Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МОНТАНИ́ЗМ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 58

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Протоиерей В. Асмус

МОНТАНИ́ЗМ (но­вое про­ро­че­ст­во, фри­гий­ская ересь), древ­не­хри­сти­ан­ское ере­ти­че­ское дви­же­ние.

Ос­но­ва­тель дви­же­ния Мон­тан на­чал про­по­ве­до­вать в 150–170-х гг. во Фри­гии (Ма­лая Азия). На­ря­ду со свои­ми по­сле­до­ва­тель­ни­ца­ми При­сцил­лой (При­ской) и Мак­си­мил­лой, он счи­тал­ся в М. про­ро­ком, слу­же­ние ко­то­ро­го пред­по­чи­та­лось ин­сти­ту­цио­наль­но­му свя­щен­ст­ву. Вна­ча­ле М. раз­ви­вал­ся как дви­же­ние внут­ри Церк­ви; по­сле окон­ча­тель­но­го от­де­ле­ния от Церк­ви в М. поя­ви­лась своя ие­рар­хия, где епи­ско­па­ми и кли­ри­ка­ми мог­ли быть и жен­щи­ны.

Мон­тан рас­смат­ри­вал про­ро­че­ст­во как не­по­сред­ст­вен­ное про­воз­гла­ше­ние Бо­жи­ей во­ли от пер­во­го ли­ца в со­стоя­нии экс­та­за. По его мне­нию, че­ло­век – ли­ра, а Свя­той Дух – плектр, уда­ряю­щий по стру­нам. Лич­ность про­ро­ка пред­ста­ёт в М. как пас­сив­ное ору­дие Бо­же­ст­ва, чем «но­вое про­ро­че­ст­во» су­ще­ст­вен­но от­ли­ча­ет­ся от про­ро­честв Биб­лии и апо­столь­ской Церк­ви, где про­рок – соз­на­тель­ный со­ра­бот­ник Бо­жий, пе­ре­даю­щий Его весть со всем на­пря­же­ни­ем ду­хов­но-ум­ст­вен­ных сил. М. в оп­ре­де­лён­ной сте­пе­ни был про­яв­ле­ни­ем нос­таль­гии по ха­риз­ма­тич. яв­ле­ни­ям, опи­сан­ным в Но­вом За­ве­те и уга­сав­шим в Церк­ви по­сле­дую­ще­го вре­ме­ни. Гл. те­ма про­ро­честв М. – ско­рое Вто­рое при­ше­ст­вие Хри­ста и на­сту­п­ле­ние ты­ся­че­лет­не­го цар­ст­ва пра­вед­ни­ков. От­сю­да про­по­ведь из­бы­точ­но­го ас­ке­тиз­ма и ри­го­ри­стич. по­ка­ян­ная дис­ци­п­ли­на. Дог­ма­тич. ве­ро­уче­ние М. до кон­ца не яс­но. По мне­нию Епи­фа­ния Кипр­ско­го (4 в.), в М. та же ве­ра в Св. Трои­цу и то же Свя­щен­ное Пи­са­ние, что и в пра­во­слав­ной Церк­ви. Од­на­ко со­вре­мен­ник Епи­фа­ния свт. Ва­си­лий Ве­ли­кий счи­тал мон­та­ни­стов яв­ны­ми ере­ти­ка­ми, т. к. они при­сваи­ва­ли сво­им про­ро­кам имя Уте­ши­те­ля – Свя­то­го Ду­ха (в мар­ги­наль­ных фор­мах М. Свя­той Дух ото­жде­ст­в­лял­ся с про­ро­ка­ми).

С те­че­ни­ем вре­ме­ни про­ис­хо­ди­ла ра­ди­ка­ли­за­ция М. и раз­де­ле­ние его на раз­ные тол­ки. Из Фри­гии он бы­ст­ро рас­про­стра­нил­ся в др. об­лас­тях Ма­лой Азии и на За­па­де – в Ри­ме, Гал­лии, лат. Аф­ри­ке, где его адеп­том стал Тер­тул­ли­ан. Пер­вы­ми борь­бу с М. на­ча­ли епи­ско­пы в Ма­лой Азии. В нач. 3 в. М. был осу­ж­дён па­пой Рим­ским Зе­фи­ри­ном, впо­след­ст­вии – II и VI Все­лен­ски­ми cо­бо­ра­ми. В 6 в. от­ме­ча­лись слу­чаи мас­со­во­го са­мо­со­жже­ния го­ни­мых по­сле­до­ва­те­лей М. По­след­нее упо­ми­на­ние о мон­та­ни­стах от­но­сит­ся к нач. 720-х гг., ко­гда ви­зант. имп. Лев III хо­тел при­ну­дить их при­нять кре­ще­ние, на что те вновь от­ве­ти­ли са­мо­со­жже­ни­ем.

Лит.: Dictionnaire de théologie catholique. P., 1929. Vol. 10. Pt. 2; Histoire du christian­nisme. P., 2000. Vol. 1: Le nouveau peuple (dès ori­gines а̀ 250); Бо­ло­тов В. В. Со­б­ра­ние цер­ков­но-ис­то­ри­че­ских тру­дов. М., 2001. Т. 3.

Вернуться к началу