Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПА́ВЕЛ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 8-11

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Архим. Ианнуарий (Ивлиев), А. Г. Барков (иконография в византийском и древнерусском искусстве), А. В. Пожидаева (иконография в западноевропейском искусстве). 
«Апостол Павел». Икона из так называемого Звенигородского чина. Приписывается Андрею Рублёву. Ок. 1400.

ПА́ВЕЛ (греч. Παῦλος, лат. Paulus) [ве­ро­ят­но, 5–10, г. Тарс в Ки­ли­кии, Ма­лая Азия (ны­не Тар­сус, Тур­ция) – 64–67, Рим], пер­во­вер­хов­ный апо­стол (на­ря­ду с ап. Пет­ром; при этом П. не вхо­дит в чис­ло 12 апо­сто­лов), ав­тор по­сла­ний (пи­сем), вклю­чён­ных в со­став Но­во­го За­ве­та, хри­сти­ан­ский свя­той. Све­де­ния о его жиз­ни пред­став­ле­ны в но­во­за­вет­ных тек­стах: кн. Дея­ния апо­сто­лов и его собств. по­сла­ни­ях, а так­же в ран­них апок­ри­фах («Дея­ния Пав­ла и Фёк­лы», 2 в.). Аб­со­лют­ная хро­но­ло­гия со­бы­тий при этом весь­ма при­бли­зи­тель­на.

Ро­дил­ся в се­мье кон­сер­ва­тив­ных иуде­ев рас­сея­ния. Евр. имя при ро­ж­де­нии – Савл (Са­ул) (евр. שאול – Ша­уль). Имел рим. гра­ж­дан­ст­во, по­лу­чен­ное при ро­ж­де­нии (Де­ян. 22:28). Как рим. гра­ж­да­нин имел рим. имя, ча­стью ко­то­ро­го, воз­мож­но, яв­ля­лось про­зви­ще (cognomen) Па­вел (в пер. с лат. – ма­лый); пол­ный со­став рим. име­ни ос­та­ёт­ся не­из­вест­ным. Воз­мож­но, по на­след­ст­ву к Сав­лу пе­ре­шло ре­мес­ло ши­тья па­ла­ток для рим. ар­мии, ко­то­рым он за­ра­ба­ты­вал на жизнь (Де­ян. 18:3). Савл был вос­пи­тан в тра­ди­ци­ях стро­го­го фа­ри­сей­ско­го бла­го­чес­тия (Гал. 1:14). Од­на­ко г. Тарс был од­ним из цен­тров эл­ли­ни­стич. об­ра­зо­ван­но­сти, по­это­му Савл хо­ро­шо вла­дел греч. яз. и был зна­ком с гре­ко-рим. куль­ту­рой. Ос­нов­ное бо­го­слов­ское об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил в Ие­ру­са­ли­ме в рав­вин­ской ака­де­мии у зна­ме­ни­то­го учи­те­ля Га­ма­лии­ла I (см. Га­ма­ли­ил), из­вест­но­го свои­ми ли­бе­раль­ны­ми взгля­да­ми (Де­ян. 22:3). Име­но­вал се­бя фа­ри­се­ем (Де­ян. 23:6), был стро­гим рев­ни­те­лем иу­дей­ской ве­ры и го­ни­те­лем не­дав­но воз­ник­ше­го хри­сти­ан­ст­ва (Де­ян. 8:3; Гал. 1:13). Будучи сви­де­те­лем смер­ти в Ие­ру­са­ли­ме пер­во­му­че­ни­ка Сте­фа­на, одоб­рял его убий­ст­во (Де­ян. 7:58 – 8:1).

«Обращение Савла». Картина Караваджо из капеллы Черази в церкви Санта-Мария-дель-Пополо в Риме. 1601.

От Си­нед­рио­на Савл по­лу­чил пол­но­мо­чия пре­сле­до­вать хри­сти­ан в Да­ма­ске (по од­ной из тра­диц. да­ти­ро­вок, ок. 31–32). Од­на­ко по пу­ти в Да­маск он пе­ре­жил чрез­вы­чай­ный мис­тич. опыт встре­чи с вос­крес­шим Ии­су­сом Хри­стом (Де­ян. 9:1–9). Этот опыт при­вёл его к об­ра­щению в хри­сти­ан­ст­во, он был кре­щён и с име­нем П. стал рев­но­ст­ным про­по­вед­ни­ком пре­ж­де го­ни­мо­го им уче­ния. Из Да­ма­ска на 3 го­да от­пра­вил­ся в Ара­вию, за­тем вер­нул­ся в Да­маск и вско­ре по­се­тил Ие­ру­са­лим (ок. 34–35), где по­зна­ко­мил­ся с апо­сто­ла­ми Пет­ром и Иа­ко­вом, бра­том Гос­под­ним (см. Иа­ков Пра­вед­ный), за­ру­чив­шись их под­держ­кой сво­ей мис­сии сре­ди языч­ни­ков (Гал. 1:15–22). П. стал из­вес­тен в ис­то­рии Церк­ви имен­но как «апо­стол языч­ни­ков».

П. мис­сио­нер­ст­во­вал в Си­рии и Ки­ли­кии (ок. 34–35 – 48). В кон­це это­го пе­рио­да в со­про­во­ж­де­нии ап. Вар­на­вы со­вер­шил т. н. Пер­вое мис­сио­нер­ское пу­те­ше­ст­вие, по­се­тив Кипр и ос­но­вав хри­сти­ан­ские об­щи­ны в го­ро­дах на юге Ма­лой Азии (Де­ян. 13:4 – 14:26). За от­ри­ца­ние не­об­хо­ди­мо­сти об­ре­за­ния языч­ни­ков и обя­за­тель­но­го со­блю­де­ния ими пра­вил иу­дей­ской ри­ту­аль­ной чис­то­ты П. под­вер­гал­ся рез­кой кри­ти­ке со сто­ро­ны т. н. иу­део-хри­сти­ан. Эти раз­но­гла­сия при­ве­ли к не­об­хо­ди­мо­сти со­зы­ва Апо­столь­ско­го со­бо­ра в Ие­ру­са­ли­ме (ок. 48–49), на ко­то­ром в це­лом бы­ли одоб­ре­ны осн. прин­ци­пы про­по­ве­ди П. и её бо­го­слов­ское со­дер­жа­ние (Де­ян. 15:1–29). Так на­зы­вае­мое Вто­рое мис­сио­нер­ское пу­те­ше­ст­вие (ок. 49–52) на­ча­лось в Ан­ти­охии, в хо­де не­го П. про­шёл Ма­лую Азию и дос­тиг бе­ре­гов Ев­ро­пы, ос­но­вал хри­сти­ан­ские церк­ви в рим. про­вин­ци­ях Га­ла­тия, Азия, Ма­ке­до­ния (г. Фи­лип­пы, г. Фес­са­ло­ни­ки), Ахайя (г. Ко­ринф). В Ко­рин­фе он про­жил 1,5 го­да, по­сле че­го был вы­ну­ж­ден по­ки­нуть го­род. Че­рез Эфес, Ке­са­рию и Ие­ру­са­лим вер­нул­ся в Ан­ти­охию (Де­ян. 15:35 – 18:22). Так на­зы­вае­мое Третье мис­сио­нер­ское пу­те­ше­ст­вие П. (ок. 52–56) про­ле­га­ло че­рез ос­но­ван­ные им пре­ж­де церк­ви в Ма­лой Азии с дли­тель­ной за­держ­кой в Эфе­се, где в те­че­ние двух с лиш­ним лет он за­ни­мал­ся про­по­ве­дью в учи­ли­ще фи­ло­со­фа Ти­ран­на. Ус­пех про­по­ве­ди П. при­вёл к па­де­нию до­хо­дов ре­мес­лен­ни­ков, за­ра­ба­ты­вав­ших на из­го­тов­ле­нии и про­да­же куль­то­вых языч. аму­ле­тов и су­ве­ни­ров. Се­реб­ря­ных дел мас­тер Ди­мит­рий под­нял на­род­ное вос­ста­ние про­тив П., что за­ста­ви­ло апо­сто­ла уда­лить­ся из Эфе­са. По­се­тив Ко­ринф, че­рез Ма­лую Азию он при­был в Ие­ру­са­лим (Де­ян. 18:23–21:26). Здесь не­на­висть иуде­ев к П. как к от­ступ­ни­ку от За­ко­на Мои­сея пе­ре­рос­ла в от­кры­тые уг­ро­зы его жиз­ни. Рим. вла­сти вы­ну­ж­де­ны бы­ли взять П. под стра­жу. Ока­зав­шись в за­то­че­нии, он про­вёл под след­ст­ви­ем и су­дом в г. Ке­са­рия 2 го­да (ок. 56–58), после че­го был от­прав­лен в Рим для ре­ше­ния его де­ла в им­пер­ском су­де, на ко­то­рый имел пра­во как рим. гра­ж­да­нин. На пу­ти П. по­пал в ко­раб­ле­кру­ше­ние воз­ле о. Маль­та, по­сле че­го до­стиг Ри­ма, где про­вёл в ка­че­ст­ве под­след­ст­вен­но­го уз­ни­ка 2 го­да, при этом имея воз­мож­ность ра­бо­тать и про­по­ве­до­вать (Де­ян. 21:27 – 28:31). Даль­ней­шая судь­ба П. из­вест­на толь­ко из цер­ков­но­го пре­да­ния, ко­то­рое со­об­ща­ет о его ос­во­бо­ж­де­нии, о мис­сио­нер­ских пу­те­ше­ст­ви­ях (о. Крит, Дал­ма­ция, Ис­па­ния), о но­вом су­де над ним в Ри­ме и о его му­че­нич. кон­чи­не че­рез от­се­че­ние го­ло­вы при имп. Не­ро­не ме­ж­ду 64 и 67.

П. ос­та­вил цен­ней­шее письм. на­сле­дие, со­став­ляю­щее 14 по­сла­ний, во­шед­ших в ка­нон книг Но­во­го За­ве­та. Сре­ди этих по­сла­ний совр. биб­леи­сти­ка вы­де­ля­ет 7 без­ус­лов­но ау­тен­тич­ных: Рим­ля­нам, Пер­вое и Вто­рое ко­рин­фя­нам, Га­ла­там, Фи­лип­пий­цам, Пер­вое фес­са­ло­ни­кий­цам и Фи­ли­мо­ну. Семь др. по­сла­ний – Ефе­ся­нам, Ко­лос­ся­нам, Вто­рое фес­са­ло­ни­кий­цам, Пер­вое и Вто­рое Ти­мо­фею, Ти­ту и Ев­ре­ям – в той или иной сте­пе­ни под­вер­га­ют­ся со­мне­нию в их ау­тен­тич­но­сти.

Пи­са­ния П. от­ра­зи­ли ши­ро­кое об­ра­зо­ва­ние, ум, лит. та­лант и эмо­цио­наль­ную глу­би­ну его лич­но­сти. В по­сла­ни­ях П. не толь­ко за­сви­де­тель­ст­во­вал ве­ру ран­ней Церк­ви, но и ис­тол­ко­вал её, за­ло­жив ос­но­вы хри­сти­ан­ско­го бо­го­сло­вия. Не ста­вя се­бе це­лью соз­да­ние бо­го­слов­ской сис­те­мы, П. вы­сту­па­ет ско­рее как про­по­вед­ник, учи­тель и пас­тырь. Его бо­го­слов­ские рас­су­ж­де­ния си­туа­тив­ны как от­ве­ты на воз­ни­каю­щие в той или иной об­щи­не кон­крет­ные про­бле­мы ве­ро­учи­тель­но­го или нрав­ст­вен­но­го ха­рак­те­ра. В сво­ей бо­го­слов­ской ар­гу­мен­та­ции он опи­ра­ет­ся на собств. хри­сти­ан­ский мис­тич. опыт, а так­же на тра­диц. иу­дей­скую учё­ность и хо­ро­шее рим­ско-эл­лин­ское об­ра­зо­ва­ние. В цен­тре бо­го­сло­вия П. на­хо­дит­ся лич­ность Ии­су­са Хри­ста, при­шед­ше­го во пло­ти Сы­на Бо­жия, рас­пя­то­го на кре­сте и вос­крес­ше­го (1 Кор. 1:23; 2:2; Гал. 2:20). Осо­бое ме­сто в его пи­са­ни­ях за­ни­ма­ет со­те­рио­ло­гич. во­прос об оп­рав­да­нии греш­ни­ков ве­рой в Ии­су­са Хри­ста, а не де­ла­ми За­ко­на (Гал. 2:16; Рим. 3:28). Это бо­го­слов­ское по­ло­же­ние вы­зва­ло ожес­то­чён­ную кри­ти­ку со сто­ро­ны кон­сер­ва­тив­ных иу­део-хри­сти­ан. В по­сла­ни­ях П. раз­ви­ты так­же эс­ха­то­ло­гич., экк­ле­зио­ло­гич. и этич. воз­зре­ния ран­ней Церк­ви. П. сфор­му­ли­ро­вал ряд со­ци­аль­но зна­чи­мых по­ло­же­ний: о меж­че­ло­ве­че­ских от­но­ше­ни­ях, об от­но­ше­нии к вла­стям. Важ­ней­шим эле­мен­том его прак­тич. на­став­ле­ний яв­ля­ет­ся пас­тыр­ская за­бо­та о вве­рен­ных ему церк­вах и кон­крет­ных хри­стиа­нах.

В хри­сти­ан­ском ми­ре па­мять П. от­ме­ча­ет­ся в один день с па­мя­тью ап. Пет­ра – день пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла [по ка­лен­да­рю Рус. пра­во­слав­ной церк­ви – 29 ию­ня (12 ию­ля)]. В пра­во­слав­ной тра­ди­ции это­му дню пред­шест­ву­ет мно­го­днев­ный Пет­ров (Апо­столь­ский) пост. Час­ти­цы мо­щей П. пред­по­ло­жи­тель­но на­хо­дят­ся в рим. ба­зи­ли­ке Сан-Пао­ло-фуо­ри-ле-Му­ра.

Иконография

Апостол Павел. Фрагмент мозаики в куполе Арианского баптистерия в Равенне. 493–526.

В апок­ри­фе «Дея­ния Пав­ла и Фёк­лы» со­дер­жит­ся од­но из древ­ней­ших опи­са­ний внеш­но­сти П. как че­ло­ве­ка низ­ко­рос­ло­го, лы­со­го, «с но­га­ми кри­вы­ми, с бро­вя­ми срос­ши­ми­ся, с но­сом не­мно­го вы­сту­паю­щим, пол­но­го ми­ло­сти…». Са­мые ран­ние изо­бра­же­ния П. встре­ча­ют­ся в рос­пи­сях ка­та­комб в Ри­ме: Пет­ра и Мар­цел­ли­на (2-я пол. 3 – 1-я пол. 4 вв.), До­ми­цил­лы (сер. 4 в.), Пре­тек­ста­та (2-я пол. 4 в.), Ко­мо­дил­лы (4 в.). От ран­не­ви­зант. пе­рио­да дош­ли оди­ноч­ные об­ра­зы П. (брон­зо­вая ста­ту­эт­ка кон. 4 в., Нац. ар­хео­ло­гич. му­зей, Каль­я­ри). Не­смот­ря на то, что П. не был сре­ди 12 апо­сто­лов, его об­раз вклю­ча­ет­ся в их со­став [мо­заи­ки бап­ти­сте­рия Пра­во­слав­ных, 451–475; Ари­ан­ско­го бап­ти­сте­рия, 493–526; Ар­хи­епи­скоп­ской ка­пел­лы, 494–519; ц. Сан-Ви­та­ле, 546–547 (все – в Ра­вен­не); ц. Св. Ека­те­ри­ны Си­най­ско­го мон., 548–565].

Уже с 4 в. об­ра­зы апо­сто­лов Пет­ра и П. вы­де­ля­ют­ся сре­ди изо­бра­же­ний др. уче­ни­ков Хри­ста, что бы­ло сви­де­тель­ст­вом их по­чи­та­ния как пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов (мо­заи­ка на три­ум­фаль­ной ар­ке ц. Сан­та-Ма­рия-Мад­жо­ре в Ри­ме, ок. 432–440). В это вре­мя фор­ми­ру­ет­ся ком­по­зи­ция «Traditio legis» («Дая­ние за­ко­на»), сим­во­ли­зи­рую­щая дая­ние Хри­стом Церк­ви но­во­за­вет­ной за­по­ве­ди люб­ви. В ней П. изо­бра­жа­ет­ся об­ла­чён­ным в бе­лый ги­ма­тий, стоя­щим или си­дя­щим по пра­вую ру­ку от Хри­ста, ко­то­рый бла­го­слов­ля­ет его ли­бо вру­ча­ет ему сви­ток или ко­декс [мо­заи­ка ап­си­ды мав­зо­лея Кон­стан­ции в Ри­ме (3-я четв. 4 в.), рель­еф сар­ко­фа­га Юния Бас­са (359, гро­ты Ва­ти­ка­на)]. Цик­лы дея­ний и стра­стей П. бы­ли наи­бо­лее пол­но пред­став­ле­ны в не­со­хра­нив­ших­ся мо­заи­ках центр. не­фа ба­зи­ли­ки Сан-Пао­ло-фуо­ри-ле-Му­ра в Ри­ме (440–461), а так­же в мо­заи­ках ц. Свя­тых апо­сто­лов в Кон­стан­ти­но­по­ле (6 в., не сохр., из­вест­ны по опи­са­нию Ни­ко­лая Ме­са­ри­та). Сце­ны дея­ний П. изо­бра­жа­лись на рель­е­фах сар­ко­фа­гов, наи­бо­лее час­то встре­ча­ют­ся сю­же­ты «Му­че­ни­че­ст­во», «По­бие­ние кам­ня­ми», «Чу­до с ехид­ной», «Ис­це­ле­ние су­хо­ру­ко­го», «Встре­ча с апо­сто­лом Пет­ром», «Обу­че­ние Фёк­лы». Час­то эти сце­ны со­вме­ща­лись со сце­на­ми стра­стей ап. Пет­ра и Хри­ста (сар­ко­фаг Юния Бас­са; сар­ко­фаг с сим­во­лом Вос­кре­се­ния, сер. 6 в., му­зей Пио-Кри­стиа­но, Ва­ти­кан; ка­та­ком­бы Сан-Се­ба­сть­я­но в Ри­ме). В 12 в. на Си­ци­лии бы­ло соз­да­но неск. круп­ных цик­лов дея­ний П. (мо­заи­ки Па­ла­тин­ской ка­пел­лы в Па­лер­мо, 1140–50-е гг., со­бо­ра в Мон­реа­ле, 1180–94). Изо­бра­же­ния П. вхо­дят в со­став ми­ниа­тюр ил­лю­ми­ни­ро­ван­ных ру­ко­пи­сей Апо­сто­ла, а так­же мн. др. ру­ко­пи­сей, со­дер­жа­щих раз­вёр­ну­тые еван­гель­ские цик­лы.

С 6 в. об­раз П. вклю­ча­ет­ся в сце­ны «Воз­не­се­ние Гос­под­не» и «Со­ше­ст­вие Св. Ду­ха» (ми­ниа­тю­ры Еван­ге­лия Рав­ву­лы, 586, б-ка Лау­рен­циа­на, Фло­рен­ция; рель­еф ам­пу­лы, 6 в., Со­кро­вищ­ница со­бо­ра в Мон­це, Ита­лия; ико­на «Воз­не­се­ние» 8–9 вв. из Си­най­ско­го мон. Св. Ека­те­ри­ны), в сце­ну «Ев­ха­ри­стия» (дис­кос из Ри­хи, 565–578, кол­лек­ция Дум­бар­тон-Окс, Ва­шинг­тон), а так­же в сце­ны «Ото­сла­ние апо­сто­лов на про­по­ведь» и «Апо­сто­лы, про­по­ве­дую­щие на­ро­дам». С 10–11 вв. об­раз П. вме­сте с об­ра­зом ап. Пет­ра вклю­ча­ет­ся в со­став ком­по­зи­ции Деи­су­са (ико­на кон. 11 – нач. 12 вв. из Си­най­ско­го мон.; ико­на из мон. Хи­лан­дар на Афо­не, 1360-е гг.), сцен «Ус­пе­ние Бо­го­ма­те­ри» (пла­сти­на из сло­но­вой кос­ти, кон. 10 в., Мет­ро­по­ли­тен-му­зей, Нью-Йорк; фре­ска на зап. сте­не ц. Св. Трои­цы в мон. Со­по­ча­ны, Сер­бия, ок. 1265) и «Страш­ный суд» (в чис­ле 12 апо­сто­лов, мо­заи­ка сер. 11 – 2-й пол. 12 вв. на зап. сте­не ц. Сан­та-Ма­рия-Ас­сун­та на ве­не­ци­ан­ском о. Тор­чел­ло).

Из­вест­ны так­же пар­ные изо­бра­же­ния апо­сто­лов Пет­ра и П., ко­то­рые ин­тер­пре­ти­ру­ют­ся как об­раз Церк­ви. Ино­гда апо­сто­лы изо­бра­жа­ют­ся дер­жа­щи­ми мо­дель хра­ма или пред­стоя­щи­ми Кре­сту (ико­ны «Пётр и Па­вел» из Ви­зант. му­зея в Афи­нах, сер. 14 в., и из риз­ни­цы мон. Хи­лан­дар на Афо­не, 18 в.). К ред­ко­му ва­ри­ан­ту ико­но­гра­фии П. от­но­сит­ся фре­ска в ц. Спа­са мон. Жи­ча в Сер­бии (ок. 1309–16), где П. изо­бра­жён дер­жа­щим на го­ло­ве ко­декс Еван­ге­лия (на­про­тив – ап. Пётр с мо­де­лью хра­ма); апо­сто­лы пред­став­ле­ны здесь как стол­пы Церк­ви. С ран­не­хри­сти­ан­ско­го вре­ме­ни из­вес­тен ико­но­гра­фич. тип «Объ­я­тия апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла» («По­це­луй ми­ра», пряж­ка из сло­но­вой кос­ти 1-й четв. 5 в., Му­зей ар­хео­ло­гич. рас­ко­пок в Кас­тел­ла­ма­ре-ди-Ста­бия, мо­заи­ки Па­ла­тин­ской ка­пел­лы в Па­лер­мо, сев. ка­пел­лы со­бо­ра в Мон­реа­ле и др.).

Апостол Павел. Фрагмент иконы из деисусного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Приписывается Феофану Греку. Кон. 14 в. или 1405.

В др.-рус. иск-ве ико­но­гра­фия П. сле­ду­ет осн. ва­ри­ан­там ви­зант. тра­ди­ции. Са­мые ран­ние изо­бра­же­ния П. в Древ­ней Ру­си – вы­пол­нен­ные ви­зант. мас­те­ра­ми фре­ски и мо­заи­ки Со­фий­ско­го со­бо­ра в Кие­ве (1030–40-е гг.), а так­же ико­на «Апо­сто­лы Па­вел и Пётр» (сер. 11 в., из Со­фий­ско­го со­бо­ра в Ве­ли­ком Нов­го­ро­де; ны­не в соб­ра­нии Нов­го­род­ско­го гос. объединённого му­зея-за­по­вед­ни­ка в Ве­ли­ком Нов­го­ро­де), где апо­сто­лы вы­сту­па­ют как но­си­те­ли све­та Хри­сто­вой ис­ти­ны, рас­кры­той че­рез них но­во­об­ра­щён­но­му на­ро­ду. Цикл дея­ний апо­сто­лов Пет­ра и П. наи­бо­лее пол­но со­хра­нил­ся в рос­пи­сях Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го со­бо­ра Ми­ро­жско­го мон. в Пско­ве (1140-е гг.). На Ру­си соз­да­ва­лись пар­ные ико­ны апо­сто­лов Пет­ра и П.: ико­на (сер. 13 в.) из Бе­ло­зер­ска (ГРМ), где апо­сто­лы пред­став­ле­ны в ка­че­ст­ве вои­нов Хри­сто­вых (те­ма, став­шая ак­ту­аль­ной в пе­ри­од мон­го­ло-тат. на­ше­ст­вия); об­раз из Ус­пен­ско­го со­бо­ра Мо­с­ков­ско­го Крем­ля (1410-е гг.), ико­на «Апо­сто­лы Пётр и Па­вел с жи­ти­ем» (16 в., Нов­го­род­ский гос. му­зей-за­по­вед­ник).

«Апостолы Пётр и Павел». Икона сер. 11 в. Новгородский государственный объединённый музей-заповедник (Великий Новгород).

С кон. 14 в. об­раз П. вхо­дит в со­став деи­сус­но­го ря­да вы­со­ко­го ико­но­ста­са. В это вре­мя бы­ли соз­да­ны са­мые из­вест­ные на Ру­си об­ра­зы П.: из деи­сус­но­го чи­на ико­но­ста­са Бла­го­ве­щен­ско­го со­бо­ра Мо­с­ков­ско­го Крем­ля (кон. 14 в. или 1405; при­пи­сы­ва­ет­ся Фео­фа­ну Гре­ку), ико­на «Апо­стол Па­вел» из т. н. Зве­ни­го­род­ско­го чи­на, счи­таю­щая­ся ра­бо­той Ан­д­рея Руб­лё­ва (ок. 1400, ГТГ), и ико­на из деи­сус­но­го ря­да Ус­пен­ско­го со­бо­ра во Вла­ди­ми­ре (1408, ГРМ); они ста­ли клас­сич. об­раз­ца­ми для ико­но­пи­си 16 – нач. 17 вв. В сер. 15–17 вв. рас­про­стра­ня­ет­ся ва­ри­ант ком­по­зи­ции «Со­бор 12 апо­сто­лов» в ви­де ло­зы с по­лу­фи­гур­ны­ми изо­бра­же­ния­ми апо­сто­лов (фре­ска сер. 16 в. на га­ле­рее Бла­го­ве­щен­ско­го со­бо­ра Мо­с­ков­ско­го Крем­ля). Ма­ло­рас­про­ст­ра­нён­ным ва­ри­ан­том ико­но­гра­фии П. яв­ля­ют­ся сце­ны из «По­вес­ти о Пет­ре, ца­ре­ви­че Ор­дын­ском» (15 в.): «Яв­ле­ние Пет­ра и Пав­ла ца­ре­ви­чу Пет­ру Ор­дын­ско­му» и «Апо­сто­лы Пётр и Па­вел вру­ча­ют Ор­дын­ско­му ца­ре­ви­чу Пет­ру день­ги на строи­тель­ст­во хра­ма» (рос­пи­си Ар­хан­гель­ско­го со­бо­ра Мо­с­ков­ско­го Крем­ля, 1564–65, переписаны во 2-й пол. 17 в.). В кон. 17 в. те­ма апо­столь­ской про­по­ве­ди (стра­да­ний апо­столь­ских) рас­про­стра­ня­ет­ся в ви­де слож­ных ком­по­зиц. по­строе­ний, соз­дан­ных под влия­ни­ем зап. об­раз­цов: фре­ска в Бла­го­ве­щен­ском со­бо­ре Соль­вы­че­год­ска (1601), ико­на «Апо­столь­ская про­по­ведь» Ф. Е. Зу­бо­ва (1660–62, Яро­слав­ский ис­то­ри­ко-ар­хит. и ху­дож. му­зей-за­по­вед­ник); ико­на «Рас­пя­тие с апо­столь­ски­ми стра­да­ния­ми» Фё­до­ра Ни­ки­ти­на Рож­но­ва (1699, Му­зеи Мо­с­ков­ско­го Крем­ля).

«Апостол Павел». Картина Рембрандта. 1635. Художественно-исторический музей (Вена).

В зап.-ев­роп. иск-ве, как и на Вос­то­ке, П. изо­бра­жа­ет­ся лы­сым, с чёр­ной ост­ро­ко­неч­ной бо­ро­дой и крюч­ко­ва­тым но­сом, обыч­но в то­ге рим. гра­ж­да­ни­на (мо­заи­ка в ап­си­де ба­зи­ли­ки Сан­та-Прас­се­де в Ри­ме, 817–824). Наи­бо­лее ти­пичным ат­ри­бу­том П. ста­но­вит­ся текст его По­сла­ний, изо­бра­жае­мых в ви­де за­кры­той кни­ги, свит­ка или отд. лис­тов (ини­циа­лы, от­кры­ваю­щие тек­сты По­сла­ний в ру­ко­пи­сях 9–14 вв.). В Биб­лии Сан-Пао­ло-фуо­ри-ле-Му­ра (9 в., мон. Сан-Пао­ло-фуо­ри-ле-Му­ра, Рим) изо­бра­же­ны жи­тий­ные сце­ны П. («Об­ра­ще­ние Сав­ла», «Про­по­ведь», «Бег­ст­во из тем­ни­цы» и др.). Жи­тий­ные цик­лы П. встре­ча­ют­ся в ка­пел­ле св. Ан­сель­ма со­бо­ра в Кен­тер­бе­ри (кон. 12 в.), вит­ра­жах Шартр­ско­го со­бо­ра (нач. 13 в.). С 12 в. фи­гу­ра П. ста­но­вит­ся оли­це­творе­ни­ем Но­во­го За­ве­та в про­об­ра­зо­ва­тель­ных ком­по­зи­ци­ях и изо­бра­жа­ет­ся ря­дом с про­ро­ка­ми: с Да­ви­дом (Фло­реф­ская биб­лия, Бри­тан­ская б-ка, Лон­дон, сер. или 3-я четв. 12 в.), с Мои­се­ем в ком­по­зи­ции «Мис­ти­че­ская мель­ни­ца», где Мои­сей на­сы­па­ет зер­но Вет­хо­го За­ве­та, а П. со­би­ра­ет му­ку Но­во­го За­ве­та (ка­пи­тель не­фа ц. Сен-Ла­зар в Отё­не, ок. 1130). На­чи­ная с 13 в. ат­ри­бу­том П. ста­но­вит­ся меч (изо­бра­же­ние П. на центр. зап. пор­та­ле Амь­ен­ско­го со­бо­ра, ок. 1240), ко­то­рым он был каз­нён.

В зап.-ев­роп. ре­лиг. жи­во­пи­си Но­во­го вре­ме­ни об­раз П. стал од­ним из наи­бо­лее мно­го­гран­ных. В его трак­тов­ке яр­ко про­яви­лось порт­рет­ное мас­тер­ст­во та­ких ху­дож­ни­ков, как А. Дю­рер (кар­ти­на «Че­ты­ре апо­сто­ла», 1526, Ста­рая пи­на­ко­те­ка, Мюн­хен), Эль Гре­ко (кар­ти­на «Апо­сто­лы Пётр и Па­вел», ок. 1592, Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург), Рем­брандт («Апо­стол Па­вел», 1635, Ху­дож.-ис­то­рич. му­зей, Ве­на) и др. Дра­ма­тизм жи­тий­ных эпи­зо­дов апо­сто­ла вы­ра­зи­ли Ми­ке­ланд­же­ло (рос­пи­си пап­ской ка­пел­лы Пао­ли­на в Ва­ти­ка­не, 1542–45), Ка­ра­вад­жо (кар­ти­на «Об­ра­ще­ние Сав­ла», 1601, ка­пел­ла Че­ра­зи в ц. Сан­та-Ма­рия-дель-По­по­ло в Ри­ме), Пьет­ро да Кор­то­на (кар­ти­на «Ана­ния воз­вра­ща­ет зре­ние апо­сто­лу Пав­лу», ок. 1631, ц. Сан­та-Ма­рия-дел­ла-Кон­че­цио­не в Ри­ме) и др. мас­те­ра.

Лит.: Глу­бо­ков­ский Н. Н. Бла­го­вес­тие св. Апо­сто­ла Пав­ла по его про­ис­хо­ж­де­нию и су­ще­ст­ву. СПб., 1905–1912. Кн. 1–3; Ру­дин­ский Н., свящ. Жизнь и тру­ды св. Апо­сто­ла Пав­ла. СПб., 1911–1912. Ч. 1–2. М., 1995–2002; Réau L. Iconographie de l’art chrétien. P., 1955–1959. Vol. 1–3; Lip­sius R. A., Bonnet A. M. Acta apostolorum apo­crypha. Darm­stadt, 1959. Pars 1; Testini P. L’iconografia degli apostoli Pietro e Paolo nelle cosidette arti minori // Secularia Petri e Pauli. Città del Va­ti­ca­no, 1969 (Studi di antichità cristiana. Vol. 28); Grabar A. Christian iconography: a study of its origins. Princeton, 1980; Kessler H. L. The mee­ting of Peter and Paul in Rome. An em­blematic narrative of spiritual brotherhood // Dumbarton Oaks Papers. 1987. Vol. 41; Под­лин­ник ико­но­пис­ный / Ред. А. И. Ус­пен­ский. М., 1998; Rasmussen M. B. Traditio Legis – Bedeutung und Context // Late Antiquity art in context. Acta hyperborea, 8. Cph., 2001; Чу­бин­ская В. Г. Ико­на «Рас­пя­тие с апо­столь­ски­ми стра­да­ния­ми» 1697–1699 гг. // Петр Ве­ли­кий – ре­фор­ма­тор Рос­сии. М., 2001; Бар­ков А. Г. Ико­на «Апо­сто­лы Петр и Па­вел» в Ус­пен­ском со­бо­ре Мо­с­ков­ско­го Крем­ля // Пра­во­слав­ные свя­ты­ни Мо­с­ков­ско­го Крем­ля в ис­то­рии и куль­ту­ре Рос­сии. М., 2006; Кас­си­ан (Без­обра­зов), еп. Хри­стос и пер­вое хри­сти­ан­ское по­ко­ле­ние. М., 2006; Хри­стос или За­кон? Апо­стол Па­вел гла­за­ми но­во­за­вет­ной нау­ки. М., 2006; Ен­доль­це­ва Е. Ю. Соль зем­ли. Об­ра­зы апо­сто­лов в позд­не­ан­тич­ном ми­ре. СПб., 2011; Lexicon der christlichen Iko­no­gra­phie. Darmstadt, 2012. Bd 8.

Вернуться к началу