Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МОНОФЕЛИ́ТСТВО

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 43-44

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Протоиерей В. Асмус

МОНОФЕЛИ́ТСТВО (от мо­но... и греч. θέλημα  – во­ля), тра­диц. на­зва­ние бо­го­слов­ско­го уче­ния о еди­ной во­ле в Иису­се Хри­сте, со­здан­но­го в 7 в. в Ви­зан­тии с це­лью при­ми­ре­ния мо­но­фи­зи­тов (см. Мо­но­фи­зит­ст­во) с при­вер­жен­ца­ми IV Все­лен­ско­го (Хал­ки­дон­ско­го) со­бо­ра. Сам тер­мин «М.» воз­ник не ра­нее 8 в., он по­ле­ми­че­ски ис­ка­зил уче­ние о еди­ной во­ле во Хри­сте.

М. пред­став­ля­ло со­бой веро­учи­тель­ный ком­про­мисс: бы­ло пред­ло­же­но при­знать во Хри­сте две при­ро­ды, но од­но дей­ст­вие и од­ну во­лю. Ини­циа­то­ром это­го ком­про­мис­са вы­сту­пил пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский Сер­гий (610–638). В 633 пат­ри­ар­ху Алек­сан­д­рий­ско­му Ки­ру уда­лось за­клю­чить унию с ча­стью егип. мо­но­фи­зи­тов на ос­но­ва­нии ве­ро­оп­ре­де­ле­ния, в ко­то­ром, в ча­ст­но­сти, ут­вер­жда­лось по­ло­же­ние о «еди­ной бо­го­муж­ной энер­гии» во Хри­сте. Од­на­ко па­па Рим­ский Го­но­рий в пе­ре­пис­ке с пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поль­ским Сер­ги­ем ос­по­рил это ве­ро­оп­ре­де­ле­ние и пред­ло­жил Сер­гию со­сре­до­то­чить­ся на уче­нии о еди­ной во­ле во Хри­сте. Про­тив но­во­го уче­ния в 634 в Со­бор­ном по­сла­нии пред­стоя­те­лям церк­вей вы­сту­пил пат­ри­арх св. Соф­ро­ний Ие­ру­са­лим­ский. В 638 ви­зант. имп. Ирак­лий I из­дал на­пи­сан­ный пат­ри­ар­хом Сер­ги­ем Эк­те­сис (из­ло­же­ние ве­ры), в ко­то­ром пред­пи­сы­ва­лось ис­по­ве­да­ние еди­ной во­ли во Хри­сте. За­мы­сел при­ми­ре­ния с мо­но­фи­зи­та­ми с по­мо­щью М. про­ва­лил­ся по при­чи­не стре­ми­тель­но­го араб. за­вое­ва­ния, от­торг­нув­ше­го от Ви­зан­тии об­лас­ти рас­про­стра­не­ния мо­но­фи­зит­ст­ва.

В 648 из­дан­ный имп. Кон­стан­том II Ти­пос (об­ра­зец ве­ры) от­ме­нил Эк­те­сис, за­пре­тив спо­ры «об од­ной или двух энер­ги­ях, об од­ной или двух во­лях» во Хри­сте. Не­ко­то­рые про­тив­ни­ки М. бы­ли этим удов­ле­тво­ре­ны, но вид­ней­ший бо­рец про­тив М. прп. Мак­сим Ис­по­вед­ник счёл это не­до­пус­ти­мым ком­про­мис­сом и фак­тич. за­щи­той ере­си М. От­пра­вив­шись в Рим, Мак­сим убе­дил па­пу Рим­ско­го св. Мар­ти­на I от ли­ца Ла­те­ран­ско­го со­бо­ра (649) осу­дить М., Эк­те­сис и Ти­пос и ана­фе­мат­ст­во­вать пат­ри­ар­хов Кон­стан­ти­но­поль­ских Сер­гия, Пир­ра и Пав­ла и пат­ри­ар­ха Алек­сан­д­рий­ско­го Ки­ра. Имп. Кон­стант II су­ро­во на­ка­зал Мак­си­ма и Мар­ти­на не толь­ко за их дог­ма­тич. по­зи­цию, но и за свя­зи с по­ли­тич. се­па­ра­ти­ста­ми.

Ре­шаю­щим в ис­то­рии М. был VI Все­лен­ский со­бор (680–681), ут­вер­див­ший уче­ние о двух ес­те­ст­вен­ных во­лях и двух ес­те­ст­вен­ных дей­ст­ви­ях во Хри­сте как пра­во­слав­ное, чем ут­вер­жда­лась ре­аль­ность че­ло­ве­че­ской при­ро­ды Хри­ста. Со­бор ос­но­вы­вал­ся на Со­бор­ном по­сла­нии пат­ри­ар­ха Ие­ру­са­лим­ско­го Соф­ро­ния, од­на­ко умол­чал о Мак­си­ме Ис­по­вед­ни­ке. К осу­ж­дён­ным в Ри­ме в 649 со­бор до­ба­вил име­на па­пы Го­но­рия и пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Пет­ра. Ана­фе­мат­ст­во­ван был так­же пат­ри­арх Ан­ти­охий­ский Ма­ка­рий, упор­но за­щи­щав­ший на со­бо­ре М. Од­на­ко М. не бы­ло ис­ко­ре­не­но окон­ча­тель­но. В 711–713 имп. Вар­дан Фи­лип­пик не­на­дол­го вос­ста­но­вил М. как офиц. уче­ние ви­зант. Церк­ви и за­ста­вил ие­рар­хию при­нять его. Ус­во­ив­шая М. об­щи­на ма­ро­ни­тов в го­рах Ли­ва­на лишь под влия­ни­ем кре­сто­нос­цев от­рек­лась от М. и при­зна­ла власть па­пы Рим­ско­го. Ны­не М. со­хра­ня­ет­ся толь­ко как эле­мент мо­но­фи­зит­ских уче­ний.

Ис­точн.: Аcta Сonciliorum Оecumenicorum. Sеr. 2. Berolini, 1984–1992. Vol. 1, Vol. 2. Pt. 1–2; Дея­ния Все­лен­ских Со­бо­ров. 5-е изд. СПб., 1996. Т. 4. С. 11–307.

Лит.: Бо­ло­тов В. В. Лек­ции по ис­то­рии древ­ней Церк­ви. П., 1918. Т. 4. С. 438–506; Schön­born Сh. von. Sорhrоnе dе Jérusalem. Р., 1972; Lаrchеt J.-C. Sаint Махimе lе Соnfessеur (580–662). Р., 2003.

Вернуться к началу