Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВХОД ГОСПО́ДЕНЬ В ИЕРУСАЛИ́М

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 101-102

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. С. Желтов; И. Л. Бусева-Давыдова (иконография)

ВХОД ГОСПО́ДЕНЬ В ИЕРУСАЛИ́М, один из глав­ных хри­сти­ан­ских цер­ков­ных празд­ни­ков, в пра­во­слав­ной церк­ви вхо­дя­щий в чис­ло дву­на­де­ся­тых празд­ников. Ус­та­нов­лен в па­мять од­но­го из глав­ных со­бы­тий по­след­них дней зем­ной жиз­ни Ии­су­са Хри­ста – тор­же­ст­вен­но­го при­бы­тия Спа­си­те­ля в Ие­ру­са­лим на­ка­ну­не празд­ни­ка Пас­хи [опи­сан 4 еван­ге­ли­ста­ми (Мф. 21:1–11; Мк. 11:1–11; Лк. 19:28–40; Ин. 12:12–19)], ко­то­рое сви­де­тель­ст­во­ва­ло о при­зна­нии евр. на­ро­дом мес­си­ан­ско­го дос­то­ин­ст­ва Хри­ста (см., напр.: свт. Гри­го­рий Па­ла­ма. Го­ми­лия 15) и од­но­вре­мен­но пред­ше­ст­во­ва­ло Его спа­си­тель­ным стра­да­- ни­ям. Празд­ну­ет­ся в по­след­нее предпас­халь­ное вос­кре­се­нье.

Глав­ное ме­сто в сим­во­ли­ке со­бы­тия В. Г. в И. и его ли­тур­гич. празд­но­ва­ния за­ни­ма­ют паль­мо­вые вет­ви (греч. Βαΐα ), и по­то­му празд­ник В. Г. в И. обыч­но на­зы­ва­ют Не­де­лей ва­ий (Паль­мо­вое вос­кре­се­нье); в слав. тра­ди­ции из­вест­но его обо­зна­че­ние и как Не­де­ли Цве­то­нос­ной, или Цвет­ной. На Ру­си в бо­го­слу­жеб­ной прак­ти­ке паль­мо­вые вет­ви тра­ди­ци­он­но за­ме­ня­ют вет­вя­ми вер­бы, от­че­го Не­де­ля ва­ий так­же но­сит назв. Верб­но­го вос­кре­се­нья.

Празд­ник В. Г. в И. в пра­во­слав­ном бо­го­слу­же­нии вклю­чён в цикл Трио­ди. Он яв­ля­ет­ся на­ча­лом Стра­ст­ной сед­ми­цы и на­сту­па­ет по­сле Ла­за­ре­вой суб­бо­ты, с ко­то­рой име­ет неск. об­щих пес­но­пе­ний. Тем са­мым ли­тур­гич. тра­ди­ция сле­ду­ет свя­то­оте­че­ской эк­зе­ге­зе, под­чёр­ки­ваю­щей не­раз­рыв­ную связь ме­ж­ду чу­дом вос­кре­ше­ния пра­вед­но­го Ла­за­ря, В. Г. в И. и Стра­стя­ми Гос­по­да. В от­личие от др. дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков, он не име­ет пред­празд­н­ст­ва и от­да­ния. Бо­го­слу­же­ние празд­ни­ка не пре­ду­смат­ри­ва­ет чте­ния вос­крес­ных тек­стов. Ус­тав бо­го­слу­же­ния – как у дру­гих Гос­под­ских дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков. На Ру­си в до­пет­ров­ские вре­ме­на в этот день со­вер­шал­ся осо­бый чин ше­ст­вия «на ос­ля­ти». Со­глас­но ус­та­ву, в Верб­ное вос­кре­се­нье ос­лаб­ля­ет­ся пост и доз­во­ля­ет­ся вку­ше­ние ры­бы. В ка­то­лич. церк­ви по­сле ре­форм Ва­ти­кан­ско­го II со­бо­ра пред­пас­халь­ное вос­кре­се­нье име­ет 2 те­мы – вос­по­ми­на­ние В. Г. в И. и Стра­с­тей Хри­сто­вых. В совр. рим­ско-ка­то­лич. оби­хо­де воз­мож­ны 3 ва­ри­ан­та празд­но­ва­ния: про­цес­сия с по­сле­дую­щим со­вер­ше­ни­ем мес­сы; мес­са, пред­ва­ряе­мая тор­же­ст­вен­ным вхо­дом в храм, без со­вер­ше­ния про­цес­сии; мес­са без тор­же­ст­вен­но­го вхо­да.

Иконография

«Вход Господень в Иерусалим».Фрагмент барельефа саркофага Юния Басса. 359. Музеи Ватикана. Архив «Православной энциклопедии»
Архив «Православной энциклопедии» «Вход Господень в Иерусалим». Фрагмент алтарного образа «Пала д’Оро» в соборе Святого Марка в Венеции. 12 в.

Пер­вые изо­бра­же­ния по­яв­ля­ют­ся в рель­е­фах сар­ко­фа­гов не ра­нее 4 в. (в т. ч. ла­те­ран­ские сар­ко­фа­ги, Му­зеи Ва­ти­ка­на). Наи­бо­лее про­стая ком­по­зи­ция – на сар­ко­фа­ге Юния Бас­са (там же): Хри­стос вос­се­да­ет на ос­ля­ти, один маль­чик сте­лет оде­ж­ды под ко­пы­та, вто­рой ло­ма­ет вет­ви. Ком­по­зиц. схе­ма ус­той­чи­ва, свя­за­на со сце­на­ми имп. три­ум­фов. Обыч­но, по­ми­мо Хри­ста на ос­ля­ти и апо­сто­лов, изо­бра­жа­ют­ся так­же встре­чаю­щие Его иу­деи с паль­мо­вы­ми вет­вя­ми в ру­ках, де­ти, ло­маю­щие вет­ви дре­ва и сте­лю­щие оде­ж­ды на зем­лю. Ие­ру­са­лим поч­ти все­гда изо­бра­жён спра­ва, в ви­де гра­да с вы­со­кой сте­ной и баш­ня­ми; внут­ри стен обыч­но вы­де­ля­ют­ся Ие­ру­са­лим­ский храм и дво­рец Иро­да (Рос­сан­ское Еван­ге­лие, 6 в.). Ком­по­зи­ция поч­ти без из­ме­не­ний ис­поль­зо­ва­лась как в ви­зант. ми­ре (рез­ной дип­тих, 2-я пол. 10 – нач. 11 вв., Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург; ико­на-тет­рап­тих из мон. Св. Ека­те­ри­ны на Си­нае, 12 в.; ико­на-таб­лет­ка, нач. 16 в., Нов­го­род­ский му­зей-за­по­вед­ник), так и на За­па­де вплоть до 20 в. (ми­ниатю­ра Бе­не­дик­цио­на­ла св. Этель­воль­да, 973–980, Бри­тан­ский му­зей; фре­ска Джот­то в Ка­пел­ле дель-Аре­на в Па­дуе, 1304–06; «Вход Хри­ста в Ие­ру­са­лим» Фра Анд­же­ли­ко, 1450, му­зей Гет­ти, Лос-Анд­же­лес; гра­вю­ры А. Дю­ре­ра, нач. 16 в.; кар­ти­на В. Морг­не­ра, 1912, Му­зей на Ост­вал­ле, Дор­тмунд). К ред­ким ико­но­гра­фич. де­та­лям от­но­сят­ся изо­бра­же­ния ос­ли­цы с ос­лён­ком, со­глас­но Еван­ге­лию от Мат­фея («Вход Хри­ста в Ие­ру­са­лим» Дуч­чо ди Буо­нин­се­нья, 1308–11, му­зей Опе­ра дель-Дуо­мо, Сие­на), апо­сто­ла, ве­ду­ще­го ос­ла (мо­заи­ка ц. Ус­пе­ния Бо­го­ма­те­ри в Даф­ни, ок. 1100), па­даю­щих идо­лов над вра­та­ми Ие­ру­са­ли­ма (Го­ду­нов­ская псал­тирь, 1591, Му­зеи Мо­с­ков­ско­го Крем­ля); ча­ще встре­ча­ют­ся фи­гур­ки де­тей, ко­то­рые бо­рют­ся или сов­ле­ка­ют с се­бя оде­ж­ду (мо­заи­ка Па­ла­тин­ской ка­пел­лы в Па­лер­мо, 1140–50-е гг.). В иск-ве Но­во­го вре­ме­ни из­вест­ны не­ти­пич­ные ва­ри­ан­ты, ко­гда Хри­стос на­прав­ля­ет­ся пря­мо на зри­те­ля (кар­ти­на Б. Р. Гей­дена, 1814–20, се­ми­на­рия Ма­унт-Сент-Мэ­ри, Цин­цин­на­ти) или, на­обо­рот, по­ка­зан в от­да­ле­нии, ок­ру­жён­ный на­ро­дом (гра­вю­ра по рис. Г. До­ре, 1865).

Лит.: Ин­но­кен­тий (Бо­ри­сов), еп. Хер­сон­ский. По­след­ние дни зем­ной жиз­ни Гос­по­да на­ше­го Ии­су­са Хри­ста. Од., 1857. Ч. 1; Дмит­ри­ев­ский А. А. Бо­го­слу­же­ние стра­ст­ной и пас­халь­ной сед­миц во св. Ие­ру­са­ли­ме IX–X вв. Ка­зань, 1894; Dinkler E. Der Einzug in Jerusalem: Ikonographische Untersuchungen im Anschluß an ein bischer unbekanntes Sarko­phagfragment. Oplanden, 1970; Chourgaїa G. La Tradizione liturgica del sabato di Lazaro e della domenica delle palme nei manoscritti bi­zantini dei sec. XI–XII. Roma, 1996; По­кров­ский Н. В. Еван­ге­лие в па­мят­ни­ках ико­но­гра­фии пре­иму­ще­ст­вен­но ви­зан­тий­ских и рус­ских. 2-е изд. М., 2001. С. 347–352; Тка­чен­ко А. А., Жел­тов М., ди­ак., Квли­вид­зе Н. В. Вход Гос­по­день в Ие­ру­са­лим // Пра­во­слав­ная эн­цик­ло­пе­дия. 2005. Т. 10.

Вернуться к началу