Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НЕКРА́СОВЦЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 22. Москва, 2013, стр. 330-331

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. А. Агеева

НЕКРА́СОВЦЫ (ка­за­ки-не­кра­сов­цы, иг­нат-ка­за­ки), груп­па рус. ста­ро­об­ряд­цев, по­том­ки дон­ских ка­за­ков. Воз­ник­ла по­сле раз­гро­ма Бу­ла­ви­на вос­ста­ния 1707–1709, по­лу­чи­ла назв. по име­ни ата­ма­на И. Ф. Не­кра­со­ва (Иг­на­та Нек­ра­со­ва; 1660–1737). Воз­глав­ляе­мые им ка­за­ки (ок. 2–3 тыс. чел.) уш­ли с жё­на­ми и деть­ми с До­на и обос­но­ва­лись на пра­вом бе­ре­гу р. Ку­бань, во вла­де­нии Крым­ско­го хан­ст­ва. От­дель­ные Н. уча­ст­во­ва­ли в на­бе­гах крым­ских та­тар и ады­гов («чер­ке­сов») на рос. по­гра­нич­ные зем­ли, что вы­зы­ва­ло от­вет­ные по­хо­ды рус. войск про­тив них.

В 1740–80-х гг. из-за дав­ле­ния со сто­ро­ны рос. пра­ви­тель­ст­ва Н. пе­ре­се­ли­лись в пределы Осман­ской им­пе­рии – в устье р. Ду­най, в До­б­руд­жу, где ос­но­ва­ли се­ле­ния Боль­шие Ду­нав­цы, Ма­лые Ду­нав­цы, Са­ри­кёй и др. В 1775, по­сле рас­фор­ми­ро­ва­ния За­по­рож­ской Се­чи, в этих мес­тах поя­ви­лись за­по­рож­цы, на­ча­лось их со­пер­ни­че­ст­во с Н. за вла­де­ние мес­та­ми рыб­ной лов­ли. В ре­зуль­та­те часть Н. ос­та­лась в До­б­руд­же вме­сте с по­се­лив­ши­ми­ся там рус. ста­ро­об­ряд­ца­ми-ли­по­ва­на­ми, а часть уш­ла в Ма­лую Азию на оз. Мань­яс (ны­не Куш). От­ту­да в 1865 157 се­мей Н. пе­ре­се­ли­лись на о. Ма­да на оз. Бей­ше­хир, из них 30 се­мей по­гиб­ли от чу­мы, не­ко­то­рые вер­ну­лись на оз. Мань­яс. В 1810-е гг., не­смот­ря на за­прет ос­но­ва­те­ля груп­пы ата­ма­на Не­кра­со­ва воз­вра­щать­ся в Рос­сию, «где пра­вит царь», на­ча­лось воз­вра­ще­ние Н. на ро­ди­ну, ак­ти­ви­зи­ро­вав­шее­ся по­сле рус.-тур. вой­ны 1828–29. Во 2-й пол. 19 в. не­мно­го­чис­л. груп­па Н. бы­ла рас­се­ле­на на Чер­но­мор­ском по­бе­ре­жье Кав­ка­за для ос­вое­ния этих мест; в 1910-х гг. ещё бо­лее 150 се­мей пе­ре­се­ли­лись из Тур­ции в Зап. Гру­зию и рай­он г. Со­чи. Впо­след­ст­вии часть из них уш­ла на тер­ри­то­рию совр. При­мор­ско-Ах­тар­ско­го р-на Крас­но­дар­ско­го края, об­ра­зо­вав ху­тор Но­во­не­кра­сов­ский. Возвра­ще­ние Н. в Рос­сию про­дол­жа­лось до нач. 1930-х гг., ко­гда бы­ли соз­да­ны их по­се­ле­ния (в т. ч. со­вме­ст­но с ли­по­ва­на­ми) на Сев. Кав­ка­зе; в даль­ней­шем от­ту­да Н. пе­ре­се­ли­лись в Да­ге­стан (г. Киз­ляр, с. Не­кра­сов­ка) и в Гру­зию (близ г. По­ти). 22.9.1962 в Рос­сию при­бы­ла груп­па Н. из 985 чел. во гла­ве с ини­циа­то­ром пе­ре­се­ле­ния по­след­ним ата­ма­ном В. П. Са­ни­че­вым (1912–89), ко­то­рая бы­ла раз­ме­ще­на в осн. в Став­ро­поль­ском крае, в по­сёл­ках Кум­ская До­ли­на и Но­во­кум­ский. В это же вре­мя ок. 200 Н. пе­ре­еха­ли из Тур­ции в США.

По­все­днев­ная жизнь Н., не­за­ви­си­мо от мес­та про­жи­ва­ния, строи­лась по за­ветам (св. 170) ата­ма­на Не­кра­со­ва (за­ве­ты Иг­на­та), ко­то­рые бы­ли за­пи­са­ны им са­мим. Спи­сок не со­хра­нил­ся, за­ве­ты пе­ре­да­ва­лись устно. В ча­ст­но­сти, Н. до­лж­ны бы­ли стро­го со­блю­дать «ста­рую ве­ру», им бы­ло за­пре­ще­но об­ще­ние с ино­вер­ца­ми, с тур­ка­ми об­ще­ние раз­ре­ша­лось толь­ко по не­об­хо­ди­мо­сти в свя­зи с тор­гов­лей, во­ен. дей­ст­вия­ми, на­ло­го­об­ло­же­ни­ем. Брак мог быть за­клю­чён толь­ко меж­ду чле­на­ми об­щи­ны, брак с ино­вер­ца­ми ка­рал­ся сме­р­тью. Выс­шей вла­стью в об­щи­не яв­лял­ся ка­за­чий круг, в ко­то­ром уча­ст­во­ва­ли с 18 лет. Ре­ше­ния кру­га ис­пол­нял ата­ман, ко­то­ро­го из­би­ра­ли на 1 год, но не бо­лее 3 сро­ков, и ко­то­ро­му стро­го под­чи­ня­лись. Мо­ло­дые до­лж­ны бы­ли по­чи­тать стар­ших, осо­бое ува­же­ние ока­зы­ва­лось жен­щи­не-ма­те­ри. По­лу­чать до­ход Н. мог­ли толь­ко сво­им тру­дом: ка­зак не мог на­ни­мать ка­за­ка. Весь за­ра­бо­ток сда­вал­ся в вой­ско­вую каз­ну. Из неё каж­дый по­лу­чал 2/3 за­ра­бо­тан­ных де­нег. 1/3 де­нег шла в кош и де­ли­лась на 3 ча­сти: на вой­ско и во­ору­же­ние, на шко­лу и Цер­ковь, нуж­даю­щим­ся (в об­щи­не не дол­ж­но быть ни­щих). В ста­ни­це не по­ла­га­лось дер­жать пи­тей­ных за­ве­де­ний, за­ни­мать­ся тор­гов­лей. Тор­го­вав­шие на сто­ро­не 1/20 при­бы­ли бы­ли обя­за­ны от­да­вать в кош. Н. до­лж­ны бы­ли учить­ся гра­мо­те, со­хра­нять рус. язык. Им за­пре­ща­лось слу­жить в ар­мии сол­да­та­ми, а на вой­не стре­лять в рус­ских. Из­ме­на вой­ску, бо­го­хуль­ст­во ка­ра­лось смертью.

Фото Е. А. Агеевой Некрасовцы из посёлка Кумская Долинана фестивале древлеправославной культуры в Таллине. 2008.

Боль­шин­ст­во Н. при­над­ле­жат к Рус­ской пра­во­слав­ной ста­ро­об­рядч. церк­ви; со­хра­ня­ют ста­рин­ные цер­ков­но-бы­то­вые тра­ди­ции, в т. ч. зна­мен­ное пе­ние, фольк­лор. В пос. Но­во­кум­ский соз­дан му­зей, по­свя­щён­ный куль­ту­ре Н., про­во­дят­ся на­уч. кон­фе­рен­ции.

Лит.: Ко­ро­лен­ко П. П. Не­кра­сов­ские ка­за­ки // Из­вес­тия Об­ще­ст­ва лю­би­те­лей изу­че­ния Ку­бан­ской об­лас­ти. Ека­те­ри­но­дар, 1900. Вып. 2; Ту­ми­ле­вич Ф. В. Сказ­ки и пре­да­ния ка­за­ков-не­кра­сов­цев. Рос­тов н/Д., 1961; Вол­ко­ва Н. Г., За­се­да­те­ле­ва Л. Б. Ка­за­ки-не­кра­сов­цы: ос­нов­ные эта­пы эт­ни­че­ско­го раз­ви­тия // Вест­ник Мо­с­ков­ско­го уни­вер­си­те­та. 1986. Сер. 8. Ис­то­рия. № 4; Вур­гафт С. Г., Уша­ков И. А. Ста­ро­об­ряд­че­ст­во: Ли­ца, пред­ме­ты, со­бы­тия и сим­во­лы. М., 1996; Сень Д. В. «Вой­ско Ку­бан­ское Иг­на­то­во Кав­каз­ское»: ис­то­ри­че­ские пу­ти ка­за­ков-не­кра­сов­цев (1708 г. – ко­нец 1920-х гг.). Кра­сно­дар, 2001; При­га­рин А. А. Рус­ские ста­ро­об­ряд­цы на Ду­нае. Од. [и др.], 2010.

Вернуться к началу