Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НИКОЛА́Й КАВА́СИЛА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 22. Москва, 2013, стр. 758

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Протоиерей В. Асмус

НИКОЛА́Й КАВА́СИЛА (Νιϰόλαος Καβάσιλας) (ме­ж­ду 1319 и 1323, Фес­са­ло­ни­ки – по­сле 1391 или по­сле 1397, Кон­стан­ти­но­поль), ви­зант. бо­го­слов, учё­ный-эн­цик­ло­пе­дист, пра­во­слав­ный свя­той.

Из ари­сто­кра­тич. се­мьи. Имел по от­цу фам. Ха­ма­эт (Χαμαετός), бо­лее из­вес­тен под фам. ма­те­ри Ка­ва­си­ла. Его дя­дя, брат ма­те­ри Нил (в ми­ру Ни­ко­лай) Ка­ва­си­ла (ок. 1300 – 1363), в кон­це жиз­ни ар­хи­еп. Фес­са­ло­ни­кий­ский (1361–1363), был од­ним из учи­те­лей Н. К. Впо­след­ст­вии са­мо­го Н. К. оши­боч­но счи­та­ли ар­хи­епи­ско­пом. Учил­ся в Фес­са­ло­ни­ки, за­тем в Кон­стан­ти­но­поле. По­лу­чил эн­цик­ло­пе­дич. об­ра­зо­ва­ние. Ак­тив­но уча­ст­во­вал в по­ли­тич. и цер­ков­ных кон­флик­тах сво­его вре­ме­ни (гражд. вой­на 1341–47, па­ла­мит­ские спо­ры и др.), но от­ли­чал­ся ми­ро­лю­би­ем, что це­ни­ли и его про­тив­ни­ки. Был бли­зок к свт. Гри­го­рию Па­ла­ме и иси­ха­ст­ским кру­гам (см. Иси­хазм), но со­хра­нял друж­бу и с пе­ре­шед­шим в ка­то­ли­че­ст­во Ди­мит­ри­ем Ки­до­ни­сом. В 1345–54 со­вет­ник имп. Ио­ан­на VI Кан­та­ку­зи­на. Бу­ду­чи без­брач­ным, по-ви­ди­мо­му, до кон­ца жиз­ни ос­та­вал­ся ми­ря­ни­ном. По­сле низ­ложе­ния пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ского Кал­ли­ста I (1353) яв­лял­ся од­ним из кан­ди­да­тов на пат­ри­ар­ший пре­стол. По­сле от­ре­че­ния имп. Ио­ан­на Кан­та­ку­зи­на (1354) ото­шёл от пуб­лич­ной дея­тель­но­сти.

Н. К. – ав­тор св. 30 со­чи­не­ний по бо­го­сло­вию, фи­ло­со­фии, пра­ву, ес­те­ст­во­зна­нию и др. Са­мое боль­шое тво­ре­ние Н. К. – «О жиз­ни во Хри­сте» по­свя­ще­но 3 гл. та­ин­ст­вам: кре­ще­нию, ми­ро­по­ма­за­нию и Ев­ха­ри­стии. По мыс­ли ав­то­ра, вся ду­хов­ная жизнь хри­стиа­ни­на долж­на быть впи­са­на в са­кра­мен­таль­ную жизнь Церк­ви, сре­до­то­чие ко­то­рой – Ев­ха­ри­стия. Др. зна­чит. со­чи­не­ние – «Изъ­яс­не­ние Бо­же­ст­вен­ной ли­тур­гии». Н. К. свой­ст­вен мис­тич. реа­лизм и от­каз от ал­ле­го­рич. сим­во­лиз­ма. Со­глас­но Н. К., об­ря­до­вый об­раз – «ико­на» не толь­ко по­бу­ж­да­ет пе­ре­жить вос­по­ми­нае­мое со­бы­тие ис­то­рии спа­се­ния, но и ре­аль­но при­об­ща­ет к не­му, го­то­вя че­ло­ве­ка к со­еди­не­нию с Хри­стом в та­ин­ст­ве. В свя­зи с по­ле­ми­кой ла­ти­нян про­тив эпи­клезы в греч. ли­тур­гии Н. К. срав­ни­вал зап. и вост. ли­тур­гич. чи­но­пос­ле­до­ва­ния. Не ста­вя под во­прос дей­ст­ви­тель­ность рим. мес­сы, он на­хо­дил в ней со­от­вет­ствие греч. эпи­кле­зе. В трёх Сло­вах на Бо­го­ро­дич­ные празд­ни­ки Н. К. про­слав­лял Бо­го­ма­терь как че­ло­ве­ка со­вер­шен­но без­греш­но­го, «ка­ким Бог хо­тел быть че­лове­ку в этой жиз­ни». «Сло­во про­тив пус­то­сло­вия Гри­го­ры» на­пи­са­но Н. К. в за­щи­ту Гри­го­рия Па­ла­мы от на­па­док Ни­ки­фо­ра Гри­го­ры. В Пре­ди­сло­вии к ан­ти­ла­тин­ско­му со­чи­не­нию Ни­ла Ка­ва­си­лы Н. К. под­дер­жал его по­ле­ми­ку про­тив лат. уче­ния Filioque. Н. К. при­над­ле­жат так­же 2 Сло­ва на Стра­сти Гос­под­ни, Сло­во на Воз­не­се­ние, 7 по­хваль­ных Слов свя­тым, 3 Сло­ва тол­ко­ва­ний на ви­де­ния про­ро­ка Ие­зе­кии­ля, 18 пи­сем и др.

Три­дент­ский со­бор Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви, вы­ра­ба­ты­вая ан­ти­про­тес­тант­ские по­ста­нов­ле­ния о та­ин­ст­вах, вос­поль­зо­вал­ся уче­ни­ем Н. К. о Ев­ха­ри­стии. Рас­ту­щий ин­те­рес к Н. К. оп­ре­де­ли­ло «Евха­ри­стич. воз­ро­ж­де­ние» 20 в. Ка­но­ни­зи­ро­ван Кон­стан­ти­но­поль­ской пра­во­слав­ной цер­ко­вью по прось­бе Эл­лад­ской пра­во­слав­ной церк­ви (1983); день па­мя­ти – 20 ию­ня.

Соч.: Migne PG. T. 150. Col. 355–772. ’Αθῆναι, 2007; Λόγοι. Θεσσαλονίϰη, 2006; Семь слов о жиз­ни во Хри­сте... М., 2007; Explication de la Divine Liturgie / Éd. S. Sa­la­ville. 2 éd. P., 2007; La vie en Christ. 2 éd. P., 2009. Vol. 1–2; ‘Η Θεομήτωρ. 5 ἔκδ. ’Αθῆναι, 2010.

Лит.: Νέλλας Π. Νιϰόλαος Καβάσιλας // Θρησϰευτιϰ ϰαὶ ἠθιϰ ἐγϰυϰλοπαιδεία. ’Αθῆναι, 1968. T. 12. Στ. 830–857; Spiteris Y., Conticello C. G. Nicola Cabasilas Chamaetos // La Théologie byzantine et sa tradition. Turn­hout, 2002. Vol. 2.

Вернуться к началу