МАНИХЕ́ЙСТВО
-
Рубрика: Религиоведение
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАНИХЕ́ЙСТВО, дуалистическое религ. учение, сочетавшее элементы христианства, зороастризма, буддизма и некоторых др. верований; по манихейским источникам, оно представляет собой восстановление первоначальной истинной религии. Название – по имени основателя Мани. М. возникло в сер. 3 в. в Юж. Месопотамии, в 4–7 вв. распространилось от Зап. Средиземноморья до Китая. В 8–9 вв. являлось офиц. религией Уйгурского каганата. На Западе просуществовало до 6–7 вв., в Сев. Африке – до 8 в., в Китае предположительно до 14 в.
Источники информации о М. включают собственно манихейские памятники, сведения христианских и мусульм. авторов, а также данные раскопок. По преданию, Мани изложил своё учение в 7 канонич. книгах на арамейском яз., от которых дошли лишь отрывки и цитаты: «Живое Евангелие» (вероятно, изложение космогонии и некоторые биографич. сведения), «Сокровище (Сокровищница) жизни» (вероятно, учение о вознесении светлого начала из материи и человеческих душ), «Прагматия» (возможно, толкование осн. доктрины), «Книга тайн (таинств)» (притчи и толкования разл. положений доктрины), «Книга гигантов» (переработка на основе эпизода из Быт. 6:2–4 легенды о падших ангелах и гигантах из 1-й Книги Еноха), «Послания» (сб. писем Мани к ученикам), «Псалмы» (2 псалма или 2 цикла псалмов). Кроме этого, Мани приписываются сочинения: «Шапуракан» (краткое изложение учения, написанное на среднеперсидском яз. для перс. царя Шапура I), «Образ» (нарисованные картины, иллюстрации к учению), «Молитвы» (в частности, общие ежедневные молитвы, обращённые к Солнцу и Луне) и др., от которых также дошли лишь отрывки. Фрагменты переводов сочинений Мани и его учеников, его жизнеописания, а также книг по истории М., компендиумы манихейского учения, молитвы, гимны, псалмы, притчи, литургич. тексты на среднеперсидском, парфянском, согдийском, др.-тюрк., уйгурском и кит. языках были найдены в нач. 20 в. в Центр. Азии (Турфан, Сев. Китай). Несколько позднее в Египте была обнаружена манихейская лит-ра на субахмимском (ликопольском) диалекте коптского яз., переведённая с греческого и, возможно, с арамейского яз. (т. н. б-ка из Мединет-Мади; вероятно, не позднее кон. 4 в.). В Египте были найдены также жизнеописание Мани на греч. яз., предположительно переведённое с арамейского (т. н. Кёльнский кодекс; 5–6 вв.), фрагменты манихейских книг, псалмов, личная переписка, хозяйственные документы манихейской общины на коптском, греч. и сир. языках, сирийско-коптский глоссарий (все не позднее кон. 4 в.). Известна также лат. рукопись (5–6 вв.) фрагментов манихейских книг, найденная в Тебессе (Вост. Алжир).
В основе М., скорее всего, лежала некая гностическая разновидность раннего христианства (см. Гностицизм), элементы которой были отождествлены со схожими положениями зороастризма. Заметное влияние на М. оказали буддизм (учение о переселении душ и др.), элементы вульгаризированной античной философии и разл. мистических религ. течений.
Согласно М., в мире извечно существуют 2 самостоятельных начала: светлое (доброе) и тёмное (злое). Тёмное начало в лице 5 тёмных стихий пошло войной на светлое начало и захватило часть его. В космич. битве светлых божеств с тёмными демонами тёмные стихии смешались со светлыми. Посланные верховным светлым богом («Отцом величия») божества: Дух живой, Великий дух – Мать и Третий посланец – сотворили из этого смешения и привели в движение материальный мир (из 5 ярусов, от видимых глазом небес до земли, или преисподней) как механизм разделения светлого и тёмного начал. Демоны тьмы создали Адама и Еву и вложили свет в их душу, чтобы удержать у себя светлое начало, но божество, называемое Иисус-Сияние, дало людям высшее знание и указало путь к спасению. Тёмное начало борется за душу человека, стремясь задержать её. На землю периодически посылается вероучитель («апостол») и с помощью своего небесного хранителя основывает истинную религию. После смерти «апостола» его церковь постепенно приходит в упадок. Таким образом произошли все религии, существовавшие до М. Список «апостолов» завершает Мани.
Согласно верованиям приверженцев М., после смерти душа либо возносится в царство света через Солнце и Луну (у праведников), либо возрождается в человеческом теле или др. материальном объекте, либо идёт в геенну (у закоренелых грешников). Когда светлое и тёмное начала окончательно разделятся, материальный мир сгорит, а души грешников останутся с тёмным началом.
В М. существовали 2 разряда верующих: «избранники» и «слушатели» – рядовые верующие. Этика М. заключалась, прежде всего, в непричинении зла светлому началу, заключённому в живой природе. «Избранники» служили орудием очищения светлого начала: оно освобождалось из съеденной ими пищи и изношенной одежды. «Избранникам» запрещались употребление животной пищи и вина, половые сношения, убийство живых существ (в т. ч. сбор и приготовление в пищу растений). Запреты для «слушателей» ограничивались вегетарианством и непролитием крови. Гл. обязанностью «слушателей» была забота об удовлетворении материальных потребностей «избранников». В обязанности всех верующих входили также регулярное чтение молитв, совершение богослужений с пением псалмов, соблюдение постов. Манихейская иерархия включала следующие ступени: глава церкви, или «апостол», учитель (глава крупного объединения общин), епископ (глава общин страны или области), пресвитер (глава местной общины), «домоправитель» (глава объединения «избранников»). Упоминаются также проповедники, диаконы и писцы. Из праздников известен весенний праздник Бемы (греч. – возвышение, алтарь) – возможно, манихейский аналог Пасхи.
По мнению ряда исследователей, М. оказало влияние на христианские дуалистические ереси (учение павликиан, богомильство и др.), некоторые направления в исламе и буддизме, религию езидов.