Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛУКА́

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 113-115

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Свящ. К. Польсков; И. Л. Бусева-Давыдова (иконография)
«Апостол Лука». Икона. Ок. 1360. Монастырь Хиландар (Афон). Архив «Православной энциклопедии»

ЛУКА́ (Λουϰᾶς), еван­ге­лист, ав­тор Еван­ге­лия от Лу­ки и кн. Дея­ния апо­сто­лов, в хри­сти­ан­ской тра­ди­ции по­чи­та­ет­ся в чи­сле 70 апо­сто­лов. Воз­мож­но, по про­ис­хо­ж­де­нию грек или си­ри­ец, жил в Ан­ти­охии. С юно­сти по­свя­тил се­бя нау­кам: был хо­ро­шо зна­ком со Свя­щен­ным Пи­са­ни­ем (по его пе­ре­во­дам на греч. яз. – Сеп­туа­гин­той) и евр. тра­ди­ци­ей, изу­чал греч. фи­ло­со­фию, ме­ди­ци­ну, а так­же жи­во­пись; в ран­не­хри­сти­ан­ском па­мят­ни­ке «Ка­нон Му­ра­то­ри» (кон. 2 – нач. 3 вв.) он на­зван «из­вест­ным вра­чом». Л. не при­над­ле­жал к ок­ру­же­нию Ии­су­са Хри­ста и не был сви­де­те­лем Его зем­ной жиз­ни. Су­щест­ву­ет древ­няя тра­ди­ция отож­дест­вле­ния с Л. еван­гель­ско­го пер­со­на­жа – од­но­го из пут­ни­ков, шед­ших в Эм­ма­ус (Лк. 24:13–35), од­на­ко это не со­от­вет­ст­ву­ет дан­ным са­мо­го Еван­ге­лия (Лк. 1:2). Ве­ро­ят­но, Л. был об­ра­щён в хри­сти­ан­ст­во ап. Пав­лом во вре­мя его вто­ро­го мис­сио­нер­ско­го пу­те­ше­ст­вия и стал од­ним из бли­жай­ших его со­труд­ни­ков (Кол. 4:14; Флм. 24:2; Тим. 4:10). Со­глас­но цер­ков­но­му пре­да­нию, по­сле му­че­ни­че­ской кон­чи­ны ап. Пав­ла в Ри­ме Л. по­ки­нул Ита­лию, про­шёл с про­по­ве­дью Ахайю, Ли­вию, Еги­пет и др. стра­ны; на­пи­сал ико­ну Бо­го­ро­ди­цы и др., став пер­вым ико­но­пис­цем; при­нял му­че­ни­че­скую смерть: за про­по­ведь Еван­ге­лия по­ве­шен на олив­ко­вом де­ре­ве в г. Фи­вы.

В Еван­ге­лии от Лу­ки нет ука­за­ния на ав­тор­ст­во, од­на­ко его назв. опи­ра­ет­ся на цер­ков­ное пре­да­ние и впер­вые за­фик­си­ро­ва­но в со­дер­жа­щем его текст па­пи­ру­се P75, да­ти­руе­мом ме­ж­ду 175 и 225. Соз­да­ние Еван­ге­лия от Лу­ки боль­шин­ст­во учё­ных да­ти­ру­ют вре­ме­нем ли­бо не­за­дол­го до на­ча­ла Иу­дей­ской вой­ны (66–74), ли­бо 70–80-ми гг. 1 в. Ис­сле­до­ва­те­ли по­ла­га­ют, что оно бы­ло на­пи­са­но не в Па­ле­сти­не, по­сколь­ку ав­тор пло­хо знал её то­по­гра­фию, а, ско­рее все­го, в Ан­ти­охии или в к.-л. из об­лас­тей Гре­ции (Ахайя, Бе­о­тия). На­пи­сан­ное на греч. яз. Еван­ге­лие от Лу­ки по срав­не­нию с др. еван­гель­ски­ми тек­ста­ми сти­ли­сти­че­ски и грам­ма­ти­че­ски наи­бо­лее со­от­вет­ст­ву­ет нор­мам клас­сич. греч. язы­ка. По сви­де­тель­ст­вам Ири­нея Ли­он­ско­го, Ев­се­вия Ке­са­рий­ско­го и др., Л. из­ло­жил бла­го­вес­тие, про­по­ве­дан­ное ап. Пав­лом. Од­на­ко, ве­ро­ят­но, при на­пи­са­нии Еван­ге­лия Л. ис­поль­зо­вал разл. тек­сты (Лк. 1:1). Вплоть до Но­во­го вре­ме­ни счи­та­лось, что Еван­ге­лие от Лу­ки бы­ло на­пи­са­но по­сле Еван­ге­лий от Мат­фея и Мар­ка с ис­поль­зо­ва­ни­ем их ма­те­риа­лов (точ­ка зре­ния, впер­вые вы­ска­зан­ная блж. Ав­гу­сти­ном). Ны­не наи­бо­лее ав­то­ри­тет­ной яв­ля­ет­ся т. н. тео­рия двух ис­точ­ни­ков, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рой при на­пи­са­нии сво­его тек­ста Л. ис­поль­зо­вал Еван­ге­лие от Мар­ка (или не до­шед­ший до нас текст Про­тое­ван­ге­лия от Мар­ка) и т. н. ис­точ­ник Q (см. в ст. Еван­ге­лие).

«Евангелист Лука». Миниатюра из Мстиславова Евангелия. Нач. 12 в. Исторический музей (Москва). Архив «Православной энциклопедии»

За­мы­сел соз­да­ния Еван­ге­лия был обу­слов­лен же­ла­ни­ем ав­то­ра со­ста­вить сис­те­ма­тич. опи­са­ние со­бы­тий зем­ной жиз­ни Хри­ста (Лк. 1:3). В про­ло­ге Л. ука­зал, что пи­шет для не­кое­го Фео­фи­ла (греч. Θεόφιλος ) (там же). В древ­но­сти это ука­за­ние час­то по­ни­ма­лось сим­во­ли­че­ски, как по­свя­ще­ние всем, кто лю­бит Бо­га (Θεός – Бог, φιλέω – лю­бить), вме­сте с тем су­ще­ст­во­ва­ла тра­ди­ция пря­мо­го по­ни­ма­ния име­ни Фео­фил как об­ра­ще­ния к вы­со­ко­по­став­лен­но­му рим. чи­нов­ни­ку. Ис­сле­до­ва­те­ли Но­во­го вре­ме­ни [А. П. Ло­пу­хин, еп. Кас­си­ан (Без­обра­зов), шотл. учё­ный У. Барк­ли и др.] склон­ны тол­ко­вать это об­ра­ще­ние как от­но­ся­щее­ся к рим. чи­нов­ни­ку, при­няв­ше­му хри­сти­ан­ст­во, а вме­сте с ним – ко всем хри­стиа­нам, об­ра­щён­ным из язы­че­ст­ва. Струк­ту­ра Еван­ге­лия от Лу­ки яв­ля­ет­ся об­щей для си­ноп­тич. Еван­ге­лий, од­на­ко в нём есть ряд от­ли­чий. Наи­бо­лее под­роб­но опи­сы­ва­ют­ся со­бы­тия, свя­зан­ные с рож­де­ни­ем Иису­са Хри­ста: по­ве­ст­во­ва­ние о них на­чи­на­ет­ся бо­лее чем за год с бла­го­вес­тия о ро­ж­де­нии Ио­ан­на Кре­сти­те­ля (1:5–25); в рас­ска­зе о рож­де­нии Хри­ста Л. упо­ми­на­ет иные по срав­не­нию с Еван­ге­ли­ем от Мат­фея со­бы­тия – Бла­го­ве­ще­ние Де­ве Ма­рии (1:26–38), по­кло­не­ние виф­ле­ем­ских пас­ту­хов (2:15–20). Важ­ным до­пол­не­ни­ем к об­ще­си­ноп­ти­че­ской тра­ди­ции яв­ля­ют­ся по­ве­ст­во­ва­ния об об­ре­за­нии Мла­ден­ца Ии­су­са (2:21), Сре­те­нии Гос­под­нем (2:25–35), по­се­ще­нии 12-лет­ним Ии­су­сом Ие­ру­са­ли­ма, где Он бе­се­до­вал в хра­ме с учи­те­ля­ми За­ко­на (2:41–50). Ука­за­ние с боль­шой точ­но­стью вре­ме­ни на­ча­ла зем­ной про­по­веди Хри­ста (3:1–2) и Его 30-лет­не­го воз­рас­та при этом (3:23) по­зво­ля­ет пред­по­ло­жить да­ту Его Ро­ж­де­ст­ва: ок. 750 от ос­но­ва­ния Ри­ма. При­во­ди­мое ро­до­сло­вие Хри­ста (3:23–38) име­ет ряд от­ли­чий от Его ро­до­сло­вия в Еван­ге­лии от Мат­фея. Еван­ге­лист Л. наи­бо­лее под­роб­но из всех еван­ге­ли­стов опи­сы­ва­ет при­мер­но 6-ме­сяч­ный пе­ри­од от Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня до Вхо­да Гос­под­ня в Ие­ру­са­лим. Толь­ко в Еван­ге­лии от Лу­ки путь Хри­ста к Ие­ру­са­ли­му на­чи­на­ет­ся с из­бра­ния 70 уче­ни­ков, по­сы­лае­мых на про­по­ведь (10:1), и от­ме­чен прит­ча­ми: о ми­ло­серд­ном са­ма­ря­ни­не (10:30–37), о на­стой­чи­вом про­си­те­ле (11:5–8), о не­ра­зум­ном бо­га­че (12:16–21), о бодр­ст­вую­щих слу­гах (12:35–40), о вер­ном и не­вер­ном ра­бах (12:41–48), о блуд­ном сы­не (15:11–32), о до­гад­ли­вом упра­ви­те­ле (16:1–9), о бо­га­че и Ла­за­ре (16:19–31), о мы­та­ре и фа­ри­сее (18:9–14) и др. Л. наи­бо­лее под­роб­но по­ве­ст­ву­ет о Тай­ной ве­че­ре и ус­та­нов­ле­нии на ней та­ин­ст­ва Ев­ха­ри­стии. Со­бы­тия аре­ста Хри­ста, су­да над Ним и рас­пя­тия так­же име­ют ряд осо­бен­но­стей, на­при­мер: ис­це­ле­ние Хри­стом ра­ба пер­во­свя­щен­ни­ка, у ко­то­ро­го при аре­сте Хри­ста от­секли ухо (22:50–51), рас­кая­ние од­но­го из двух рас­пя­тых со Хри­стом раз­бой­ни­ков (23:39–43). Еван­ге­лие от Лу­ки – един­ст­вен­ное из си­ноп­тич. Еван­ге­лий, в ко­то­ром Хри­стос обе­ща­ет ско­рое со­ше­ст­вие Свя­то­го Ду­ха на уче­ни­ков (24:49). Толь­ко Л. и Марк го­во­рят о Воз­не­се­нии Гос­под­нем (24:50–53), в Еван­ге­лии от Лу­ки этот рас­сказ яв­ля­ет­ся эпи­ло­гом.

К яр­ким осо­бен­но­стям Еван­ге­лия от Лу­ки от­но­сят­ся един­ст­вен­ные в Но­вом За­ве­те об­раз­цы по­этич. тек­ста – гим­ны: Де­вы Ма­рии при встре­че Её с пра­вед­ной Ели­са­ве­той (1:41–45), За­ха­рии при ро­ж­де­нии Ио­ан­на Кре­сти­те­ля (1:68–79), ан­ге­лов, воз­ве­щаю­щих ро­ж­де­ние Хри­ста (2:14), пра­вед­но­го Си­ме­о­на Бо­го­при­им­ца (2:29–32). Л. об­ра­ща­ет осо­бое вни­ма­ние на мо­лит­вы Хри­ста: он при­во­дит 9 мо­литв, толь­ко 2 из ко­то­рых по­вто­ря­ют­ся в др. Еван­ге­ли­ях. За­мет­на со­ци­аль­ная на­прав­лен­ность Еван­ге­лия от Лу­ки: в нём с боль­шой те­п­ло­той по­ве­ст­ву­ет­ся об от­вер­жен­ных, жен­щи­нах и де­тях.

Ав­тор Еван­ге­лия от Лу­ки сви­де­тель­ст­ву­ет о том, что яв­ля­ет­ся ав­то­ром кн. Дея­ния апо­сто­лов (Де­ян. 1:1). То­ж­де­ст­во ав­то­ра Дея­ний и Еван­ге­лия от Лу­ки под­твер­жда­ет­ся общ­но­стью язы­ка, сти­ля и бли­зо­стью бо­го­сло­вия этих книг.

Дни па­мя­ти Л. по ка­лен­да­рю Рус. пра­во­слав­ной церк­ви – 22 апр. (5 мая), 18(31) окт., 4(17) янв. – в Со­бо­ре 70 апо­сто­лов; в Рим.-ка­то­лич. церк­ви – 18 ок­тяб­ря.

Иконография

«Святой Лука». Фрагмент мозаики из ц. Сан-Витале в Равенне. 546–547.

Изо­бра­же­ния Л. в чис­ле др. апо­сто­лов из­вест­ны с 3–4 вв. (фре­ска ка­та­ком­б Мар­ка и Мар­цел­лиа­на в Ри­ме, ок. 340; рель­е­фы ран­не­хри­сти­ан­ских сар­ко­фа­гов, мо­заи­ки рим. ц. Сан­та-Пу­ден­циа­на, 5 в.). В ран­ний пе­ри­од Л. пред­ста­ёт как юным, без бо­ро­ды или с ко­рот­кой бо­род­кой, так и в об­ли­ке стар­ца с длин­ной се­дой бо­ро­дой. В Сред­не­ве­ко­вье сло­жил­ся еди­ный тип – муж­чи­на сред­них лет в хи­то­не и пла­ще, тем­но­во­ло­сый, с ко­рот­кой бо­ро­дой, не­ред­ко с лы­си­ной-гу­мен­цом на­по­до­бие тон­зу­ры (Ост­ро­ми­ро­во Еван­ге­лие, 1056–57; Ка­ра­хис­сар­ское Еван­ге­лие, 1180-е гг., оба – РНБ). Обыч­ный ат­ри­бут Л. как еван­ге­ли­ста – кни­га, ре­же сви­ток (сар­ко­фаг еп. Кон­кор­дия, Му­зей-ла­пи­да­рий, Арль, 4 в.), а так­же при­над­леж­но­сти для пись­ма. В позд­нее вре­мя (с 15 в.) в кни­ге или на свит­ке мог­ли по­ме­щать изо­бра­же­ние Бо­го­ма­те­ри. С 7 в. Л. изо­бра­жал­ся так­же с вра­чеб­ны­ми ин­ст­ру­мен­та­ми (фре­ска ка­та­комб Ком­мо­дил­лы в Ри­ме). К ат­ри­бу­там мож­но от­не­сти и сим­вол Л. – тель­ца (бы­ка), час­то кры­ла­то­го (по тол­ко­ва­ни­ям свя­тых Ие­ро­ни­ма Бла­жен­но­го и Ири­нея Ли­он­ско­го). В ран­ней зап.-ев­роп. изо­бра­зит. тра­ди­ции из­вест­ны слу­чаи слия­ния Л. и его сим­во­ла: на фрон­тис­пи­се ир­ланд­ско­го «Еван­ге­лия Мак-Дур­нэн» (9 в., Б-ка Лам­бет­ско­го двор­ца, Лон­дон) Л. по­ка­зан с ко­пыт­ца­ми вме­сто ног. Ико­но­гра­фия Л., пи­шу­ще­го Еван­ге­лие, сло­жи­лась в ран­не­хри­сти­ан­ском иск-ве под влия­ни­ем ан­тич­ных порт­ре­тов фи­ло­со­фов и по­этов, по­лу­чи­ла рас­про­стра­не­ние в по­слеи­ко­но­бор­че­ский пе­ри­од. Обыч­но Л., как и др. еван­ге­ли­сты, си­дит пе­ред сто­лом с кни­гой или свит­ком, ре­же сто­ит (тип ан­тич­но­го ри­то­ра). В еван­гель­ских ми­ниа­тю­рах с изо­бра­же­ни­ем Л. встре­ча­ет­ся пер­со­ни­фи­ка­ция Пре­муд­ро­сти (вна­ча­ле жен­ская фи­гу­ра, за­тем ан­гел в звёзд­ча­том ним­бе), вос­хо­дя­щая к ан­тич­но­му об­ра­зу му­зы. Л. изо­бра­жа­ли сре­ди др. еван­ге­ли­стов в мо­ну­мен­таль­ных рос­пи­сях (пре­им. на под­ку­поль­ных па­ру­сах), в сю­же­тах еван­гель­ско­го цик­ла, в т. ч. в «Яв­ле­нии Хри­ста Лу­ке и Кле­о­пе по до­ро­ге в Эм­ма­ус», в ком­по­зи­ции «Со­бор апо­сто­лов» и в её ва­ри­ан­те, по­лу­чив­шем назв. «Сою­зом люб­ве свя­зуе­ми апо­сто­ли», на цар­ских вра­тах (в др.-рус. иск-ве; напр., вра­та из Тро­иц­ко­го со­бо­ра Трои­це-Сер­ги­е­вой лав­ры, 1425–27). Ико­на Л. мог­ла вхо­дить в со­став деи­сус­но­го ря­да ви­зант. тем­п­ло­на (ок. 1360, мон. Хи­лан­дар на Афо­не), обя­за­тель­но вклю­ча­лась в со­став раз­вёр­ну­то­го «апо­столь­ско­го» деи­су­са.

С 14 в. в ви­зант. иск-ве по­яв­ля­ют­ся изо­бра­же­ния Л., ко­то­рый, си­дя за моль­бер­том, пи­шет ико­ну Бо­го­ма­те­ри (фре­ска ц. Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы мон. Ма­тей­че в Ма­ке­до­нии, 1355–60; Еван­ге­лие из мон. Св. Ио­ан­на Бо­го­сло­ва на о. Пат­мос, 1427). В сю­же­тах «Апо­столь­ских стра­да­ний», из­вест­ных в ви­зант. ико­но­гра­фии с 10–11 вв. (Ми­но­ло­гий Ва­си­лия II), изо­бра­жа­ли по­ве­ше­ние Л. на олив­ко­вом дре­ве (ико­на «Рас­пя­тие с апо­столь­ски­ми стра­стя­ми» Фё­до­ра Ни­ки­ти­на Рож­но­ва, 1699, Ис­то­ри­ко-куль­тур­ный за­по­вед­ник «Мо­с­ков­ский Кремль»). Жи­тий­ные цик­лы Л. край­не ред­ки, вклю­ча­ют сце­ны пре­лом­ле­ния хле­ба в Эм­мау­се, на­пи­са­ние ико­ны «Бо­го­ма­те­ри с Мла­ден­цем», его про­по­ведь, му­че­ни­че­скую кон­чи­ну и пе­ре­не­се­ние мо­щей из Фив в Кон­стан­ти­но­поль (ико­на «Свя­той еван­ге­лист Лу­ка с жи­ти­ем», посл. треть 18 в., со­б­ра­ние Р. М. Фе­до­то­ва, Мо­ск­ва). В иск-ве позд­не­го зап.-ев­роп. Сред­не­ве­ко­вья Л. встре­ча­ет­ся в ал­тар­ных об­раз­ах в чис­ле пред­стоя­щих свя­тых (створ­ка с изо­бра­же­ни­ем свя­тых Мар­ка, Вар­ва­ры и Лу­ки С. Лох­не­ра, 1445–1450, Му­зей Валь­раф-Ри­харц, Кёльн; пре­дел­ла «Ал­та­ря свя­той Ека­те­ри­ны» С. Мар­ти­ни, 1319–20, Нац. му­зей Сан-Мат­тео, Пи­за; «Яв­ле­ние Ма­дон­ны свя­тым Лу­ке и Ека­те­ри­не» Ан­ни­ба­ле Кар­рач­чи, 1592, Лувр, Па­риж). Для ка­пел­лы Св. Лу­ки в па­ду­ан­ской ц. Сан­та-Джу­сти­на, где по­чи­та­ют­ся его мо­щи, А. Ман­те­нья соз­дал «Ал­тарь свя­то­го Лу­ки» (1453–54, Пи­на­ко­те­ка Бре­ра, Ми­лан), в ко­то­ром об­раз свя­то­го за­ни­ма­ет центр. часть по­лип­ти­ха. Ста­туя Л. за­ни­ма­ла од­ну из ниш на фа­са­де фло­рен­тий­ско­го со­бо­ра (скульп­тор Нан­ни ди Бан­ко, 1408–13, Му­зей со­бо­ра, Фло­рен­ция).

Рогир ван дер Вейден. «Святой Лука, рисующий Мадонну». Ок. 1435–40. Музей изящных искусств (Бостон).
Семён Спиридонов Холмогорец. Икона «Святой евангелист Лука». 2-я пол. 17 в. Музей икон г. Рекклингхаузен (Германия).

С 15 в., ко­гда Л. ста­но­вит­ся по­кро­ви­те­лем гиль­дий св. Лу­ки, объ­е­ди­няв­ших ху­дож­ни­ков в Сев. Ев­ро­пе, под ви­зант. влия­ни­ем рас­про­стра­нил­ся ико­но­гра­фич. тип Л., ри­сую­ще­го Ма­дон­ну. Та­кие ра­бо­ты обыч­но по­ме­ща­лись в ал­та­рях гиль­дей­ских ка­пелл. Бо­го­ма­терь на них пред­став­ле­на в совр. оде­ж­дах, как по­зи­рую­щая ху­дож­ни­ку мо­дель или как яв­лен­ное ему ви­де­ние; в об­ра­зе Л. не­ред­ко во­пло­щал­ся ав­то­порт­рет ху­дож­ни­ка. На­ча­ло этой тра­ди­ции по­ло­жи­ла соз­дан­ная Ро­ги­ром ван дер Вей­де­ном для брюс­сель­ской гиль­дии кар­ти­на «Свя­той Лу­ка, ри­сую­щий Ма­дон­ну» (ок. 1435–40, Му­зей изящ­ных ис­кусств, Бос­тон; по­вто­ре­ния – Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург; ок. 1450, Ста­рая пи­на­ко­те­ка, Мюн­хен; му­зей Гру­нин­ге-мю­се­ум, Брюг­ге). Кар­ти­ны на тот же сю­жет для разл. гиль­дий св. Лу­ки пи­сали Я. Гос­сарт (ок. 1513–14, Ху­дож.-ис­то­рич. му­зей, Ве­на), М. ван Хем­скерк (1532, Му­зей Ф. Хал­са, Хар­лем; 1550–53, Му­зей изо­бра­зит. ис­кусств, Ренн), М. де Вос (1602, Ко­ро­лев­ский му­зей изо­бра­зит. ис­кусств, Ан­твер­пен). В Ита­лии по­доб­ная тра­ди­ция рас­про­стра­ни­лась позд­нее. Дж. Ва­за­ри при­над­ле­жит ал­тар­ный об­раз для ка­пел­лы Св. Лу­ки, ко­то­рую со­дер­жа­ла фло­рен­тий­ская Ака­де­мия ри­сун­ка в ц. Сан­тис­си­ма-Ан­нун­циа­та. Этот же сю­жет встре­ча­ет­ся и на од­ной из ран­них икон Эль Гре­ко, на­пи­сан­ной им на о. Крит (до 1567, Му­зей Бе­на­ки, Афи­ны), Л. пред­став­лен на ней од­но­вре­мен­но в ка­че­ст­ве вра­ча и ху­дож­ни­ка, пи­шу­ще­го ико­ну Оди­гит­рии. На кар­ти­не Гвер­чи­но Л. де­мон­ст­ри­ру­ет зри­те­лям на­пи­сан­ный им об­раз Бо­го­ма­те­ри (1652–53, Му­зей Нел­сон-Ат­кинс, Кан­зас). Ино­гда изо­бра­же­ние Л. вклю­ча­ли в апо­столь­ские цик­лы (напр., в се­рии «Апо­сто­ла­дос» Эль Гре­ко для со­бо­ра в То­ле­до, 1605–10).

Лит.: Harnack A. Lukas der Arzt: der Ver­fas­ser des dritten Evangelium und der Apostelge­schichte. Lpz., 1906; Кас­си­ан (Без­обра­зов), епи­скоп. Лек­ции по Но­во­му За­ве­ту: Еван­ге­лие от Лу­ки. Па­риж, 2004; он же. Хри­стос и пер­вое хри­сти­ан­ское по­ко­ле­ние. М., 2006.

Вернуться к началу