Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МЕЛАНХТО́Н

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 666-667

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. А. Исаев
Ф. Меланхтон. Портрет работы Лукаса Кранаха Старшего. 1532.

МЕЛАНХТО́Н (Melanchthon, от греч. μελάγχϑων – чёр­ная зем­ля; наст. фам. – Швар­церд, Schwartzerdt) Фи­липп (16.2.1497, Брет­тен, Пфальц – 19.4.1560, Вит­тен­берг, кур­фюр­ше­ст­во Сак­со­ния), нем. гу­ма­нист, про­тес­тант­ский бо­го­слов, один из ос­но­ва­те­лей лю­те­ран­ст­ва, ре­фор­ма­тор выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния в Гер­ма­нии. Ро­дил­ся в се­мье ору­жей­но­го мас­те­ра, по ма­те­рин­ской ли­нии – вну­ча­тый пле­мян­ник И. Рейх­ли­на. Учил­ся в Гей­дель­берг­ском (1509–12) и Тю­бин­ген­ском (1512–1518) ун-тах, по­лу­чил сте­пень ма­ги­ст­ра ис­кусств (1514). С авг. 1518 проф. Вит­тен­берг­ско­го ун-та, пре­по­да­вал греч. яз., позд­нее – бо­го­сло­вие, ри­то­ри­ку, юрис­пру­ден­цию, ме­ди­ци­ну и др. дис­ци­п­ли­ны. В Вит­тен­бер­ге М. по­зна­ко­мил­ся с М. Лю­те­ром и стал его бли­жай­шим со­рат­ни­ком по осу­ще­ст­в­ле­нию цер­ков­ной ре­фор­мы. Не­смот­ря на то что М. был свет­ским гу­ма­ни­стом и не имел цер­ков­но­го са­на, он по­ло­жил на­ча­ло фор­ми­ро­ва­нию лю­те­ран­ской дог­ма­ти­ки, из­дав в 1521 «Об­щие прин­ци­пы тео­ло­гии» («Loci communes rerum theologicarum»). Он осн. ав­тор Аугс­бург­ско­го ис­по­ве­да­ния, воз­глав­лял ре­фор­ма­тор­скую пар­тию на Аугс­бург­ском рейхс­та­ге 1530. В от­вет на кри­ти­ку ка­то­лич. бо­го­сло­ва И. Эк­ка М. на­пи­сал «Апо­ло­гию Аугс­бург­ско­го ис­по­ве­да­ния» (1531), ко­то­рая, как и са­мо Аугс­бург­ское ис­по­ве­да­ние, во­шла в со­став Кни­ги Со­гла­сия (впер­вые изд. в 1580) – сб-ка глав­ных ве­ро­учит. до­ку­мен­тов лю­те­ран­ст­ва. Осо­бое зна­че­ние име­ла ст. 4 «Апо­ло­гии...», где впер­вые бы­ло из­ло­же­но уче­ние об оп­рав­да­нии хри­стиа­ни­на пе­ред Бо­гом толь­ко за­слу­га­ми Хри­ста че­рез ве­ру в Не­го как Ис­ку­пи­те­ля. В позд­них тру­дах М. поя­ви­лись эле­мен­ты си­нер­гиз­ма (пред­став­ле­ния о со­уча­стии че­ло­ве­че­ской во­ли в де­ле спа­се­ния), не­ха­рак­тер­ные для бо­го­сло­вия Лю­те­ра и ор­то­док­саль­но­го лю­те­ран­ст­ва.

М. рез­ко не­га­тив­но от­но­сил­ся к ра­ди­каль­ным те­че­ни­ям в Ре­фор­ма­ции (ико­но­бор­че­ст­ву А. Карл­штад­та, пан­те­из­му Т. Мюн­це­ра, цвинг­ли­ан­ст­ву, ана­бап­тиз­му), од­на­ко был го­тов пой­ти на ком­про­мисс по от­но­ше­нию к каль­ви­низ­му и ка­то­ли­циз­му. В 1540 М. со­ста­вил из­ме­нён­ную ре­дак­цию Аугс­бург­ско­го ис­по­ве­да­ния (т. н. Variata), где бы­ло из­ло­же­но близ­кое каль­ви­ни­ст­ско­му по­ни­ма­ние та­ин­ст­ва Ев­ха­ри­стии; под ней под­пи­сал­ся, в знак со­гла­сия, Ж. Каль­вин. По­сле смер­ти М. Лю­те­ра (1546) и по­ра­же­ния лю­те­ран в Шмаль­каль­ден­ской вой­не (1547), ока­зав­шись не­фор­маль­ным гла­вой лю­те­ран, М. счёл воз­мож­ны­ми ус­туп­ки ка­то­ли­кам «в ве­щах без­раз­лич­ных» (см. Адиа­фо­ра), т. е. не пред­пи­сан­ных, но и не за­пре­щён­ных Биб­ли­ей, со­ста­вил ком­про­мисс­ный Аугс­бург­ский ин­те­рим (1548). По­сле от­ме­ны ин­те­ри­ма (1555) до кон­ца жиз­ни М. под­вер­гал­ся на­пад­кам со сто­ро­ны не­при­ми­ри­мых лю­те­ран (т. н. гне­сио-лю­те­ра­не). Стре­мясь ус­та­но­вить кон­так­ты с пра­во­слав­ны­ми церк­ва­ми, в 1559 М. по­слал пат­ри­ар­ху Кон­стан­ти­но­поль­ско­му Ио­а­са­фу II греч. перевод Ауг­сбур­ско­го ис­по­ве­да­ния. По­хо­ро­нен в Зам­ко­вой церк­ви Вит­тен­бер­га ря­дом с Лю­те­ром.

М. раз­ра­бо­тал сис­те­му обу­че­ния, про­ник­ну­тую идея­ми гу­ма­низ­ма. Для осу­ще­ст­в­ле­ния сво­их пе­да­го­гич. идей пред­ло­жил ла­тин­скую шко­лу как еди­ный тип об­ще­об­ра­зо­ват. учеб­но­го за­ве­де­ния для всех герм. зе­мель, где по­бе­ди­ла Ре­фор­ма­ция. Пла­ни­ро­вал так­же соз­да­ние «выс­ших школ» (гим­на­зий), об­раз­цом ко­то­рых ста­ла шко­ла в Нюрн­бер­ге (1526). Со­ста­вил по­со­бие по греч. грам­ма­ти­ке (1518; к сер. 17 в. вы­дер­жа­ло св. 40 из­да­ний), хре­сто­ма­тию «На­став­ле­ние юно­ше­ст­ву в греческой ли­те­ра­ту­ре» (1525), учеб­ни­ки по мн. пред­ме­там. Ини­циа­тор из­да­ния пер­во­го гос. школь­но­го ус­та­ва для лат. школ Сак­со­нии, по­ло­жив­ше­го на­ча­ло школь­но­му за­ко­но­да­тель­ст­ву. По про­ек­там М. с сер. 1530-х гг. ста­ло пе­ре­страи­вать­ся пре­по­да­ва­ние во мно­гих ун-тах Гер­ма­нии (Вит­тен­берг­ском, Лейп­циг­ском, Тю­бин­ген­ском, Гей­дель­берг­ском и др.), от­кры­ты про­тес­тант­ские ун-ты в Кё­нигс­бер­ге, Мар­бур­ге, Йе­не. За мно­го­лет­нюю пе­да­го­гич. дея­тель­ность М. на­зва­ли «на­став­ни­ком Гер­ма­нии» (лат. Praeceptor Germaniae).

Соч.: Corpus Reformatorum. Halle; Braunsch­weig, 1834–1860. Vol. 1–28 (reprint: N. Y., 1963); Me­lanchthoniana paedagogica. Lpz., 1892; Werke im Auswahl / Hrsg. R. Stuppe­rich. Gütersloh, 1951–1975. Bd 1–7; Од­ной лишь ве­рою. Аугс­бург­ское ис­по­ве­да­ние и Апо­ло­гия / Пер. В. К. Муш­та­ка. Лах­ти, 1997.

Лит.: Maxcey C. Bona opera: a study in the development of the doctrine of Ph. Melan­cht­hon. Nieuwkoop, 1980; Frank G. Die theolo­gische Philosophie Ph. Melanchthons. Lpz., 1995; Schieble H. Melanchthon und die Reformation. Mainz, 1996; Wengert T. Human Free­dom, Christian righteousness: Ph. Melancht­hon’s exegetical dispute with Erasmus of Rotterdam. N. Y.; Oxf., 1998; Gebhardt A. Ph. Melanchthon – Praeceptor Germaniae. Marburg, 2008; Melanchthon und Luther / Hrsg. H. Wei­nacht. Z., 2008.

Вернуться к началу