь­ко этич. со­став­ляю­щей свя­щен­ст­ва, но и не­по­сред­ст­вен­ной ка­но­нич. рег­ла­мен­та­ции про­це­ду­ры из­бра­ния свя­щен­но­слу­жи­те­лей. Борь­ба за ог­ра­ни­че­ние влия­ния свет­ских фео­да­лов на по­став­ле­ние епи­ско­па­та, а так­же стрем­ление к кон­со­ли­да­ции цер­ков­но­го зем­ле­вла­де­ния бы­ли важ­ны­ми со­став­ляю­щи­ми по­ли­ти­ки пап Сте­фа­на IX (1057–58), Ни­ко­лая II (1059–61), Алек­сан­д­ра II (1061–73). С из­бра­ни­ем на пап­ский пре­стол Гри­го­рия VII гл. со­став­ляю­щи­ми пап­ской по­ли­ти­ки ста­но­вят­ся: во-пер­вых, тео­ре­тич. обос­но­ва­ние прав Церк­ви и рим. пон­ти­фи­ков как на выс­шую ду­хов­ную, так и на выс­шую свет­скую власть (фор­ми­ро­ва­ние кон­цеп­ции пап­ско­го уни­вер­са­лиз­ма, про­ти­во­стоя­ще­го идее уни­вер­саль­ной им­пе­рии; до­ка­за­тель­ные по­ло­же­ния бы­ли из­ло­же­ны в т. н. «Dictatus papae», до­ку­мен­те, да­ти­ро­ван­ном 1075 и при­пи­сы­вае­мом Гри­го­рию VII); во-вто­рых, ряд мер по ук­ре­п­ле­нию цер­ков­ной ие­рар­хии (за­прет си­мо­нии и вне­цер­ков­ной ин­ве­сти­ту­ры), ду­хов­ной жиз­ни дио­це­зов и при­хо­дов (за­прет при­ни­мать та­ин­ст­ва от же­на­тых свя­щен­ни­ков; бул­ла «Cum apo­sto­licae», 1075). В кон. 11 – нач. 12 вв. прин­ци­пы Г. р. от­стаи­ва­ли пре­ем­ни­ки Гри­го­рия VII – к ука­зан­но­му пе­рио­ду от­но­сит­ся за­прет пра­ва «ча­ст­ной церк­ви». Осу­ще­ст­в­ле­ние Г. р. за­ло­жи­ло как тео­ре­тич., так и прак­тич. ос­но­вы кон­цеп­ции пап­ской тео­кра­тии, вер­ши­ной ко­то­рой счи­та­ет­ся пон­ти­фи­кат Ин­но­кен­тия III. Во мно­гом в Г. р. бе­рут на­ча­ло важ­ней­шие уче­ния в жиз­ни ка­то­лич. церк­ви 12–13 вв.: уче­ние о не­по­гре­ши­мо­сти пап в су­ж­де­ни­ях ex cathedra, уче­ние о «со­кро­вищ­ни­це Церк­ви» – не­ис­ся­кае­мом «за­па­се» бла­го­да­ти, на­ко­п­лен­ном бла­го­да­ря под­виж­ни­че­ст­ву му­че­ни­ков и свя­тых, рас­по­ря­жать­ся ко­то­рым рим. пон­ти­фи­ки мо­гут по собств. ус­мот­ре­нию.

Не­смот­ря на осу­ще­ст­в­лён­ные в рам­ках Г. р. пре­об­ра­зо­ва­ния, пол­но­стью ис­клю­чить Цер­ковь из сис­те­мы вас­саль­но-лен­ных от­но­ше­ний не уда­лось. Ком­про­мис­с­ное ре­ше­ние в от­но­ше­нии уча­стия цер­ков­ной и свет­ской вла­сти в про­це­ду­ре по­став­ле­ния на цер­ков­ные долж­но­сти и ка­фед­ры бы­ло пред­ло­же­но в кон. 11 в. из­вест­ным тео­ло­гом Иво Шартр­ским (ок. 1040–1116). Им бы­ли оп­ре­де­ле­ны раз­ли­чия ме­ж­ду ду­хов­ным и свет­ским ком­по­нен­та­ми в ин­ве­сти­ту­ре пре­лата. Так, свет­ские сень­о­ры со­хра­ня­ли пра­во ин­ве­сти­ту­ры лишь при­ме­ни­тель­но к свет­ским пре­ро­га­ти­вам епи­ско­па (пре­ж­де все­го вве­де­ние во вла­де­ние зем­ля­ми), то­гда как ду­хов­ный сан пе­рехо­дил в ак­те цер­ков­ной ин­ве­сти­ту­ры. В 1122 это ком­про­мисс­ное ре­ше­ние бы­ло за­кре­п­ле­но Вормсс­ким кон­кор­да­том. При этом для герм. зе­мель бы­ла пре­ду­смот­ре­на свет­ская ин­ве­сти­ту­ра до ак­та ин­ве­сти­ту­ры цер­ков­ной; для Ита­лии – лишь спус­тя пол­го­да по­сле цер­ков­ной ин­ве­сти­ту­ры. В Скан­ди­нав­ских стра­нах пра­во свет­ской ин­ве­сти­ту­ры и «ча­ст­ной церк­ви» поч­ти в пол­ном объ­ё­ме со­хра­ня­лось вплоть до 13 в.

Лит.: Miccoli G. Chiesa Gregoriana ricerche sulla ri­forma del secolo XI. Firenze, 1966; Laudage J. Gregorianischer Reform und In­ves­titurstreit. Darmstadt, 1993.

Вернуться к началу