Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЕВИ́ТЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 124

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. А. Членов

ЛЕВИ́ТЫ, со­глас­но Биб­лии, по­том­ки Ле­вия, 3-го сы­на пат­ри­ар­ха Иа­ко­ва (см. Ко­ле­на Из­раи­ле­вы). В пе­ри­од Ис­хо­да евр. на­ро­да из Егип­та на по­том­ков Ле­вия, к ко­то­рым, в ча­ст­но­сти, от­но­си­лись Мои­сей и Аа­рон, Бо­гом бы­ла воз­ло­же­на обя­зан­ность жре­че­ско­го слу­же­ния в Ски­нии со­б­ра­ния (по­ход­ном хра­ме; Числ. 1:47–53; Втор. 10:8–9). Из ко­ле­на Ле­вия вы­де­ли­лись ко­ге­ны, не­по­сред­ст­вен­но вы­пол­няв­шие жре­че­ские функ­ции, ос­таль­ные Л. ста­ли их по­мощ­ни­ка­ми (Числ. 3:6–38). При за­вое­ва­нии ев­рея­ми Ха­наа­на (Зем­ли обе­то­ван­ной) ко­ле­но Ле­вие­во не по­лу­чи­ло сво­его зе­мель­но­го на­де­ла, но все др. ко­ле­на вы­пла­чи­ва­ли де­ся­ти­ну, ко­то­рая тра­ти­лась на со­дер­жа­ние Л. (Числ. 18:26–28; Не­ем. 10:38–39). В на­де­ле ка­ж­до­го ко­ле­на бы­ли вы­де­ле­ны спец. го­ро­да для по­се­ле­ния Л., в т. ч. 6 «го­родов-убе­жищ», в ко­то­рых мог­ли ук­рывать­ся лю­ди, со­вер­шив­шие не­пре­ду­мыш­лен­ное убий­ст­во (Числ. 35:1–8; Нав. 21:1–42; Втор. 4:41–43, 19:1–13). В со­хра­нив­ших­ся опи­са­ни­ях слу­же­ния в Ие­ру­са­лим­ском хра­ме Л. вы­сту­па­ли в ро­ли низ­ше­го жре­че­ско­го со­сло­вия: в ча­ст­но­сти, ис­пол­ня­ли обя­зан­но­сти пев­цов и му­зы­кан­тов, а так­же хра­ни­те­лей врат Хра­ма (сле­ди­ли, что­бы ни­кто ри­ту­аль­но не­чис­тый не во­шёл в его ог­ра­ду) и ох­ран­ни­ков внут­ри не­го.

По­сле раз­ру­ше­ния Хра­ма в 70 н. э. в си­на­го­галь­ном слу­же­нии на Л. не воз­ла­га­лась осо­бая роль, но са­ма при­над­леж­ность к Л. фик­си­ро­ва­лась – в си­лу пред­став­ле­ния о том, что евр. на­род сла­га­ет­ся из 3 час­тей: ко­ге­нов, Л. и Из­раи­ля. Это пред­став­ле­ние вы­ра­же­но, в ча­ст­но­сти, в ри­ту­аль­ном рас­ка­лы­ва­нии лис­та ма­цы на пас­халь­ном се­де­ре на 3 час­ти, из ко­то­рых сред­няя сим­во­ли­зи­ру­ет Л. В сред­ние ве­ка на мо­ги­лах Л. не­ред­ко изо­бра­жа­ли кув­шин с во­дой, на­по­ми­нав­ший о том, что в хра­мо­вом слу­же­нии Л. ли­ли во­ду при омо­ве­нии рук ко­ге­нов.

Вернуться к началу