Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МЕЙЕНДО́РФ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 594-595

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Л. Дворкин, П. Ю. Малков

МЕЙЕНДО́РФ Ио­анн (Иван) Фео­фи­ло­вич (17.2.1926, Нёйи-сюр-Сен, близ Па­ри­жа – 22.7.1992, Мон­ре­аль, Ка­на­да), пра­во­слав­ный бо­го­слов, ви­зан­ти­нист, цер­ков­ный ис­то­рик, про­то­прес­ви­тер, ба­рон.

Из ро­да Мей­ен­дор­фов. Ро­дил­ся в се­мье рус. эмиг­ран­тов. В дет­ст­ве при­слу­жи­вал чте­цом и ипо­диа­коном при митр. Ев­ло­гии (Ге­ор­ги­ев­ском) в Алек­сан­д­ро-Нев­ском со­бо­ре в Па­ри­же. Окон­чил ис­то­ри­ко-фило­ло­гич. ф-т Сор­бон­ны (1948), Пра­во­слав­ный Свя­то-Сер­ги­ев­ский бо­го­слов­ский ин­сти­тут (1949), Прак­тич. шко­лу выс­ших ис­сле­до­ва­ний (1954). В Свято-Сер­ги­ев­ском ин-те слу­шал лек­ции еп. Кас­сиа­на (Без­обра­зо­ва), ар­хим. Ки­приа­на (Кер­на), про­то­прес­ви­те­ров В. В. Зень­ков­ско­го и Н. Н. Афа­нась­е­ва, а так­же А. В. Кар­та­шё­ва, В. В. Вейд­ле. Од­на­ко гл. сво­им учи­те­лем М. счи­тал прот. Г. Фло­ров­ско­го, от ко­то­ро­го ус­во­ил лю­бовь к свя­то­отеч. на­сле­дию и по­ни­ма­ние важ­но­сти осу­ще­ст­в­ле­ния в бо­го­слов­ском твор­че­ст­ве т. н. не­опат­ри­стич. син­те­за. Пре­по­да­вал в Свя­то-Сер­ги­ев­ском ин-те греч. яз. и ис­то­рию Церк­ви (1950–59). Из­брав об­ла­стью на­уч. ис­сле­до­ва­ний ис­то­рию и бо­го­слов­ское со­дер­жа­ние иси­хаз­ма, за­щи­тил в Сор­бон­не дис­сер­та­цию о бо­го­сло­вии свт. Гри­го­рия Па­ла­мы, по­лу­чил док­тор­скую сте­пень (1958). Один из ини­циа­то­ров соз­да­ния Син­дес­мо­са (с 1953 его пер­вый ге­не­раль­ный сек­ре­тарь, в 1954–64 пред­се­да­тель).

В 1959 в Па­ри­же ру­ко­по­ло­жен в диа­ко­ны, в свя­щен­ни­ки. В том же го­ду пе­ре­ехал в США. В Свя­то-Вла­ди­мир­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии в Нью-Йор­ке, где стал про­фес­со­ром пат­ро­ло­гии и ис­то­рии Церк­ви, про­дол­жал раз­ви­вать на­уч. тра­ди­ции Свя­то-Сер­ги­ев­ского ин-та. Пре­по­да­вал так­же в ря­де амер. ун-тов: Ко­лум­бий­ском, Гар­вард­ском, Фор­дем­ском и др. Чл. Ис­пол­ни­тель­но­го ко­ми­те­та США по ви­зант. ис­сле­до­ва­ни­ям. М. был при­нят в клир Рус. ми­тро­по­лии в Аме­ри­ке; с 1964 про­тои­е­рей. Ак­тив­но уча­ст­во­вал в про­цес­се ус­та­нов­ле­ния ав­то­ке­фа­лии Пра­во­слав­ной церк­ви в Аме­ри­ке (1970). Пе­ре­во­дил пра­во­слав­ное бо­го­слу­же­ние на англ. язык. В 1960–1970-е гг. при­ни­мал дея­тель­ное уча­стие в ра­бо­те Все­мир­но­го со­ве­та церк­вей, при этом кри­ти­ко­вал ру­ко­во­дство ВСЦ за ли­бе­раль­ный под­ход в ре­ше­нии бо­го­слов­ских во­про­сов и за из­лиш­нюю по­ли­ти­за­цию эку­ме­нич. дви­же­ния. По­сле смер­ти про­то­прес­ви­те­ра А. Шме­ма­на М. стал его пре­ем­ни­ком в долж­но­сти де­ка­на (ру­ко­во­ди­те­ля) Свя­то-Вла­ди­мир­ской се­ми­на­рии (1984–92). С 1990 про­то­прес­ви­тер. В по­след­ние го­ды жиз­ни М. по­лу­чил воз­мож­ность ре­гу­ляр­но бы­вать в Рос­сии. За неск. ме­ся­цев до смер­ти ос­та­вил долж­ность де­ка­на, стре­мясь це­ли­ком по­свя­тить се­бя цер­ков­но-на­уч. ра­бо­те.

М. из­вес­тен как ве­ду­щий спе­циа­лист в об­лас­ти ис­то­ри­ко-бо­го­слов­ско­го ана­ли­за иси­хаз­ма. В 1959 он под­го­то­вил пер­вое из­да­ние важ­ней­ше­го тек­ста ви­зант. иси­хаз­ма – «Три­ад в за­щи­ту свя­щен­но­без­молв­ст­вую­щих» свт. Гри­го­рия Па­ла­мы, в том же го­ду отд. мо­но­гра­фи­ей вы­шла его док­тор­ская дис­сер­та­ция – «Introduction а̀ l’е́tude de Grе́goire Pala­mas» («Вве­де­ние в изу­че­ние Гри­го­рия Па­ла­мы»). Эти тру­ды М. вы­све­ти­ли в на­сле­дии свт. Гри­го­рия син­тез свя­то­отеч. уче­ния о раз­ли­че­нии в Бо­ге сущ­но­сти и энер­гий, о дос­туп­ных для хри­стиа­ни­на пу­тях бо­го­по­зна­ния, о т. н. ум­ной мо­лит­ве. Ис­сле­до­ва­ние иси­ха­ст­ско­го дви­же­ния, в т. ч. в его про­ти­во­пос­тав­лен­но­сти зап.-ев­роп. гу­ма­низ­му, М. про­дол­жил в пе­ри­од жиз­ни в США. Кро­ме то­го, осн. об­лас­тя­ми его на­уч. ис­сле­до­ва­ний в это вре­мя ста­ли хри­сто­ло­гия, ли­тур­гич. бо­го­сло­вие (та­ин­ст­ва Ев­ха­ри­стии и бра­ка). В 1980-е гг. он об­ра­тил­ся к те­ме иси­ха­ст­ских влия­ний в слав. ми­ре, пре­ж­де все­го на Ру­си («Ви­зан­тия и воз­вы­ше­ние Ру­си», 1981). По­след­ний боль­шой труд М. – «Един­ст­во Им­пе­рии и раз­де­ле­ние хри­сти­ан. Цер­ковь в 450–680 гг. по­сле Р. Х.» (1988).

Соч.: St. Grégoire Palamas et la mystique or­thodoxe. P., 1959; Byzantine hesychasm: his­torical, theological and social problems. L., 1974; Жи­вое пре­да­ние: Сви­де­тель­ст­во Пра­во­сла­вия в со­вре­мен­ном ми­ре. СПб., 1997; Ии­сус Хри­стос в вос­точ­ном пра­во­слав­ном бо­го­сло­вии. М., 2000; Вве­де­ние в свя­то­оте­че­ское бо­го­сло­вие. Минск, 2001; Ви­зан­тий­ское бо­го­сло­вие: Ис­то­ри­че­ские на­прав­ле­ния и ве­ро­уче­ние. М., 2001; Ис­то­рия Церк­ви и вос­точ­но-хри­сти­ан­ская мис­ти­ка. М., 2003; Рим – Кон­стан­ти­но­поль – Мо­ск­ва. Ис­то­ри­че­ские и бо­го­слов­ские ис­сле­до­ва­ния. М., 2007.

Лит.: Криш­та­ле­ва Л. Г., Хо­ру­жий С. С. Жиз­нен­ный и твор­че­ский путь о. Ио­ан­на Мей­ен­дор­фа. Биб­лио­гра­фия тру­дов о. Ио­ан­на Мей­ен­дор­фа // Си­нер­гия. Про­бле­мы ас­ке­ти­ки и мис­ти­ки Пра­во­сла­вия. М., 1995. С. 27–41; Ила­ри­он (Ал­фе­ев), еп. Пра­во­слав­ное бо­го­сло­вие на ру­бе­же сто­ле­тий. М., 1999; Сви­де­тель ис­ти­ны. Ека­те­рин­бург, 2003; Нивь­ер А. Пра­во­слав­ные свя­щен­но­слу­жи­те­ли, бо­го­сло­вы и цер­ков­ные дея­те­ли рус­ской эмиг­ра­ции в За­пад­ной и Цен­траль­ной Ев­ро­пе. 1920–1995. Био­гра­фи­че­ский спра­воч­ник. М.; Па­риж, 2007.

Вернуться к началу