Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГЛАГО́ЛЕВ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 207

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Т. Казарян

ГЛАГО́ЛЕВ Сер­гей Сер­гее­вич [9(21).10.1865, г. Кра­пив­на Туль­ской губ. – 2.10.1937, Ар­хан­гельск Се­вер­ной обл.], рос. бо­го­слов, ис­то­рик ре­ли­гии, ре­лигиоз­ный фи­ло­соф. Ро­дил­ся в се­мье свя­щен­ни­ка. Окон­чил Туль­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию (1885), Московскую ду­хов­ную ака­де­мию (МДА) (1889); про­фес­сор­ский сти­пен­ди­ат МДА (1889–90), од­но­вре­мен­но учил­ся в Мо­с­ков­ском и Бер­лин­ском уни­вер­си­тетах. Пре­по­да­вал в Во­ло­год­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии (1890–92) и в МДА на ка­фед­ре ос­нов­но­го бо­го­сло­вия (1892–1919), ор­ди­нар­ный профес­сор (с 1902), ви­це-пре­зи­дент Все­мир­но­го кон­грес­са ре­ли­гий в Па­ри­же (1900). Чи­тал тео­ре­тический курс «Ис­то­рия ре­ли­ги­оз­ной фи­ло­со­фии» на Выс­ших жен­ских кур­сах в Мо­ск­ве. Член Пред­со­бор­но­го со­ве­та (1917), По­ме­ст­но­го со­бо­ра Рос­сийской пра­во­слав­ной церк­ви (1917–1918). В 1920-е гг. пре­по­да­вал в сер­гие­во-по­сад­ских свет­ских учеб­ных за­ве­де­ни­ях и на Бо­го­слов­ских ака­де­мических кур­сах в Мо­ск­ве. В мае 1928 аре­сто­ван за «ан­ти­со­вет­скую дея­тель­ность», до­сроч­но ос­во­бо­ж­дён (1929). Про­жи­вал с семь­ёй в Во­ло­где. В ию­не 1937 аре­сто­ван вновь за «контр­ре­во­лю­ци­он­ную дея­тель­ность, про­во­ка­ци­он­ные слу­хи, про­па­ган­ду фа­шиз­ма; рас­стре­лян по при­го­во­ру «трой­ки» НКВД. Реа­би­ли­ти­ро­ван в августе 1991.

Ав­тор ра­бот по ос­нов­но­му бо­го­сло­вию, апо­ло­ге­ти­ке и ис­то­рии ре­ли­гии, Г. счи­тал гл. за­да­чей апо­ло­ге­ти­ки «на­уч­ное обос­но­ва­ние ис­тин ве­ры», под­чёр­ки­вая вме­сте с тем, что ис­тин­ная ве­ра в Бо­га яв­ля­ет­ся обя­за­тель­ным ус­ло­ви­ем ис­сле­до­ва­ния хри­сти­ан­ст­ва. Раз­ли­чая От­кро­ве­ние как сверхъ­ес­те­ст­вен­ное дей­ст­вие Бо­жие от яв­ле­ний ес­те­ст­вен­ных (или при­род­ных), при­чи­на ко­то­рых так­же в Бо­ге, но не не­по­сред­ст­вен­но, а че­рез ряд вто­рич­ных при­чин, Г. от­ме­чал, что су­ще­ст­ву­ют разл. пу­ти к Бо­гу: пер­вый – че­рез От­кро­ве­ние и ве­ру – име­ет про­мыс­ли­тель­ное зна­че­ние для су­деб всех лю­дей и на­ро­дов, вто­рой – «ес­те­ст­вен­ное бо­го­по­зна­ние» – ве­дёт че­ло­ве­ка к ве­ре че­рез по­зна­ние бо­же­ст­вен­но­го тво­ре­ния в нау­ке и фи­ло­со­фии. Ре­ли­гия и нау­ка не про­ти­во­ре­чат друг дру­гу, на­уч. от­кры­тия, об­на­ру­жи­вая бо­гат­ст­во и мно­го­об­ра­зие ми­ра, под­твер­жда­ют ис­тин­ность хри­сти­ан­ст­ва. Од­на­ко нау­ка в сво­их объ­яс­не­ни­ях не мо­жет по­стичь ко­неч­ных при­чин ми­ра, тай­ны тво­ре­ния.

Г. ис­хо­дил из де­ле­ния ре­ли­гий на сверхъ­ес­те­ст­вен­ную Бо­го­от­кро­вен­ную ре­ли­гию и воз­ник­шие вслед­ст­вие гре­хо­па­де­ния ес­те­ст­вен­ные ре­ли­гии: 1-й пе­ри­од – ас­си­ро-ва­ви­лон­ская, еги­пет­ская, хетт­ская, фи­ни­кий­ская, иу­да­изм; 2-й пе­ри­од – зо­роа­ст­ризм, кон­фу­ци­ан­ст­во, ре­ли­гии Ин­дии, греч. и рим. ре­ли­гии; 3 пе­ри­од – ис­лам. В ес­теств. ре­ли­ги­ях Г. ус­мат­ри­вал ис­ка­же­ние ис­тин­ных пред­став­ле­ний о Бо­ге Трои­це, не­ве­рие в еди­но­го Бо­га Спа­си­те­ля Ии­су­са Хри­ста, обо­го­тво­ре­ние при­род­ных сил (сти­хий), по­кло­не­ние им и мно­го­бо­жие.

Соч.: Сверхъ­ес­те­ст­вен­ное от­кро­ве­ние и ес­те­ст­вен­ное бо­го­по­зна­ние вне ис­тин­ной Церк­ви. Хар., 1900; Ис­лам. Сер­ги­ев По­сад, 1904; Ре­ли­гия в Япо­нии и Ко­рее. Хар., 1904; Из чте­ний о ре­ли­гии. Сер­ги­ев По­сад, 1905; Ма­те­рия и дух. СПб., 1906; Гре­че­ская ре­ли­гия. Сер­ги­ев По­сад, 1909. Ч. 1; По­со­бие к изу­че­нию ос­нов­но­го бо­го­сло­вия. М., 1912; Ес­те­ст­вен­но-на­уч­ные во­про­сы, в их от­но­ше­нии к хри­сти­ан­ско­му ми­ро­по­ни­ма­нию. Сер­ги­ев По­сад, 1913.

Лит.: Го­луб­цов С. А., про­то­ди­ак. Мо­с­ков­ское ду­хо­вен­ст­во в пред­две­рии го­не­ний 1917–1922 гг. М., 1999. С. 28, 29, 47; он же. Про­фес­су­ра МДА в се­тях Гу­ла­га и Че­Ка. М., 1999. С. 63–64.

Вернуться к началу