Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛИХУ́ДЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 685-686

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. Н. Рамазанова

ЛИХУ́ДЫ, Ио­ан­ни­кий (Ио­анн) [1633, о. Ке­фа­ли­ния (Ио­ни­че­ские о-ва), Ве­не­ци­ан­ская рес­пуб­ли­ка – 1717, Мо­ск­ва] и Соф­ро­ний (Спи­ри­дон) [1652, о. Ке­фа­ли­ния – 1730, Мо­ск­ва (по др. дан­ным, Со­лот­чин­ский мон. близ Ря­за­ни)], про­све­ти­те­ли, бо­го­сло­вы, ос­но­ва­те­ли Сла­вя­но-гре­ко-ла­тин­ской ака­де­мии, ие­ро­мо­на­хи, бра­тья.

По про­ис­хо­ж­де­нию гре­ки. Из се­мьи ка­пи­та­на ко­раб­ля. Спи­ри­дон окон­чил Кот­ту­ни­ан­скую кол­ле­гию Па­ду­ан­ско­го ун-та (1670) со сте­пе­нью док­то­ра бо­го­сло­вия. Бу­ду­чи сту­ден­том, при­нял мо­на­ше­ский по­стриг с име­нем Соф­ро­ний. Ио­анн учил­ся у из­вест­но­го ди­да­ска­ла Ге­ра­си­ма Вла­ха, пре­по­да­вав­ше­го в шко­ле Ве­не­ци­ан­ско­го греч. брат­ст­ва. Ов­до­вев, Ио­анн при­нял мо­наше­ст­во с име­нем Ио­ан­ни­кий. Вер­нув­шись на ро­ди­ну, бра­тья пре­по­да­ва­ли в разл. шко­лах на Ке­фа­ли­нии, на др. зап. греч. ост­ро­вах, в го­ро­дах На­впакт, Ар­та, а так­же в Фес­са­лии и Ма­ке­до­нии. Од­но­вре­мен­но с про­све­ти­тель­ской ра­бо­той ве­ли ак­тив­ную про­по­вед­нич. дея­тель­ность.

В 1683 Л. ока­за­лись в Кон­стан­ти­но­по­ле. На­хо­див­ший­ся там пат­ри­арх Ие­ру­са­лим­ский До­си­фей II Но­та­ра в от­вет на за­про­сы рус. пра­ви­тель­ст­ва при­слать греч. учи­те­лей на­пра­вил Л. в Мо­ск­ву. При­быв­ших 6(16).3.1685 в Мо­ск­ву Л. при­ня­ли ца­ри Пётр I и Иван V. 1(11).7.1685 в Бо­го­яв­лен­ском мон. бы­ла от­кры­та Бо­го­яв­лен­ская шко­ла Л., явив­шая­ся пер­вым эта­пом соз­да­ния Сла­вя­но-гре­ко-ла­тин­ской ака­де­мии. Со­став­лен­ная Л. учеб­ная про­грам­ма ори­ен­ти­ро­ва­лась на ев­роп. об­раз­цы, пре­ж­де все­го на про­грам­му Па­ду­ан­ско­го ун-та. Бра­тья на­пи­са­ли учеб­ни­ки: «Ма­лая гре­че­ская грам­ма­ти­ка», «По­эти­ка». Пре­по­да­ват. дея­тель­но­стью в осн. за­ни­мал­ся Соф­ро­ний Ли­худ, воз­глав­ляв­ший ака­де­мию в 1685–1694; Ио­ан­ни­кий Ли­худ в 1688–91 вёл пе­ре­го­во­ры с Ве­не­ци­ан­ской рес­пуб­ли­кой о сою­зе с Рос­си­ей про­тив Ос­ман­ской им­пе­рии. В Мо­ск­ве Л. сыг­ра­ли так­же важ­ную роль в бо­го­слов­ских спо­рах: от­стоя­ли пра­во­слав­ное уче­ние в по­ле­ми­ке с Яном Бе­ло­боц­ким и Силь­ве­ст­ром (Мед­ве­де­вым) о вре­ме­ни пре­су­ще­ст­в­ле­ния Свя­тых Да­ров в Ев­ха­ри­стии.

В 1694 Л. от­стра­не­ны от пре­по­да­ва­ния в Сла­вя­но-гре­ко-ла­тин­ской ака­де­мии. Су­дя по до­ку­мен­там По­соль­ско­го при­ка­за, од­ним из важ­ных до­во­дов для их от­стра­не­ния бы­ло по­сла­ние пат­ри­ар­ха Ие­ру­са­лим­ско­го До­си­фея II, вы­дви­нув­ше­го ряд об­ви­не­ний про­тив Л. Брать­ям бы­ло раз­ре­ше­но ос­тать­ся в Мо­ск­ве. В 1694–1697 они да­ва­ли ча­ст­ные уро­ки итал. яз., в 1697–1700 пре­по­да­ва­ли в шко­ле по изу­че­нию итал. яз. Эта шко­ла на­ходи­лась в ве­де­нии Раз­ряд­но­го при­ка­за и рас­по­ла­га­лась, ве­ро­ят­но, на Пе­чат­ном дво­ре. В янв. 1704 Л. бы­ли уда­ле­ны в Ипать­ев­ский мо­на­стырь в Ко­ст­ро­ме, где про­бы­ли до янв. 1706. Там они про­дол­жа­ли пи­сать по­ле­мич. про­из­ве­де­ния, а так­же со­ста­ви­ли греч. грам­ма­ти­ку.

В нач. 1706 митр. Нов­го­род­ский Иов до­бил­ся ос­во­бо­ж­де­ния Л. и по­зво­ле­ния им пе­ре­ехать в Нов­го­род, там они поч­ти сра­зу от­кры­ли шко­лу. Уже в кон. 1707 в Мо­ск­ву был вы­зван Соф­ро­ний Ли­худ, где он воз­гла­вил шко­лу греч. яз. (в ака­де­мии в то вре­мя этот язык не пре­по­да­вал­ся). В 1712 он был при­вле­чён к ра­бо­те над ис­прав­ле­ни­ем слав. пе­ре­во­да Биб­лии, ко­то­рая ве­лась на Моск. пе­чат­ном дво­ре. В 1723–29 Соф­ро­ний – ар­хи­ман­д­рит Со­лот­чин­ско­го мон., в 1730 пе­ре­ве­дён в Но­во­спас­ский мо­на­стырь, од­на­ко не­из­вест­но, ус­пел ли он прие­хать в Мо­ск­ву. Ио­ан­ни­кий Ли­худ вер­нул­ся из Нов­го­ро­да в Мо­ск­ву в 1716; по­гре­бён в Заи­ко­нос­пас­ском мо­на­сты­ре.

Фото В. А. Косарева Памятник братьям Лихудам в Богоявленском переулке в Москве. 2007. Скульптор В. М. Клыков, архитектор В. В. Пасенко.

За вре­мя сво­ей дея­тель­но­сти Л. со­ста­ви­ли учеб­ни­ки фак­ти­че­ски по всем пред­ме­там, ко­то­рые они пре­по­да­ва­ли. Сре­ди них – греч. грам­ма­ти­ка мо­с­ков­ской (крат­кой), ко­ст­ром­ской и нов­го­род­ской (про­стран­ной) ре­дак­ций, лат. грам­ма­ти­ка, по­эти­ка, две ри­то­ри­ки, ло­ги­ка, фи­зи­ка, бо­го­сло­вие, «О ме­то­де эпи­сто­ляр­но­го ис­кус­ст­ва». Кро­ме это­го, из­вест­ны бо­го­слов­ско-по­ле­мич. со­чи­не­ния Л.: «Акос», «Ме­чец ду­хов­ный», «Лю­тер­ские ере­си», «Сло­во о пре­до­пре­де­ле­нии» (1701), а так­же па­не­ги­ри­ки Пет­ру I («Три­умф ца­ря под Азо­вом», 1697; «Плач Свя­тыя Вос­точ­ныя церк­ви»; по по­во­ду Пол­тав­ской по­бе­ды – «Ска­за­ние ра­до­ст­на­го и тор­же­ст­вен­на­го три­ум­фа… пре­слав­на су­ща по­бе­ди­те­ля Шве­дов и внут­рен­них сво­их вра­гов», 1709; по по­во­ду за­клю­че­ния ми­ра со Шве­ци­ей – «Три­умф о бла­го­по­луч­ней­шем и пре­слав­ном веч­ном ми­ре… с свей­скою ко­ро­ною», 1721), по­хваль­ные сло­ва, про­по­ве­ди и др. со­чи­не­ния.

Лит.: Смен­цов­ский М. Н. Бра­тья Ли­ху­ды: Опыт ис­сле­до­ва­ния из ис­то­рии цер­ков­но­го про­све­ще­ния и цер­ков­ной жиз­ни кон­ца XVII и на­ча­ла XVIII вв. СПб., 1899; Фон­кич Б. Л. Но­вые ма­те­риа­лы для био­гра­фии Ли­ху­дов // Па­мят­ни­ки куль­ту­ры. Но­вые от­кры­тия 1987. М., 1988; он же. Гре­че­ское кни­го­пи­са­ние в Рос­сии в XVII в. // Книж­ные цен­тры Древ­ней Ру­си. XVII в. СПб., 1994; Yalamas D. A. The significance of standard Greek for the history of the Russian literary language and culture in the sixteenth-eighteenth centuries: the linguistic views of the Leikhoudis brothers // Modern Greek Studies Yearbook. Minneapolis, 1993. Vol. 9; Лу­ки­чев М. П. К ис­то­рии рус­ско­го про­све­ще­ния кон­ца XVII в. // Па­мят­ни­ки куль­ту­ры. Но­вые от­кры­тия 1993. М., 1994; Ра­ма­за­но­ва Д. Н. Бо­го­яв­лен­ская шко­ла – пер­вый этап Сла­вя­но-гре­ко-ла­тин­ской ака­де­мии// Очер­ки фео­даль­ной Рос­сии. М., 2003. Вып. 7; oна же. «Ме­чец Ду­хов­ный» // Рос­сия и Хри­сти­ан­ский Вос­ток. М., 2004. Вып. 2/3; Воз­не­сен­ская И. А. Нов­го­род­ская шко­ла брать­ев Ли­ху­дов // Нов­го­род­ский ис­то­ри­че­ский сбор­ник. СПб., 2005. Вып. 10; Πενtόγαλος Γ .H. Ιωαννης (Ιωαννιϰιος ϰαι Σπυριδόνιος) αδελφοί Λυϰούδη (Λειχούδαι). Βιογραφιϰά ϰαι άλλα (1654–1683) // Κεφαλληνιαϰά χρονιϰά. Αργοστόλη, 2007. Т. 11.

Вернуться к началу