Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАНИХЕ́ЙСТВО

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 14-15

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Б. Смагина

МАНИХЕ́ЙСТВО, дуа­ли­сти­че­ское ре­лиг. уче­ние, со­че­тав­шее эле­мен­ты хри­сти­ан­ст­ва, зо­роа­ст­риз­ма, буд­диз­ма и не­ко­то­рых др. ве­ро­ва­ний; по ма­ни­хей­ским ис­точ­ни­кам, оно пред­став­ля­ет со­бой вос­ста­нов­ле­ние пер­во­на­чаль­ной ис­тин­ной ре­ли­гии. На­зва­ние – по име­ни ос­но­ва­те­ля Ма­ни. М. воз­ник­ло в сер. 3 в. в Юж. Ме­со­по­та­мии, в 4–7 вв. рас­про­стра­ни­лось от Зап. Сре­ди­зем­но­мо­рья до Ки­тая. В 8–9 вв. яв­ля­лось офиц. ре­ли­ги­ей Уй­гур­ско­го ка­га­на­та. На За­па­де про­суще­ст­во­ва­ло до 6–7 вв., в Сев. Аф­ри­ке – до 8 в., в Ки­тае пред­по­ло­жи­тель­но до 14 в.

Ис­точ­ни­ки ин­фор­ма­ции о М. вклю­ча­ют соб­ст­вен­но ма­ни­хей­ские па­мят­ни­ки, све­де­ния хри­сти­ан­ских и му­сульм. ав­то­ров, а так­же дан­ные рас­ко­пок. По пре­да­нию, Ма­ни из­ло­жил своё уче­ние в 7 ка­но­нич. кни­гах на ара­мей­ском яз., от ко­то­рых дош­ли лишь от­рыв­ки и ци­та­ты: «Жи­вое Еван­ге­лие» (ве­ро­ят­но, из­ло­же­ние кос­мо­го­нии и не­ко­то­рые био­гра­фич. све­де­ния), «Со­кро­ви­ще (Со­кро­вищ­ни­ца) жиз­ни» (ве­ро­ят­но, уче­ние о воз­не­се­нии свет­ло­го на­ча­ла из ма­те­рии и че­ло­ве­че­ских душ), «Праг­ма­тия» (воз­мож­но, тол­ко­ва­ние осн. док­три­ны), «Кни­га тайн (та­инств)» (прит­чи и тол­ко­ва­ния разл. по­ло­же­ний док­три­ны), «Кни­га ги­ган­тов» (пе­ре­ра­бот­ка на ос­но­ве эпи­зо­да из Быт. 6:2–4 ле­ген­ды о пад­ших ан­ге­лах и ги­ган­тах из 1-й Кни­ги Ено­ха), «По­сла­ния» (сб. пи­сем Ма­ни к уче­ни­кам), «Псал­мы» (2 псал­ма или 2 цик­ла псал­мов). Кро­ме это­го, Ма­ни при­пи­сы­ва­ют­ся со­чи­не­ния: «Ша­пу­ра­кан» (крат­кое из­ло­же­ние уче­ния, на­пи­сан­ное на сред­не­пер­сид­ском яз. для перс. ца­ря Ша­пу­ра I), «Об­раз» (на­ри­со­ван­ные кар­ти­ны, ил­лю­ст­ра­ции к уче­нию), «Мо­лит­вы» (в ча­ст­но­сти, об­щие еже­днев­ные мо­лит­вы, об­ра­щён­ные к Солн­цу и Лу­не) и др., от ко­то­рых так­же дош­ли лишь от­рыв­ки. Фраг­мен­ты пе­ре­во­дов со­чи­не­ний Ма­ни и его уче­ни­ков, его жиз­не­опи­са­ния, а так­же книг по ис­то­рии М., ком­пен­диу­мы ма­ни­хей­ско­го уче­ния, мо­лит­вы, гим­ны, псал­мы, прит­чи, ли­тур­гич. тек­сты на сред­не­пер­сид­ском, пар­фян­ском, со­гдий­ском, др.-тюрк., уй­гур­ском и кит. язы­ках бы­ли най­де­ны в нач. 20 в. в Центр. Азии (Тур­фан, Сев. Ки­тай). Не­сколь­ко позд­нее в Егип­те бы­ла об­на­ру­же­на ма­ни­хей­ская лит-ра на суб­ах­мим­ском (ли­ко­поль­ском) диа­лек­те копт­ско­го яз., пе­ре­ве­дён­ная с гре­че­ско­го и, воз­мож­но, с ара­мей­ско­го яз. (т. н. б-ка из Ме­ди­нет-Ма­ди; ве­ро­ят­но, не позд­нее кон. 4 в.). В Егип­те бы­ли най­де­ны так­же жиз­не­опи­са­ние Ма­ни на греч. яз., пред­по­ло­жи­тель­но пе­ре­ве­дён­ное с ара­мей­ско­го (т. н. Кёльн­ский ко­декс; 5–6 вв.), фраг­мен­ты ма­ни­хей­ских книг, псал­мов, лич­ная пе­ре­пис­ка, хо­зяй­ст­вен­ные до­ку­мен­ты ма­ни­хей­ской об­щи­ны на копт­ском, греч. и сир. язы­ках, си­рий­ско-копт­ский глос­са­рий (все не позд­нее кон. 4 в.). Из­вест­на так­же лат. ру­ко­пись (5–6 вв.) фраг­мен­тов ма­нихей­ских книг, най­ден­ная в Те­бес­се (Вост. Ал­жир).

В ос­но­ве М., ско­рее все­го, ле­жа­ла не­кая гно­сти­че­ская раз­но­вид­ность ран­не­го хри­сти­ан­ст­ва (см. Гно­сти­цизм), эле­мен­ты ко­то­рой бы­ли ото­жде­ст­в­ле­ны со схо­жи­ми по­ло­же­ния­ми зо­роа­ст­риз­ма. За­мет­ное влия­ние на М. ока­за­ли буд­дизм (уче­ние о пе­ре­се­ле­нии душ и др.), эле­мен­ты вуль­га­ри­зи­ро­ван­ной ан­тич­ной фи­ло­со­фии и разл. мис­ти­че­ских ре­лиг. те­че­ний.

Со­глас­но М., в ми­ре из­веч­но су­ще­ст­ву­ют 2 са­мо­стоя­тель­ных на­ча­ла: свет­лое (доб­рое) и тём­ное (злое). Тём­ное на­ча­ло в ли­це 5 тём­ных сти­хий по­шло вой­ной на свет­лое на­ча­ло и за­хва­ти­ло часть его. В кос­мич. бит­ве свет­лых бо­жеств с тём­ны­ми де­мо­на­ми тём­ные сти­хии сме­ша­лись со свет­лы­ми. По­слан­ные вер­хов­ным свет­лым бо­гом («От­цом ве­ли­чия») бо­же­ст­ва: Дух жи­вой, Ве­ли­кий дух – Мать и Тре­тий по­сла­нец – со­тво­ри­ли из это­го сме­ше­ния и при­ве­ли в дви­же­ние ма­те­ри­аль­ный мир (из 5 яру­сов, от ви­ди­мых гла­зом не­бес до зем­ли, или пре­ис­под­ней) как ме­ха­низм раз­де­ле­ния свет­ло­го и тём­но­го на­чал. Де­мо­ны тьмы соз­да­ли Ада­ма и Еву и вло­жи­ли свет в их ду­шу, что­бы удер­жать у се­бя свет­лое на­ча­ло, но бо­же­ст­во, на­зы­вае­мое Ии­сус-Сия­ние, да­ло лю­дям выс­шее зна­ние и ука­за­ло путь к спа­се­нию. Тём­ное на­ча­ло бо­рет­ся за ду­шу че­ло­ве­ка, стре­мясь за­дер­жать её. На зем­лю пе­рио­ди­че­ски по­сы­ла­ет­ся ве­ро­учи­тель («апо­стол») и с по­мо­щью сво­его не­бес­но­го хра­ни­те­ля ос­но­вы­ва­ет ис­тин­ную ре­ли­гию. По­сле смер­ти «апо­сто­ла» его цер­ковь по­сте­пен­но при­хо­дит в упа­док. Та­ким об­ра­зом про­изош­ли все ре­ли­гии, су­ще­ст­во­вав­шие до М. Спи­сок «апо­сто­лов» за­вер­ша­ет Ма­ни.

Со­глас­но ве­ро­ва­ни­ям при­вер­жен­цев М., по­сле смер­ти ду­ша ли­бо воз­но­сит­ся в цар­ст­во све­та че­рез Солн­це и Лу­ну (у пра­вед­ни­ков), ли­бо воз­ро­ж­да­ет­ся в че­ло­ве­че­ском те­ле или др. ма­те­ри­аль­ном объ­ек­те, ли­бо идёт в ге­ен­ну (у за­ко­ре­не­лых греш­ни­ков). Ко­гда свет­лое и тём­ное на­ча­ла окон­ча­тель­но раз­де­лятся, ма­те­ри­аль­ный мир сго­рит, а ду­ши греш­ни­ков ос­та­нут­ся с тём­ным на­чалом.

В М. су­ще­ст­во­ва­ли 2 раз­ря­да ве­рую­щих: «из­бран­ни­ки» и «слу­ша­те­ли» – ря­до­вые ве­рую­щие. Эти­ка М. за­клю­ча­лась, пре­ж­де все­го, в не­при­чи­не­нии зла свет­ло­му на­ча­лу, за­клю­чён­но­му в жи­вой при­ро­де. «Из­бран­ни­ки» слу­жи­ли ору­ди­ем очи­ще­ния свет­ло­го на­ча­ла: оно ос­во­бо­ж­да­лось из съе­ден­ной ими пи­щи и из­но­шен­ной оде­ж­ды. «Из­бран­ни­кам» за­пре­ща­лись упот­реб­ле­ние жи­вот­ной пи­щи и ви­на, по­ло­вые сно­ше­ния, убий­ст­во жи­вых су­ществ (в т. ч. сбор и при­го­тов­ле­ние в пи­щу рас­те­ний). За­пре­ты для «слу­ша­те­лей» ог­ра­ни­чи­ва­лись ве­ге­та­ри­ан­ст­вом и не­про­ли­ти­ем кро­ви. Гл. обя­зан­но­стью «слу­ша­те­лей» бы­ла за­бо­та об удов­ле­тво­ре­нии ма­те­ри­аль­ных по­треб­но­стей «из­бран­ни­ков». В обя­зан­но­сти всех ве­рую­щих вхо­ди­ли так­же ре­гу­ляр­ное чте­ние мо­литв, со­вер­ше­ние бо­го­слу­же­ний с пе­ни­ем псал­мов, со­блю­де­ние по­стов. Ма­ни­хей­ская ие­рар­хия вклю­ча­ла сле­дую­щие сту­пе­ни: гла­ва церк­ви, или «апо­стол», учи­тель (гла­ва круп­но­го объ­е­ди­не­ния об­щин), епи­скоп (гла­ва об­щин стра­ны или об­лас­ти), пре­сви­тер (гла­ва ме­ст­ной об­щи­ны), «до­мо­пра­ви­тель» (гла­ва объ­е­ди­не­ния «из­бран­ни­ков»). Упо­ми­на­ют­ся так­же про­по­вед­ни­ки, диа­ко­ны и пис­цы. Из празд­ни­ков из­вес­тен ве­сен­ний празд­ник Бе­мы (греч. – воз­вы­ше­ние, ал­тарь) – воз­мож­но, ма­ни­хей­ский ана­лог Пас­хи.

По мне­нию ря­да ис­сле­до­ва­те­лей, М. ока­за­ло влия­ние на хри­сти­ан­ские дуа­ли­стические ере­си (уче­ние пав­ли­ки­ан, бо­гомиль­ст­во и др.), не­ко­то­рые на­прав­ле­ния в ис­ла­ме и буд­диз­ме, ре­ли­гию ези­дов.

Лит.: Ке­фа­лайа («Гла­вы»). Копт­ский ма­ни­хей­ский трак­тат / Пер., ком­мент. Е. Б. Сма­ги­ной. М., 1998; Ви­ден­грен Г.  Ма­ни и ма­ни­хей­ст­во. СПб., 2001; Хос­ро­ев А. Л. Ис­то­рия ма­ни­хей­ст­ва (Prolegomena). СПб., 2007.

Вернуться к началу