МОСКО́ВСКАЯ ДУХО́ВНАЯ АКАДЕ́МИЯ
-
Рубрика: Религиоведение
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОСКО́ВСКАЯ ДУХО́ВНАЯ АКАДЕ́МИЯ (МДА), старейшее высшее духовное учебное заведение Рус. православной церкви. Создана в результате преобразования в 1814 Славяно-греко-латинской академии, является её преемницей. Со времени создания и доныне (с перерывом в 1919–48) МДА располагается в Троице-Сергиевой лавре в г. Сергиев Посад.
Преобразование Славяно-греко-латинской академии произошло на основе устава для духовных учебных заведений, составленного М. М. Сперанским и переработанного архим. (впоследствии митр.) Филаретом (Дроздовым). Первоначально обучение в МДА продолжалось 4 года и состояло из 2 ступеней. В течение первых 2 лет изучались философия, Священное Писание, словесность, всеобщая история, древние и новые языки; в последующие 2 года, кроме того – богословие (догматич., нравственное, обличительное, пастырское), церковная история и церковная словесность. Преподавательский состав насчитывал 14 чел. Набор студентов производился один раз в 2 года, их количество на каждом курсе составляло ок. 60 чел. С 1840-х гг. в МДА обучались иностранцы (сербы, черногорцы, греки, сирийцы и др.). МДА являлась центром Моск. духовно-учебного округа и курировала деятельность 9 семинарий: Московской, Вифанской, Владимирской, Вологодской, Калужской, Костромской, Рязанской, Тульской, Ярославской (в 1818–42 также 9 семинарий Казанского окр.). Согласно уставу 1814, МДА исполняла функции духовной цензуры. Высшим учёным учреждением МДА была академич. конференция (моск. архиерей, преподаватели и поч. члены академии).
В первые годы преподавание шло на лат. языке, в 1819 Комиссия духовных училищ разрешила преподавание в академиях на рус. языке. Ректор МДА (1835–41) архим. (впоследствии архиеп.) Филарет (Гумилевский) инициировал издание творений отцов Церкви в рус. переводе; особое внимание уделялось греч. патрологии. С нач. 1840-х гг. переводы публиковались в специально учреждённом печатном органе МДА – «Прибавлениях к творениям святых отцов». В 1870-х гг. МДА, наряду с др. духовными академиями, участвовала в подготовке т. н. Синодального перевода Библии.
Большое влияние на внутр. устройство, систему преподавания и науч. жизнь МДА в качестве правящего моск. архиерея (1821–67) оказывал митр. Филарет (Дроздов). Эпоху 1860–70-х гг. в истории МДА определила личность её ректора прот. А. В. Горского (1862–75), стоявшего у истоков церковно-историч. школы МДА, к которой принадлежали Е. Е. Голубинский, Н. Ф. Каптерев. При ректоре (1891–95) архим. (впоследствии митр.) Антонии (Храповицком) начал издаваться ж. «Богословский вестник» (1892), ставший одним из лучших богословских изданий дореволюционной России.
В 1869 в ходе реформы духовно-учебных заведений был принят новый устав академий, отражавший дух либеральных реформ имп. Александра II. Высшим органом правления стал Совет академии во главе с ректором. Важнейшие вопросы решались на общих собраниях, новых преподавателей избирала вся академич. корпорация. Были разрешены открытые диспуты при защите магистерских диссертаций. Введена специализация и организованы 3 отделения: богословское, церковно-историч. и церковно-практическое. Набор студентов стал проводиться ежегодно. В академию стали принимать не только семинаристов, но и выпускников гимназий. Вводился институт вольнослушателей. Разрешалось публиковать лекции, учреждать науч. общества. Академии приобрели право собств. цензуры. Однако устав 1884 ликвидировал академич. самоуправление, усилил зависимость МДА от моск. митрополита. Отделения были упразднены. Ректорами МДА стали назначать епископов; академия вновь приобрела характер сословного учебного заведения, в результате численность студентов сократилась: в 1888 – ок. 300 чел., в 1899 – 215 чел.
В 19 – нач. 20 вв. преподаватели МДА В. Д. Кудрявцев-Платонов, Н. И. Субботин, В. О. Ключевский, А. Д. Беляев, И. А. Корсунский, М. Д. Муретов, А. П. Голубцов, А. И. Введенский, С. И. Соболевский, С. С. Глаголев, И. В. Попов, М. М. Тареев, А. П. Лебедев, свящ. П. А. Флоренский, архим. (впоследствии архиеп.) Иларион (Троицкий), А. А. Спасский и др. внесли большой вклад в развитие богословских, церковно-историч. и филос. наук.
Указ Святейшего Синода от 21.11(4. 12).1905 санкционировал введение в духовных академиях автономии. Академии вверялись «попечению и наблюдению» местного архиерея, ректор и инспектор избирались корпорацией и утверждались Синодом, состав Совета МДА был значительно расширен. Новый устав академий (1910), последовавший как реакция на события Революции 1905–07, отменил выборность ректора и инспектора. Должности профессоров и доцентов стали утверждаться Синодом. После Февр. революции 1917 ректор еп. Феодор (Поздеевский) и редактор ж. «Богословский вестник» свящ. Павел Флоренский были смещены со своих постов (место Флоренского занял либеральный богослов проф. М. М. Тареев).
С установлением сов. власти финансирование МДА в 1918 было свёрнуто, в 1919 прекратились занятия в помещениях академии в лавре. В 1920-х – 1-й пол. 1930-х гг. в Москве группами профессоров-энтузиастов при поддержке представителей иерархии полулегально и нелегально предпринимались попытки продолжения деятельности МДА.
В 1946 МДА была возобновлена, в 1949 возвращена в Троице-Сергиеву лавру. Преемственность традиций дореволюционной высшей богословской школы обеспечивали выпускники дореволюционных духовных академий, ставшие преподавателями возрождённой МДА. В период хрущёвских гонений на РПЦ (1958–64) МДА находилась под постоянным давлением властей, препятствовавших поступлению в неё лиц с высшим и средним спец. образованием, запрещавших тиражировать учебные пособия и преподавать общеобразовательные дисциплины. Положение постепенно улучшилось к сер. 1970-х гг. При МДА был создан регентский класс (1969), позднее – регентская школа (1985), являвшаяся тогда единственной формой женского религ. образования в СССР.
В ходе реформы духовного образования РПЦ, начатой в 1994, МДА получила статус церковного учреждения, призванного готовить преподавателей для высших духовных учебных заведений и сотрудников синодальных отделов. Она включает 4 отделения: библейское, богословское, церковно-историч. и церковно-практическое. Срок обучения составляет 3 года; выпускники получают право защищать диссертационную работу на соискание учёной степени кандидата богословия. При МДА существуют аспирантура, Церковно-археологич. кабинет, Греко-латинский кабинет, Миссионерский отдел, издаётся возрождённый ж. «Богословский вестник» (с 2003).