Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МУ́ЧЕНИК

Авторы: Протоиерей В. Цыпин

МУ́ЧЕНИК (каль­ка с греч. μάρτυς  – сви­де­тель; за­сви­де­тель­ст­во­вав­ший сво­ей кро­вью, т. е. му­че­ник), в хри­сти­ан­ской Церк­ви лик свя­то­сти, в ко­то­ром про­слав­ля­ет­ся при­няв­ший смерть за ве­ру во Хри­ста. Не­ко­то­рые осо­бо по­чи­тае­мые М. по­лу­чи­ли в цер­ков­ной тра­ди­ции на­име­но­ва­ние ве­ли­ко­му­че­ни­ков (Ге­ор­гий По­бе­доно­сец, Ди­мит­рий Со­лун­ский, Пан­те­леи­мон, Ека­те­ри­на Си­най­ская, Вар­ва­ра, Па­ра­ске­ва и др.). В пра­во­сла­вии при­няв­шие смерть за ве­ру во Хри­ста ли­ца, име­вшие свя­щен­ный сан, име­ну­ют­ся свя­щен­но­му­че­ни­ка­ми, мо­на­ше­ст­вую­щие – пре­по­доб­но­му­че­ни­ка­ми. Осо­бо вы­де­ля­ет­ся лик стра­сто­те­рп­цев.

В под­ви­ге М. наи­бо­лее пол­но вы­ра­же­но сле­до­ва­ние Хри­сту, по­это­му М. за­ни­ма­ет осо­бое ме­сто сре­ди др. ли­ков свя­то­сти. Сво­ей смер­тью М. яв­ля­ет стра­да­ния и ис­ку­пи­тель­ную жерт­ву Хри­ста, сви­детель­ст­вуя о Его по­бе­де над смер­тью. В ос­но­ве та­ко­го по­ни­ма­ния му­че­ни­че­ст­ва ле­жат сло­ва Хри­ста: «…воз­ло­жат на вас ру­ки и бу­дут гнать вас, пре­да­вая в си­на­го­ги и в тем­ни­цы, и по­ве­дут пред ца­рей и пра­ви­те­лей за имя Моё; бу­дет же это вам для сви­де­тель­ст­ва… И бу­де­те не­на­ви­ди­мы все­ми за имя Моё» (Лк. 21:12–17). По сло­вам Тер­тул­лиа­на, «кровь му­че­ни­ков есть се­мя хри­сти­ан­ст­ва».

Хри­сти­ан­ское му­че­ни­че­ст­во пред­вос­хи­ти­ли в вет­хо­за­вет­ной тра­ди­ции М. Мак­ка­вей­ские (166 до н. э.; см. Мак­ка­веи), при­няв­шие смерть за ис­по­ве­да­ние ве­ры в еди­но­го Бо­га. Пер­вым хри­сти­ан­ским М. счи­та­ет­ся ар­хи­диа­кон Сте­фан, по­стра­дав­ший во вре­мя пре­сле­до­ва­ния хри­сти­ан иу­дей­ской об­щи­ной в Ие­ру­сали­ме (ок. 36). Позд­нее му­че­ни­че­скую кон­чи­ну при­ня­ли 11 из 12 апо­сто­лов. На про­тя­же­нии пер­вых 3 ве­ков су­ще­ст­во­ва­ния Церк­ви, под­вер­гав­шей­ся го­не­ни­ям со сто­ро­ны рим. вла­стей, под­виг му­че­ни­че­ст­ва яв­лял­ся поч­ти един­ст­вен­ным об­ра­зом хри­сти­ан­ской свя­то­сти. Из прак­ти­ки по­чи­та­ния М. вы­рос культ свя­тых в це­лом.

«Мученичество святого Ипполита Римского». Деталь алтаря мученика Ипполита. Художник Д. Баутс. Ок. 1470. Музей кафедрального собора г. Брюгге (Бельгия).
«Мученичество святого Георгия Победоносца». Фреска. Художник Зорзис. 1547. Монастырь Дионисиат (Афон, Греция).

Ран­не­хри­сти­ан­ская Цер­ковь про­шла неск. пе­рио­дов го­не­ний раз­ной сте­пе­ни ин­тен­сив­но­сти. Об­ви­няв­шие­ся в не­ло­яль­но­сти к имп. вла­сти хри­стиа­не в за­ви­си­мо­сти от по­ли­ти­ки им­пе­ра­то­ров и ме­ст­ных вла­стей под­вер­га­лись раз­но­об­раз­ным пыт­кам и ви­дам каз­ни: рас­тер­за­ние зве­ря­ми, сжи­га­ние на ко­ст­ре, ко­ле­со­ва­ние, чет­вер­то­ва­ние, рас­пя­тие, при­вя­зы­ва­ние к стол­бу, под­жи­га­ние в ка­че­ст­ве «жи­во­го фа­ке­ла» и т. д.; рим. гра­ж­дан, как ап. Пав­ла, каз­ни­ли от­се­че­ни­ем го­ло­вы. М. ста­но­ви­лись за «са­мо имя» (nomen ip­sum) хри­стиа­ни­на. Име­ло ме­сто доб­ро­воль­ное му­че­ни­че­ст­во (яв­ле­ние, осо­бен­но ха­рак­тер­ное для до­на­тиз­ма), ко­гда ве­рую­щие объ­яв­ля­ли се­бя хри­стиа­на­ми, да­же ес­ли их к это­му не при­ну­ж­да­ли; та­кая тен­ден­ция вы­зва­ла осу­ж­де­ние со сто­ро­ны цер­ков­ных вла­стей. Су­ще­ст­во­ва­ли осо­бые ви­ды му­че­ни­че­ст­ва: бес­кров­ное му­че­ни­че­ст­во, ко­гда ока­зы­вав­шие со­стра­да­тель­ную по­мощь М. лю­ди так­же при­чис­ля­лись к М. (му­че­ни­цы Со­фия, На­та­лия, мч. Ио­анн Во­ин), и са­мо­убий­ст­во пе­ред ли­цом не­ми­нуе­мо­го бес­чес­тия (мц. Пе­ла­гия де­ва). По­сле ле­га­ли­за­ции хри­сти­ан­ст­ва в Рим. им­пе­рии (313) М. мог­ли стать за­щит­ни­ки пра­во­слав­но­го ве­ро­уче­ния в пе­рио­ды офиц. гос­под­ства ере­сей (ари­ан­ст­ва, мо­но­фи­зит­ст­ва, мо­но­фе­лит­ст­ва, ико­но­бор­че­ст­ва) – жерт­вы пре­сле­до­ва­ний гос. и цер­ков­ных вла­стей, а под­час и фа­на­тич­ной тол­пы (сщмч. Про­те­рий, пат­ри­арх Алек­сан­д­рий­ский). М. ста­но­ви­лись так­же хри­сти­ан­ские про­по­вед­ни­ки сре­ди не­хри­сти­ан­ских на­ро­дов, в 16–20 вв. – мис­сио­не­ры сре­ди ко­рен­но­го на­се­ле­ния Аме­ри­ки, Азии, Аф­ри­ки, Ав­ст­ра­лии и Океа­нии.

На Ру­си пер­вые М. из­ве­ст­ны с 983 (со­об­ще­ние «По­ве­сти вре­мен­ных лет»): ва­ря­ги-хри­стиа­не Фео­дор (отец) и Иоанн (сын) бы­ли уби­ты за ве­ру ки­ев­ски­ми языч­ни­ка­ми. Осо­бо по­чи­та­ют­ся в Рус. це­рк­ви стра­сто­те­рп­цы Бо­рис и Глеб (11 в.). Мн. хри­стиа­не при­ни­ма­ли му­че­ни­че­скую кон­чи­ну за ве­ру в Ор­де, напр. чер­ни­гов­ский кн. Ми­ха­ил Все­во­ло­до­вич и его боя­рин Фео­дор (1246).

В 20 в. чис­ло М. разл. хри­сти­ан­ских кон­фес­сий мно­го­крат­но воз­рос­ло за счёт жертв то­та­ли­тар­ных ре­жи­мов, пре­сле­до­вав­ших ре­ли­гию (см. в ст. Но­во­му­чени­ки). Ко­ли­че­ст­во М., по­стра­дав­ших в СССР, ед­ва ли не пре­вы­ша­ет чис­ло всех ран­не­хри­сти­ан­ских М. Фор­маль­но в 20 в. М. час­то под­вер­га­лись пре­сле­до­ва­ни­ям не за са­му при­над­леж­ность к хри­сти­ан­ст­ву, а по об­ви­нени­ям, сфаб­ри­ко­ван­ным ка­ра­тель­ны­ми ор­га­на­ми. В 2000 Ар­хие­рей­ский со­бор РПЦ ка­но­ни­зи­ро­вал в ли­ке но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков рос­сий­ских бо­лее 1200 кли­ри­ков и ми­рян Рус. церк­ви, под­верг­ших­ся ре­прес­си­ям и со­хра­нив­ших ве­ру и нрав­ст­вен­ную чис­то­ту; про­цесс рас­смот­ре­ния дел ре­прес­си­ро­ван­ных пра­во­слав­ных на пред­мет их ка­но­ни­за­ции про­дол­жа­ет­ся.

По­чи­та­ние М. из­вест­но с са­мо­го ран­не­го вре­ме­ни су­ще­ст­во­ва­ния Церк­ви. Древ­ние хри­стиа­не слу­жи­ли Ев­ха­ри­стию на их гроб­ни­цах, впо­след­ст­вии мо­щи М., как на Вос­то­ке, так и на За­па­де, хра­ни­лись под ал­та­ря­ми хра­мов. В пра­во­сла­вии воз­ник­ла тра­ди­ция за­ши­вать час­тицы мо­щей М. в ан­ти­мин­сы, став­шая ка­но­нич. нор­мой. Пес­но­пе­ния в честь М. по­ют­ся в пра­во­слав­ной Церк­ви при со­вер­ше­нии та­инств бра­ка и свя­щен­ст­ва. В из­об­ра­зит. иск-ве ат­ри­бу­та­ми М. вы­сту­па­ют ве­нец (ко­ро­на), паль­мо­вая ветвь, крест, а так­же ору­дия му­че­ни­че­ст­ва.

Лит.: Го­лу­бин­ский Е. Е. Ис­то­рия ка­но­ни­за­ции свя­тых в Рус­ской Церк­ви. М., 1903; Тем­ни­ков­ский Е. Н. К во­про­су о ка­но­ни­за­ции свя­тых. Яро­славль, 1903; Delehaye H. Les origines du culte des martyrs. P., 1933; Klau­ser T. Christlicher Märtyrekult. Köln, 1960; Кле­ман О. Ис­то­ки. М., 1994; Бо­ло­тов В. В. Лек­ции по ис­то­рии Древ­ней Церк­ви. М., 1994. Т. 2; Ка­но­ни­за­ция свя­тых в XX в. М., 1999; Ев­се­вий Пам­фил. Цер­ков­ная ис­то­рия. М., 2008; Пи­са­ния Му­жей Апо­столь­ских. М., 2008.

Вернуться к началу