Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МА́РЕТТ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 101

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: К. И. Уколов

МА́РЕТТ (Marett) Ро­берт Рей­налф (13.6.1866, Бланк-Пинь­он, о. Джер­си – 18.2.1943, Окс­форд), брит. ре­ли­гио­вед и эт­но­лог. Сын жур­на­ли­ста, по­эта и по­ли­тич. дея­те­ля Р. П. Ма­рет­та (1820–84). Изу­чал клас­сич. язы­ки и фи­ло­со­фию в Бейл­лиол-кол­лед­же Окс­форд­ско­го ун-та (окон­чил в 1888), ста­жи­ро­вал­ся по фи­ло­со­фии в Бер­лин­ском ун-те (1888–89). С 1891 пре­по­да­вал фи­ло­со­фию в Эк­се­тер-кол­лед­же Окс­форд­ско­го ун-та (с 1928 рек­тор Эк­се­тер-кол­лед­жа). Ос­но­ва­тель Окс­форд­ско­го ан­т­ро­по­ло­гич. об-ва (1909). С 1910 в ка­че­ст­ве пре­ем­ни­ка Э. Б. Тай­ло­ра пре­по­да­вал ан­тро­по­ло­гию, в 1914 ос­но­вал ка­фед­ру со­ци­аль­ной ан­тро­по­ло­гии в Окс­форд­ском ун-те, ко­то­рую воз­глав­лял до 1936. В 1910–14 ру­ко­во­дил рас­коп­ка­ми па­лео­ли­тич. сто­ян­ки на о. Джер­си. Чл. Брит. ака­де­мии (1931).

Взгля­ды М. бы­ли под­вер­же­ны влия­нию франц. со­цио­ло­гов Э. Дюрк­гей­ма и его шко­лы, Л. Ле­ви-Брю­ля, а так­же анг­ло-амер. со­цио­ло­га и пси­хо­ло­га У. Мак­ду­гал­ла (1871–1938). Осн. на­уч. вклад М. за­клю­ча­ет­ся в раз­ви­тии кри­тич. диа­ло­га с его пред­ше­ст­вен­ни­ка­ми в ре­лигио­ве­де­нии Тай­ло­ром, Э. Лэн­гом и Дж. Дж. Фрэ­зе­ром, пред­став­лен­ном в се­рии ре­ли­гио­ведч. ра­бот 1-й четв. 20 в.

Об­щей пред­по­сыл­кой идей М. яв­ля­ет­ся ори­ен­ти­рую­щая­ся на тео­рию Ч. Дар­ви­на эво­лю­цио­ни­ст­ская ан­тро­по­ло­гия, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рой пси­хо­ло­гич. эво­лю­ция че­ло­ве­ка по­ни­ма­ет­ся как вос­хо­ж­де­ние от эмо­цио­наль­но-чув­ст­вен­ных со­стоя­ний к реф­лек­сив­ным. По­это­му для М. бы­ли не­при­ем­ле­мы ин­тел­лек­туа­ли­стич. кон­цеп­ции пер­во­быт­ной ре­ли­гии. Так, вы­сту­пая про­тив ани­ми­стич. тео­рии Тай­ло­ра, со­глас­но ко­то­рой ре­ли­гия в сво­ей пер­вич­ной ста­дии пред­став­ля­ет со­бой ве­ру в ду­хов, М. ут­вер­ждал, что пер­во­быт­ная ре­ли­гия есть не ра­цио­на­ли­стич. пред­став­ле­ние, а эмо­цио­наль­ная ре­ак­ция на опыт без­лич­ных сверхъ­ес­те­ст­вен­ных сил. В от­ли­чие от Дж. Дж. Фрэ­зе­ра и в со­гла­сии с идея­ми шко­лы Э. Дюрк­гей­ма М. по­ла­гал, что в ста­нов­ле­нии пер­во­быт­ной ре­ли­гии пер­вич­ны­ми яв­ля­ют­ся не дог­ма­ти­че­ско-ми­фич. пред­став­ле­ния, а прак­ти­ка и ри­ту­ал. Для опи­са­ния опы­та встре­чи че­ло­ве­ка со сверхъ­ес­те­ст­вен­ной си­лой он ис­поль­зо­вал за­им­ст­во­ван­ное из ве­ро­ва­ний на­ро­дов Океа­нии по­ня­тие ма­на. Не­га­тив­ный ас­пект стра­ха и бо­яз­ни, свой­ст­вен­ный это­му опы­ту, М. обо­зна­чал как та­бу. По­ня­тий­ная па­ра ма­на – та­бу, со­глас­но М., точ­нее все­го обо­зна­ча­ет яд­ро пер­во­быт­ной ре­ли­гии.

Соч.: The threshold of religion. L., 1909. L., 1997; Anthropology. N. Y., 1912; Psychology and folk-lore. L., 1920; Faith, hope and cha­rity in primitive religion. Oxf., 1932; Sa­cra­ments of simple folk. Oxf., 1933. N. Y., 1979; Head, heart and hands in human evolution. L., 1935; Tylor. N. Y., 1936; A Jerseyman at Ox­ford. L.; N. Y., 1941; Мистика. Религия. На­ука: антология. М., 1998. С. 99–108.

Лит.: Custom is King: essays presented to R. R. Marett on his seventieth birthday / Ed. L. H. Dudley Buxton. L., 1936; Bengtson D. R. R. R. Marrett and the study of religion // Jour­nal of the American Academy of Religion. 1979. Vol. 47. № 4; Klassiker der Religionswi­ssen­schaft: von F. Schleiermacher bis M. Elia­de. Münch., 1997.

Вернуться к началу