Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НЬЮ ЭЙДЖ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 410-411

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. А. Плотников

НЬЮ ЭЙДЖ (англ. New Age – Но­вая эра, Но­вый век), аморф­ное и эк­лек­тич­ное но­вое зап. ре­лиг. дви­же­ние, объ­е­ди­няю­щее разл. ре­лиг. и ква­зи­ре­ли­ги­оз­ные куль­ты и сек­ты, ко­то­рые про­ти­во­пос­тав­ля­ют се­бя иу­дей­ской и хри­сти­ан­ской тра­ди­ци­ям. Воз­ник­ло в 1970-е гг. в ре­зуль­та­те раз­ло­же­ния и ком­мер­циа­ли­за­ции «мо­ло­дёж­ной суб­куль­ту­ры» 1960-х гг. на ба­зе пси­хо­де­лич. мис­ти­ки и про­тес­та про­тив тра­диц. ре­лиг. ин­сти­ту­тов. Ис­точ­ни­ка­ми Н. Э. по­слу­жи­ли так­же раз­но­об­раз­ные ок­культ­но-мис­тич. уче­ния кон. 19 – нач. 20 вв.: гер­ме­тизм и ма­гия, мо­дер­ни­зи­ро­ван­ная Па­пю­сом (Же­ра­ром Ан­кос­сом), тео­со­фия Е. П. Бла­ват­ской, ан­тро­по­со­фия Р. Штай­не­ра, аг­ни-йо­га Е. И. Ре­рих и Н. К. Ре­ри­ха, мис­ти­цизм Г. И. Гурд­жие­ва, П. Д. Ус­пен­ско­го и О. М. Ай­ван­хо­ва. Из тра­диц. ре­ли­гий, осо­бен­но вос­точ­ных, Н. Э. за­им­ст­во­ва­ло разл. ма­гич. прак­ти­ки и ме­то­ди­ки дос­ти­же­ния не­по­средств. мис­тич. опы­та. Важ­ной со­став­ляю­щей Н. Э. яв­ля­ют­ся псев­до­эко­ло­гич. ми­фо­ло­гия и ве­ра в чу­дес­ные свой­ст­ва пи­ра­мид и дра­го­цен­ных кам­ней.

В Н. Э. не су­ще­ст­ву­ет стро­го оп­ре­де­лён­ной ве­ро­учит. док­три­ны, од­на­ко име­ет­ся ряд по­ло­же­ний, в той или иной сте­пе­ни раз­де­ляе­мых боль­шин­ст­вом уча­ст­ни­ков дви­же­ния. Счи­та­ет­ся, что на сме­ну хри­сти­ан­ской «эре Рыб» при­хо­дит но­вая «эра Во­до­лея» – эпо­ха гос­под­ства эзо­те­риз­ма, мис­ти­ки и ма­гии (на­зва­ния «эр» за­им­ст­во­ва­ны из ас­т­ро­ло­гии). Соз­на­ние че­ло­ве­ка рас­смат­ри­ва­ет­ся в Н. Э. как не ог­ра­ни­чен­ная про­стран­ст­вом и вре­ме­нем выс­шая ре­аль­ность, или аб­со­лют; при этом эм­пи­рич., кон­крет­ное соз­на­ние яко­бы во­вле­че­но в эво­лю­ци­он­ный, вос­хо­дя­щий про­цесс пе­ре­ро­ж­де­ний. Ут­вер­жда­ет­ся, что че­ло­век об­ла­да­ет скры­ты­ми сверхъ­ес­те­ст­вен­ны­ми спо­соб­но­стя­ми, ко­то­рые мож­но и долж­но раз­ви­вать. Ис­то­рия че­ло­ве­че­ст­ва по­ни­ма­ет­ся в Н. Э. как ду­хов­ный про­гресс, ко­то­рый на­прав­ля­ет­ся выс­ши­ми су­ще­ст­ва­ми – «бес­смерт­ны­ми ма­га­ми», «ма­хат­ма­ми», «кос­мич. ие­рар­хи­ей», ино­пла­не­тя­на­ми и т. п.

Прак­тич. сто­ро­на Н. Э. чрез­вы­чай­но раз­но­об­раз­на: от ма­гич. дей­ст­вий (га­да­ний и др.) до слож­ных пси­хо­тех­ник; рас­про­стра­не­ны не­оша­ма­низм и чен­не­линг (раз­но­вид­ность спи­ри­тиз­ма). Н. Э. мож­но счи­тать по­пыт­кой пост­мо­дер­ни­ст­ско­го пе­ре­ос­мыс­ле­ния и пе­ре­ра­бот­ки всех к.-л. су­ще­ст­во­вав­ших ви­дов ма­гии, кол­дов­ст­ва, ман­ти­ки и мис­ти­ки. В це­лом прак­ти­ка Н. Э. в выс­шей сте­пе­ни тех­но­ло­гич­на и ори­ен­ти­ро­ва­на на кон­крет­ный ре­зуль­тат (ис­це­ле­ние, оз­до­ров­ле­ние, ре­ше­ние фи­нан­со­вых про­блем, дос­ти­же­ние мис­тич. опы­та и пр.). По­кло­не­ние выс­шим си­лам, в от­ли­чие от тра­диц. ре­ли­гий, за­ни­ма­ет в Н. Э. не­зна­чит. ме­сто.

Ор­га­ни­зац. фор­мы внут­ри Н. Э. так­же край­не раз­но­об­раз­ны. С од­ной сто­ро­ны, для не­го ха­рак­тер­ны кли­ент­ские, ау­ди­тор­ные и ха­риз­ма­тич. куль­ты, ко­то­рые не­ред­ко име­ют се­те­вую струк­туру и кон­ку­ри­ру­ют ме­ж­ду со­бой на «рын­ке ду­хов­ных ус­луг». С др. сто­ро­ны, в рам­ках Н. Э. по­сто­ян­но воз­ни­ка­ют вер­ти­каль­ные ие­рар­хич. струк­ту­ры то­та­ли­тар­ных сект. Кро­ме то­го, весь­ма рас­про­стра­не­ны сме­шан­ные фор­мы, в ко­то­рых со­че­та­ет­ся ши­ро­кий кли­ент­ский культ и не­боль­шое яд­ро «про­фес­сио­на­лов», пред­став­ляю­щее со­бой ха­риз­ма­тич. культ или жё­ст­ко струк­ту­ри­ро­ван­ную сек­ту [напр., куль­ты К. Кас­та­не­ды, Радж­ни­ша (Ошо), Са­тьи Саи Ба­бы, «Аш­рам Шам­ба­лы» К. Д. Руд­не­ва].

Чис­ло по­сле­до­ва­те­лей Н. Э. с тру­дом под­да­ёт­ся оп­ре­де­ле­нию. Боль­шин­ст­во уча­ст­ни­ков дви­же­ния пред­по­чи­та­ют на­зы­вать се­бя по име­ни к.-л. ха­риз­ма­тич. ли­де­ра, са­мо­оп­ре­де­ля­ют­ся в ка­че­ст­ве языч­ни­ков или не­оя­зыч­ни­ков или не ука­зы­ва­ют свою ре­лиг. при­над­леж­ность. Иден­ти­фи­ци­ру­ют се­бя с Н. Э. лишь неск. де­сят­ков ты­сяч че­ло­век. В то же вре­мя до­ля жи­те­лей Зап. Ев­ро­пы, Рос­сии и Аме­ри­ки, вы­сту­паю­щих в ка­че­ст­ве кли­ен­тов наи­бо­лее по­пу­ляр­но­го куль­та Н. Э. – ас­т­ро­ло­гии, со­став­ля­ет не ме­нее 40% взрос­ло­го на­се­ле­ния (при­мер­но 300 млн. чел.). Боль­шин­ст­во этих лю­дей, од­на­ко, при со­цио­ло­гич. оп­ро­сах при­чис­ля­ют се­бя к хри­стиа­нам.

Лит.: Эгиль­ский Е. Э., Ма­тец­кая А. В., Са­мы­гин С. И. Но­вые ре­ли­ги­оз­ные дви­же­ния. Сов­ре­мен­ные не­тра­ди­ци­он­ные ре­ли­гии и эзо­те­ри­чес­кие уче­ния. М., 2011; Двор­кин А. Л. Сек­то­ве­де­ние: То­та­ли­тар­ные сек­ты. 3-е изд. Н. Нов­го­род, 2012.

Вернуться к началу