Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГОГ И МАГО́Г

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 285

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: C. С. Аверинцев

ГОГ И МАГО́Г (Ма­гог – воз­мож­но, от ак­кад. -mfit Gugu – стра­на Гу­гу), в эс­ха­то­ло­гич. ми­фах иу­да­из­ма и хри­сти­ан­ст­ва, а так­же ис­ла­ма (Йад­жудж и Мад­жудж) во­ин­ст­вен­ные ан­та­го­ни­сты на­ро­да божь­е­го, ко­то­рые при­дут в «по­след­ние вре­ме­на» с се­ве­ра или др. ок­ра­ин на­се­лён­но­го ми­ра. Ма­гог упо­мя­нут в Вет­хом За­ве­те как сын Иа­фе­та (Быт. 10:2; I Па­рал. 1:5), ро­до­на­чаль­ник-эпо­ним ка­ко­го-то се­вер­но­го по от­но­ше­нию к Па­ле­сти­не на­ро­да, по­став­лен­но­го в связь с ми­дя­на­ми и ким­ме­рий­ца­ми. В Кни­ге про­ро­ка Ие­зе­кии­ля Гог – князь Ро­ша, Ме­ше­ха и Фу­ва­ла, сим­во­ли­зи­рую­щих вра­ж­деб­ный ко­че­вой се­вер. Гог по­ве­дёт рать кон­ни­ков «от пре­де­лов се­ве­ра» в сою­зе с др. на­ро­да­ми, и про­изой­дет это «в по­след­ние дни», ко­гда Из­ра­иль вер­нёт­ся из пле­не­ния и бу­дет жить «безо­пас­но»; сам Ях­ве вы­сту­пит про­тив Го­га, по­ра­зит «на го­рах из­раи­ле­вых» его вой­ска и по­шлёт огонь на зем­лю Ма­гог (Ие­зек. 38–39). В но­во­за­вет­ном про­ро­че­ст­ве имя «Гог» по­ня­то как обо­зна­че­ние на­ро­да, а на­ше­ст­вие Г. и М. при­уро­че­но к ис­те­че­нию сро­ков ты­ся­че­лет­не­го цар­ст­ва, ко­гда са­та­на вый­дет из за­то­че­ния (ха­рак­те­рен мо­тив про­ры­ва за­пер­тых до вре­ме­ни сил зла, при­сут­ст­вую­щий и в му­сульм. вер­сии); при­дя с «че­ты­рёх уг­лов зем­ли», Г. и М. в не­ис­чис­ли­мом мно­же­ст­ве ок­ру­жат «стан свя­тых и го­род воз­люб­лен­ный», но бу­дут по­жра­ны ог­нём с не­бес (Откр. 20:7–9).

Вернуться к началу