Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАЗХА́Б

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 453

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Ю. Рощин

МАЗХА́Б (араб. – путь для сле­до­ва­ния), ре­ли­ги­оз­но-пра­во­вая шко­ла в ис­ла­ме. По­ня­тие «М.» при­ме­ня­ет­ся гл. обр. к 4 круп­ным тол­кам, сло­жив­шим­ся в му­суль­ман­ском пра­ве (фикх) сун­ни­тов в 8–9 вв.: ха­на­фи­там, хан­ба­ли­там, ша­фии­там и ма­ли­ки­там. В 10–13 вв. к ним до­ба­вил­ся пя­тый М. – джа­фа­рит­ская шко­ла има­ми­тов (см. Джа­фар ас-Са­дик). В сред­ние ве­ка у сун­ни­тов на­ря­ду с ны­не су­ще­ст­вую­щими М. бы­ли так­же шко­лы ау­заи­тов, джа­ри­ри­тов, за­хи­ри­тов и пр., впо­след­ст­вии ис­чез­нув­шие. Рас­хо­дясь в во­про­сах об­ря­до­вой прак­ти­ки и пра­ва, в ча­ст­но­сти в при­ме­не­нии в пра­во­ве­де­нии ра­цио­на­ли­стич. ме­то­да и прин­ци­па ид­жма, раз­ные М. при­зна­ют пра­во­моч­ность друг дру­га в рам­ках фик­ха. Чле­ны од­ной сун­нит­ской об­щи­ны мо­гут при­над­ле­жать к раз­ным М. На б. ч. тер­ри­то­рии Рос­сии тра­ди­ци­он­но пре­об­ла­да­ет ха­на­фит­ский М., на се­ве­ро-вос­то­ке Кав­ка­за – ша­фи­ит­ский, у шии­тов Дер­бен­та и Юж. Да­ге­ста­на – джа­фа­рит­ский.

Вернуться к началу