Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МОСКО́ВСКАЯ ДУХО́ВНАЯ АКАДЕ́МИЯ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 244-245

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. К. Светозарский

МОСКО́ВСКАЯ ДУХО́ВНАЯ АКАДЕ́МИЯ (МДА), ста­рей­шее выс­шее ду­хов­ное учеб­ное за­ве­де­ние Рус. пра­во­слав­ной церк­ви. Соз­да­на в ре­зуль­та­те пре­об­ра­зо­ва­ния в 1814 Сла­вя­но-гре­ко-ла­тин­ской ака­демии, яв­ля­ет­ся её пре­ем­ни­цей. Со вре­ме­ни соз­да­ния и до­ны­не (с пе­ре­ры­вом в 1919–48) МДА рас­по­ла­га­ет­ся в Трои­це-Сер­гие­вой лав­ре в г. Сер­ги­ев По­сад.

Фото А. И. Нагаева Здания Московской духовной академии. Фото 2012.

Пре­об­ра­зо­ва­ние Сла­вя­но-гре­ко-ла­тин­ской ака­де­мии про­изош­ло на ос­но­ве ус­та­ва для ду­хов­ных учеб­ных за­ве­де­ний, со­став­лен­но­го М. М. Спе­ран­ским и пе­ре­ра­бо­тан­но­го ар­хим. (впо­след­ст­вии митр.) Фи­ла­ре­том (Дроз­до­вым). Пер­во­на­чаль­но обу­че­ние в МДА про­дол­жа­лось 4 го­да и со­стоя­ло из 2 сту­пе­ней. В те­че­ние пер­вых 2 лет изу­ча­лись фи­ло­со­фия, Свя­щен­ное Пи­са­ние, сло­вес­ность, все­об­щая ис­то­рия, древ­ние и но­вые язы­ки; в по­сле­дую­щие 2 го­да, кро­ме то­го – бо­го­сло­вие (дог­ма­тич., нрав­ст­вен­ное, об­ли­чи­тель­ное, пас­тыр­ское), цер­ков­ная ис­то­рия и цер­ков­ная сло­вес­ность. Пре­по­да­ва­тель­ский со­став на­счи­ты­вал 14 чел. На­бор сту­ден­тов про­из­во­дил­ся один раз в 2 го­да, их ко­ли­че­ст­во на ка­ж­дом кур­се со­став­ля­ло ок. 60 чел. С 1840-х гг. в МДА обу­ча­лись ино­стран­цы (сер­бы, чер­но­гор­цы, гре­ки, си­рий­цы и др.). МДА яв­ля­лась цен­тром Моск. ду­хов­но-учеб­но­го ок­ру­га и ку­ри­ро­ва­ла дея­тель­ность 9 се­ми­на­рий: Мо­с­ков­ской, Ви­фан­ской, Вла­ди­мир­ской, Во­ло­год­ской, Ка­луж­ской, Ко­ст­ром­ской, Ря­зан­ской, Туль­ской, Яро­слав­ской (в 1818–42 так­же 9 се­ми­на­рий Ка­зан­ско­го окр.). Со­глас­но ус­та­ву 1814, МДА ис­пол­ня­ла функ­ции ду­хов­ной цен­зу­ры. Выс­шим учё­ным уч­ре­ж­де­ни­ем МДА бы­ла ака­де­мич. кон­фе­рен­ция (моск. ар­хие­рей, пре­по­да­ва­те­ли и поч. чле­ны ака­де­мии).

В пер­вые го­ды пре­по­да­ва­ние шло на лат. язы­ке, в 1819 Ко­мис­сия ду­хов­ных учи­лищ раз­ре­ши­ла пре­по­да­ва­ние в ака­де­ми­ях на рус. язы­ке. Рек­тор МДА (1835–41) ар­хим. (впо­след­ст­вии ар­хи­еп.) Фи­ла­рет (Гу­ми­лев­ский) ини­ции­ро­вал из­да­ние тво­ре­ний от­цов Церк­ви в рус. пе­ре­во­де; осо­бое вни­ма­ние уде­ля­лось греч. пат­ро­ло­гии. С нач. 1840-х гг. пе­ре­во­ды пуб­ли­ко­ва­лись в спе­ци­аль­но уч­ре­ж­дён­ном пе­чат­ном ор­га­не МДА – «При­бав­ле­ни­ях к тво­ре­ни­ям свя­тых от­цов». В 1870-х гг. МДА, на­ря­ду с др. ду­хов­ны­ми ака­де­мия­ми, уча­ст­во­ва­ла в под­го­тов­ке т. н. Си­но­даль­но­го пе­ре­вода Биб­лии.

Боль­шое влия­ние на внутр. уст­рой­ст­во, сис­те­му пре­по­да­ва­ния и на­уч. жизнь МДА в ка­че­ст­ве пра­вя­ще­го моск. ар­хие­рея (1821–67) ока­зы­вал митр. Фи­ла­рет (Дроз­дов). Эпо­ху 1860–70-х гг. в ис­то­рии МДА оп­ре­де­ли­ла лич­ность её рек­то­ра прот. А. В. Гор­ско­го (1862–75), сто­яв­ше­го у ис­то­ков цер­ков­но-ис­то­рич. шко­лы МДА, к ко­то­рой при­над­ле­жа­ли Е. Е. Го­лу­бин­ский, Н. Ф. Кап­те­рев. При рек­то­ре (1891–95) ар­хим. (впо­след­ствии митр.) Ан­то­нии (Хра­по­виц­ком) на­чал из­да­вать­ся ж. «Бо­го­слов­ский вест­ник» (1892), став­ший од­ним из луч­ших бо­го­слов­ских из­да­ний до­ре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии.

В 1869 в хо­де ре­фор­мы ду­хов­но-учеб­ных за­ве­де­ний был при­нят но­вый ус­тав ака­де­мий, от­ра­жав­ший дух ли­бе­раль­ных ре­форм имп. Алек­сан­д­ра II. Выс­шим ор­га­ном прав­ле­ния стал Со­вет ака­де­мии во гла­ве с рек­то­ром. Важ­ней­шие во­про­сы ре­ша­лись на об­щих со­б­ра­ни­ях, но­вых пре­по­да­ва­те­лей из­би­ра­ла вся ака­де­мич. кор­по­ра­ция. Бы­ли раз­ре­ше­ны от­кры­тые дис­пу­ты при за­щи­те ма­ги­стер­ских дис­сер­та­ций. Вве­де­на спе­циа­ли­за­ция и ор­га­ни­зо­ва­ны 3 от­де­ле­ния: бо­го­слов­ское, цер­ков­но-ис­то­рич. и цер­ков­но-прак­ти­че­ское. На­бор сту­ден­тов стал про­во­дить­ся еже­год­но. В ака­де­мию ста­ли при­ни­мать не толь­ко се­ми­на­рис­тов, но и вы­пу­ск­ни­ков гим­на­зий. Вво­дил­ся ин­сти­тут воль­но­слу­ша­те­лей. Раз­ре­ша­лось пуб­ли­ко­вать лек­ции, уч­ре­ж­дать на­уч. об­ще­ст­ва. Ака­де­мии при­об­ре­ли пра­во собств. цен­зу­ры. Од­на­ко ус­тав 1884 ли­к­ви­ди­ро­вал ака­де­мич. са­мо­управ­ле­ние, уси­лил за­ви­си­мость МДА от моск. ми­тро­по­ли­та. От­де­ле­ния бы­ли уп­разд­не­ны. Рек­то­ра­ми МДА ста­ли на­зна­чать епи­ско­пов; ака­де­мия вновь при­об­ре­ла ха­рак­тер со­слов­но­го учеб­но­го за­ве­де­ния, в ре­зуль­та­те чис­лен­ность сту­ден­тов со­кра­ти­лась: в 1888 – ок. 300 чел., в 1899 – 215 чел.

В 19 – нач. 20 вв. пре­по­да­ва­те­ли МДА В. Д. Куд­ряв­цев-Пла­то­нов, Н. И. Суб­бо­тин, В. О. Клю­чев­ский, А. Д. Бе­ля­ев, И. А. Кор­сун­ский, М. Д. Му­ре­тов, А. П. Го­луб­цов, А. И. Вве­ден­ский, С. И. Со­бо­лев­ский, С. С. Гла­го­лев, И. В. По­пов, М. М. Та­ре­ев, А. П. Ле­бе­дев, свящ. П. А. Фло­рен­ский, ар­хим. (впо­след­ствии ар­хи­еп.) Ила­ри­он (Тро­иц­кий), А. А. Спас­ский и др. вне­сли боль­шой вклад в раз­ви­тие бо­го­слов­ских, цер­ков­но-ис­то­рич. и фи­лос. на­ук.

Указ Свя­тей­ше­го Си­но­да от 21.11(4. 12).1905 санк­цио­ни­ро­вал вве­де­ние в ду­хов­ных ака­де­ми­ях ав­то­но­мии. Ака­де­мии вве­ря­лись «по­пе­че­нию и на­блю­де­нию» ме­ст­но­го ар­хие­рея, рек­тор и ин­спек­тор из­би­ра­лись кор­по­ра­ци­ей и ут­вер­жда­лись Си­но­дом, со­став Со­ве­та МДА был зна­чи­тель­но рас­ши­рен. Но­вый ус­тав ака­де­мий (1910), по­сле­до­вав­ший как ре­ак­ция на со­бы­тия Ре­во­лю­ции 1905–07, от­ме­нил вы­бор­ность рек­то­ра и ин­спек­то­ра. Долж­но­сти про­фес­со­ров и до­цен­тов ста­ли ут­вер­ждать­ся Си­но­дом. По­сле Февр. ре­во­лю­ции 1917 рек­тор еп. Фео­дор (По­зде­ев­ский) и ре­дак­тор ж. «Бо­го­слов­ский вест­ник» свящ. Па­вел Фло­рен­ский бы­ли сме­ще­ны со сво­их по­стов (ме­сто Фло­рен­ско­го за­нял ли­бе­раль­ный бо­го­слов проф. М. М. Та­ре­ев).

С ус­та­нов­ле­ни­ем сов. вла­сти фи­нан­си­ро­ва­ние МДА в 1918 бы­ло свёр­ну­то, в 1919 пре­кра­ти­лись за­ня­тия в по­ме­щени­ях ака­де­мии в лав­ре. В 1920-х – 1-й пол. 1930-х гг. в Мо­ск­ве груп­па­ми про­фес­со­ров-эн­ту­зиа­стов при под­держ­ке пред­ста­ви­те­лей ие­рар­хии по­лу­ле­галь­но и не­ле­галь­но пред­при­ни­ма­лись по­пыт­ки про­дол­же­ния дея­тель­но­сти МДА.

В 1946 МДА бы­ла во­зоб­нов­ле­на, в 1949 воз­вра­ще­на в Трои­це-Сер­гие­ву лав­ру. Пре­ем­ст­вен­ность тра­ди­ций до­ре­во­лю­ци­он­ной выс­шей бо­го­слов­ской шко­лы обес­пе­чи­ва­ли вы­пу­ск­ни­ки до­ре­во­лю­ци­он­ных ду­хов­ных ака­де­мий, став­шие пре­по­да­ва­те­ля­ми воз­ро­ж­дён­ной МДА. В пе­ри­од хру­щёв­ских го­не­ний на РПЦ (1958–64) МДА на­хо­ди­лась под по­сто­ян­ным дав­ле­ни­ем вла­стей, пре­пят­ст­во­вав­ших по­сту­п­ле­нию в неё лиц с выс­шим и сред­ним спец. об­ра­зо­ва­ни­ем, за­пре­щав­ших ти­ра­жи­ро­вать учеб­ные по­со­бия и пре­по­да­вать об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ные дис­ци­п­ли­ны. По­ло­же­ние по­сте­пен­но улуч­ши­лось к сер. 1970-х гг. При МДА был соз­дан ре­гент­ский класс (1969), позд­нее – ре­гент­ская шко­ла (1985), яв­ляв­шая­ся то­гда един­ст­вен­ной фор­мой жен­ско­го ре­лиг. об­ра­зо­ва­ния в СССР.

Пресс-служба МДА Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата читает лекцию учащимся. Фото 2010.
Пресс-служба МДА Расширенное заседание Учёного совета Московской духовной академии под председательством ректора архиепископа Верейского Евгения (Решетникова). Фото 2008.

В хо­де ре­фор­мы ду­хов­но­го об­ра­зо­вания РПЦ, на­ча­той в 1994, МДА по­лучи­ла ста­тус цер­ков­но­го уч­реж­де­ния, при­зван­но­го го­то­вить пре­по­да­ва­те­лей для выс­ших ду­хов­ных учеб­ных за­ве­де­ний и со­труд­ни­ков си­но­даль­ных от­де­лов. Она вклю­ча­ет 4 от­де­ле­ния: биб­лей­ское, бо­го­слов­ское, цер­ков­но-ис­то­рич. и цер­ков­но-прак­ти­че­ское. Срок обу­че­ния со­став­ля­ет 3 го­да; вы­пу­ск­ни­ки по­лу­ча­ют пра­во за­щи­щать дис­сер­та­ци­он­ную ра­бо­ту на со­ис­ка­ние учё­ной сте­пе­ни кан­ди­да­та бо­го­сло­вия. При МДА су­ще­ст­ву­ют ас­пи­ран­ту­ра, Цер­ков­но-ар­хео­ло­гич. ка­би­нет, Гре­ко-ла­тин­ский ка­би­нет, Мис­сио­нер­ский от­дел, из­да­ёт­ся воз­ро­ж­дён­ный ж. «Бо­го­слов­ский вест­ник» (с 2003).

Лит.: Смир­нов С. К. Ис­то­рия Мо­с­ков­ской ду­хов­ной ака­де­мии до ее пре­об­ра­зо­ва­ния (1814–1870). М., 1897; Тит­ли­нов БВ. Ду­хов­ная шко­ла в Рос­сии в XIX в. Виль­на, 1908–1909. Вып. 1–2; Бо­го­слов­ский ММ. Ре­фор­ма выс­шей ду­хов­ной шко­лы при Алек­сан­д­ре I и ос­но­ва­ние Мо­с­ков­ской ду­хов­ной ака­де­мии // Бо­го­слов­ский вест­ник. 1917. № 10–12; Сал­ты­ков А., свящ. Крат­кий очерк ис­то­рии Мо­с­ков­ской ду­хов­ной ака­де­мии // Бо­го­слов­ские тру­ды. Юби­лей­ный сбор­ник, по­свя­щен­ный 300-ле­тию Мо­с­ков­ской ду­хов­ной ака­де­мии. М., 1986; Виш­лен­ко­ва Е. А. Ду­хов­ная шко­ла в Рос­сии пер­вой чет­вер­ти XIX в. Ка­зань, 1998; Го­луб­цов СА., прот. Стра­ти­ла­ты ака­де­ми­че­ские. М., 1999; Су­хо­ва Н. Ю. Выс­шая ду­хов­ная шко­ла: про­бле­мы и ре­фор­мы: вто­рая по­ло­ви­на XIX в. М., 2006; Цы­пин ВА., прот. Ис­то­рия Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви: Си­но­даль­ный и но­вей­ший пе­рио­ды. 3-е изд. М., 2007.

Вернуться к началу