Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МИРО́ЖСКИЙ МОНАСТЫ́РЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 440

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Диакон Г. Малков

МИРО́ЖСКИЙ МОНАСТЫ́РЬ (Ми­ро­ж­ский в честь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня муж­ской мо­на­стырь), в Пско­ве, у впа­де­ния р. Ми­рож­ка в р. Ве­ли­кую.

Фото Д. В. Соловьёва Мирожский монастырь. Общий вид.

Ос­но­ва­ние М. м. свя­зы­ва­ет­ся со строи­тель­ст­вом в кон. 1130-х – нач. 1140-х гг. при кн. Свя­то­пол­ке Мсти­сла­ви­че (1138–1148) и по ини­циа­ти­ве еп. Нов­го­род­ско­го свт. Ни­фон­та ка­мен­но­го Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го со­бо­ра, став­ше­го цен­тром мо­на­стыр­ско­го ан­самб­ля. Пер­вый игу­мен М. м. – прп. Ав­раа­мий (ум. 1157/58). В 12 в. мо­на­стырь яв­лял­ся «вла­дыч­ным» – псков­ской ре­зи­ден­ци­ей нов­го­род­ско­го епи­ско­па. Час­то под­вер­гал­ся вра­же­ским на­па­де­ни­ям. В 1299 был со­жжён ры­ца­ря­ми Ли­вон­ско­го ор­де­на, все мо­на­хи во гла­ве с игу­ме­ном Ва­си­ли­ем уби­ты. Со вре­ме­нем М. м., имев­ший б-ку, скрип­то­рий, ико­но­пис­ную мас­тер­скую, стал куль­тур­ным цен­тром Псков­ской зем­ли. В нём на­хо­ди­лась чти­мая Ми­ро­жская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри (ок. 1198, не сохр.; ко­пия ико­ны 16 в. хра­нит­ся в Псков­ском ис­то­ри­ко-ху­дож. му­зее). До совр. раз­ме­ров пло­щадь М. м. со­кра­ти­лась в ре­зуль­та­те се­ку­ля­ри­за­ции 1764. В 1924 мо­на­стырь был за­крыт. В 1994 часть зда­ний пе­ре­да­на в арен­ду РПЦ, на­ча­лось вос­ста­нов­ле­ние мо­на­стыр­ской жиз­ни.

Фото П. С. Павлинова Мирожский монастырь. «Преображение» и «Деисус». Росписи конхи апсиды Спасо-Преображенского собора. 1140-е гг.

Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский со­бор пред­став­ля­ет клас­сич. тип кре­сто­во-ку­поль­но­го ви­зант. хра­ма. В 16–18 вв. пре­тер­пел неск. ос­но­ва­тель­ных пе­ре­стро­ек (в 16 в. при­ст­рое­на па­перть со звон­ни­цей, в 17–18 вв. из­ме­не­на фор­ма кры­ши и ку­по­ла). Сра­зу по за­вер­ше­нии строи­тель­ст­ва со­бор был рас­пи­сан ви­зант. мас­те­ра­ми. Рос­пи­си име­ют вы­даю­щее­ся ис­то­ри­ко-куль­тур­ное зна­че­ние: они вы­пол­не­ны по за­мыс­лу, раз­ра­бо­тан­но­му еп. Ни­фон­том, ста­вив­шим пе­ред со­бой за­да­чу хри­сти­ан­ско­го про­све­ще­ния Сев.-Зап. Ру­си, от­ли­ча­ют­ся не­обы­чай­но под­роб­ным из­ло­же­ни­ем еван­гель­ских со­бы­тий, слож­ной, дог­ма­ти­че­ски на­сы­щен­ной бо­го­слов­ской про­грам­мой. В ку­по­ле изо­бра­же­но «Воз­не­се­ние Гос­под­не», в центр. ап­си­де – «Пре­об­ра­же­ние», «Деи­сус» и «Ев­ха­рис­тия»; в лю­не­тах вет­вей кре­ста – «Бо­го­яв­ле­ние», «Тай­ная ве­че­ря» и «Оп­ла­кива­ние». В 1404 игу­ме­ном Кар­пом бы­ла по­строе­на ка­мен­ная цер­ковь во имя Св. пер­во­му­че­ни­ка Сте­фа­на, в кон. 17 в. – 1713 на её мес­те воз­ве­ли од­но­им. тра­пез­ный над­врат­ный храм, в 1879 к не­му при­строи­ли ко­ло­коль­ню. Ан­самбль М. м. вклю­ча­ет так­же брат­ские ке­льи (17 в.), брат­ский кор­пус (1789; все над­ст­рое­ны в 19 в.), зда­ние ба­ни (нач. 19 в.), де­рев. на­стоя­тель­ский кор­пус (19 в.); об­не­сён не­вы­со­кой сте­ной (1799–1805).

Лит.: Ва­си­лев И. И. Псков­ский Спа­со-Ми­рож­ский муж­ской третье­класс­ный мо­на­стырь. Псков, 1868; Со­бо­ле­ва М. Н. Сте­но­пись Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го со­бо­ра Ми­ро­жско­го мо­на­сты­ря в Пско­ве // Древ­не­рус­ское ис­кус­ст­во: Ху­до­же­ст­вен­ная куль­ту­ра Пско­ва. М., 1968; Ко­меч А. И. Ка­мен­ная ле­то­пись Пско­ва XII – на­ча­ла XVI в. М., 1993; Са­рабь­я­нов В. Д. Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский со­бор Ми­ро­жско­го мо­на­сты­ря. М., 2002.

Вернуться к началу