Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КТИ́ТОР

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 191

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: К. А. Максимович
Фото П. С. Павлинова Ктитор. «Император Константин IX Мономах и императрица Зоя перед Христом». Мозаика храма Святой Софии в Константинополе (Стамбул). 11 в.

КТИ́ТОР (греч. ϰτήτωρ, букв. – ос­но­ва­тель, соз­да­тель), в пра­во­слав­ной тра­ди­ции вла­де­лец или по­кро­ви­тель ду­хов­но­го уч­ре­ж­де­ния (мо­на­сты­ря, хра­ма, бла­го­тво­рит. за­ве­де­ния), по­стро­ив­ший или вос­ста­но­вив­ший его на собств. сред­ст­ва. Ин­сти­тут К. по­лу­чил рас­про­стра­не­ние уже в эпо­ху ран­ней Ви­зан­тии (су­ще­ст­ву­ют, напр., па­пи­ро­ло­гич. дан­ные о прак­ти­ке кти­тор­ст­ва; осо­бый ста­тус К. был при­знан за­ко­но­да­тель­ст­вом Юс­ти­ниа­на I). Вы­сту­пать в ка­че­ст­ве К. мог­ло как ча­стное ли­цо (ми­ря­нин или кли­рик), так и цер­ков­ный ин­сти­тут. К. имел ряд пол­но­мо­чий, обу­слов­лен­ных пра­вом соб­ст­вен­но­сти («кти­тор­ское пра­во»): он оп­ре­де­лял со­став кли­ра или об­слу­жи­ваю­ще­го пер­со­на­ла, на­зна­чал на­стоя­те­ля (игу­ме­на), еди­но­лич­но рас­по­ря­жал­ся до­хо­да­ми от эко­но­мич. дея­тель­но­сти, мог пе­ре­дать ос­но­ван­ное им уч­ре­ж­де­ние по на­след­ст­ву. В обя­зан­но­сти К. вхо­ди­ло со­дер­жа­ние кли­ра (пер­со­на­ла), по­куп­ка цер­ков­ной ут­ва­ри и про­че­го не­об­хо­ди­мо­го иму­ще­ст­ва. Ес­ли К. стро­ил мо­на­стырь, то ему при­над­ле­жа­ло пра­во со­став­ле­ния мо­на­стыр­ско­го ус­та­ва (ти­пик, диа­так­сис, диа­ти­по­сис). Кти­тор­ские ус­та­вы рег­ла­мен­ти­ро­ва­ли адм.-хо­зяйств. дея­тель­ность мо­на­сты­рей и в ря­де слу­ча­ев, учи­ты­вая су­ще­ст­во­вав­шую тра­ди­цию, ус­та­нав­ли­ва­ли пра­ви­ла мо­на­ше­ской ас­ке­зы (со­блю­де­ние по­стов, по­ря­док приё­ма пи­щи в обыч­ные и празд­нич­ные дни, ке­лей­ное пра­ви­ло). Осо­бая часть ус­та­вов бы­ла от­ве­де­на мо­на­стыр­ско­му или хра­мо­во­му бо­го­слу­же­нию, за ко­то­рым обя­за­тель­но по­ми­на­лось имя К. В ви­зант. эпо­ху по­ми­мо лич­ных ду­хов­ных мо­ти­вов строи­тель­ст­во кти­тор­ских мо­на­сты­рей бы­ло вы­год­ным спо­со­бом вло­же­ния средств, т. к. мо­на­сты­ри за­щи­ща­лись за­ко­ном от кон­фи­ска­ции и пр. зло­упот­реб­ле­ний со сто­ро­ны свет­ских вла­стей и не­ред­ко на­де­ля­лись на­ло­го­вы­ми и су­деб­ны­ми им­му­ни­те­та­ми.

Од­ним из наи­бо­лее из­вест­ных в ис­то­рии К. был ви­зант. вель­мо­жа Гри­го­рий Ба­ку­риа­ни (2-я пол. 11 в.), на­пи­сав­ший ус­тав ос­но­ван­но­го им Пет­ри­цон­ско­го мон. (Бач­ков­ский мо­на­стырь). Этот ус­тав со­хра­нил­ся в греч., арм. и груз. ре­дак­ци­ях.

В Рос­сии тер­мин «К.» в ис­кон­ном (ви­зант.) зна­че­нии из­вес­тен со 2-й пол. 14 в. (са­мо яв­ле­ние, ве­ро­ят­но, воз­ник­ло го­раз­до рань­ше). Позд­нее К. ино­гда на­зы­ва­ли цер­ков­но­го ста­рос­ту, из­би­рае­мо­го при­хо­жа­на­ми, а так­же на­зна­чае­мых во­ен. на­чаль­ст­вом лиц, ко­то­рым вве­ря­лось управ­ле­ние хо­зяй­ст­вом и внеш­ним по­ряд­ком в церк­вах во­ен. ве­дом­ст­ва.

Изо­бра­же­ния К. (ино­гда порт­рет­ные) в скульп­ту­ре, мо­заи­ке, фре­ске, ико­но­пи­си, час­то с сим­во­лич. изо­бра­же­ни­ем по­строй­ки в ру­ках бы­ли рас­про­стра­не­ны в иск-ве Ви­зан­тии, Древ­ней Ру­си, ср.-век. иск-ве стран Бал­кан­ско­го п-ова. К. обыч­но пред­сто­ит пе­ред Хри­стом, Бо­го­ма­те­рью или свя­ты­ми.

Лит.: Ти­пик Г. Па­ку­риа­на / Вве­де­ние, пер. и ком­мент. В. А. Ару­тю­но­вой-Фи­да­нян. Ер., 1978; Galatariotou C. Byzantine Ktetorika Ty­pika: A comparative study // Revue des études byzantines. 1987. Vol. 45; Thomas J. P. Private religious foundations in the Byzantine Empire. Wash., 1987; Byzantine monastic foundation do­cuments: a complete translation of surviving founders’ typika and testaments: [In 5 vol.] / Ed. J. Thomas, A. C. Hero. Wash., 2000.

Вернуться к началу