Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КУДУТЛИ́НСКИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 251

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Р. Шихсаидов

КУДУТЛИ́НСКИЙ Му­хам­мед ибн Му­са (30.8.1652, с. Ку­дутль, ны­не Гер­ге­биль­ский р-н Да­ге­ста­на – 19.8.1717, Ха­леб), даг. учё­ный-эн­цик­ло­пе­дист, ав­тор по­пу­ляр­ных со­чи­не­ний по му­сульм. пра­ву и бо­го­сло­вию, ло­ги­ке, араб. грам­ма­ти­ке и др. тра­диц. ис­лам­ским дис­цип­ли­нам. Учил­ся в мед­ре­се сво­его от­ца, за­тем – у круп­ней­ших даг. учё­ных то­го вре­ме­ни – Алир­зы из Со­грат­ля (ум. 1676) и Ша­ба­на из Обо­да (ум. 1667). Про­дол­жил об­ра­зо­ва­ние в Егип­те, Хид­жа­зе и Йе­ме­не; стал по­сле­до­ва­те­лем пра­во­ве­да и бо­го­сло­ва Са­ли­ха аль-Йа­ма­ни (ум. 1697), вслед за ко­то­рым вы­сту­пал за «от­кры­тие врат» ид­ж­ти­ха­да в ис­ла­ме. По­сле смер­ти учи­те­ля вер­нул­ся на ро­ди­ну и ос­но­вал в Ку­дут­ле мед­ре­се, ку­да пе­ре­вёз со­б­ран­ную им биб­лио­те­ку. Мед­ре­се К. ста­ло круп­ным цен­тром пе­ре­пис­ки книг. Оно при­вле­ка­ло уче­ни­ков с Кав­ка­за и с По­вол­жья. Из не­го вы­шли вид­ные учё­ные и про­све­ти­те­ли: Да­ма­дан из Ме­ге­ба, Да­уд из Уси­ша, Му­хам­мед из Уб­ра, Тай­иб из Ха­ра­хи и др. К. за­ни­мал­ся об­ществ. дея­тель­но­стью, вы­сту­пал за ис­ла­ми­за­цию пра­ва и бы­та кавк. гор­цев. В нач. 1717 вме­сте с дву­мя сы­новь­я­ми К. от­пра­вил­ся в хадж, по­ки­нув Да­ге­стан в знак про­тес­та про­тив пре­неб­ре­же­ния нор­ма­ми ша­риа­та со сто­ро­ны его зем­ля­ков. В Си­рии он вско­ре скон­чал­ся от хо­ле­ры.

Из мно­го­числ. со­чи­не­ний К. со­хра­нились на­пи­сан­ные на араб. яз. учеб­ни­ки араб. грам­ма­ти­ки «аль-Ха­шия ала-ль-Чар­пар­ди» («Ком­мен­та­рий на Ах­ме­да ал-Чар­пар­ди»), «Исам ала-ль-Джа­ми» («Ком­мен­та­рий на Исам ад-ди­на ал-Ис­фа­раи­ни»), «Тар­киб ми­ат амиль» («Сто управ­ляю­щих [час­тиц]»; по мор­фо­ло­гии); трак­та­ты «Ис­тиа­ра ала-д-Ди­бадж» («О ме­та­фо­рах по ад-Ди­бад­жу») и «Шарх ас­ма Ал­лах аль-хус­на» («Тол­ко­ва­ние пре­крас­ных имён Божь­их»); лун­ный ка­лен­дарь «Хи­саб аль-Ку­ду­ки» («Ле­то­ис­чис­ле­ние Ку­дут­лин­ско­го»).

Лит.: Крач­ков­ский И. Ю. Да­ге­стан и Йе­мен // Крач­ков­ский И. Ю. Избр. соч. М., 1960. Т. 6; Гам­за­тов Г. Г., Саи­дов М.-С., Ших­саи­дов А. Р. Ара­бо-му­суль­ман­ская ли­те­ра­тур­ная тра­ди­ция в Да­ге­ста­не // Гам­за­тов Г. Г. Да­ге­стан: ис­то­ри­ко-ли­те­ра­тур­ный про­цесс. Ма­хач­ка­ла, 1990. 

Вернуться к началу