Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КРИШНАИ́ЗМ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 75

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М. Дубянский

КРИШНАИ́ЗМ, од­но из наи­бо­лее по­пу­ляр­ных те­че­ний ин­ду­из­ма. Обыч­но по­ни­ма­ет­ся как от­ветв­ле­ние виш­ну­из­ма, по­сколь­ку Криш­на, глав­ный бог К., счи­та­ет­ся од­ним из во­пло­ще­ний (ава­тар) бо­га Виш­ну; в то же вре­мя К. впол­не само­бы­тен.

Раслила. «Танец Кришны с пастушками». Миниатюра школы Пахари. Сер. 18 в.
Кришна-Баладжи. Роспись в храме Венкатешвары (Баладжи) в Тирупати. Сер. 9 в. (Индия).

Ста­нов­ле­ние об­раза Криш­ны, его ми­фо­ло­гии и куль­та пред­став­ля­ло дли­тель­ный и слож­ный про­цесс. Важ­ней­шим его эта­пом бы­ла воз­ник­шая в сер. 1-го тыс. до н. э. на се­ве­ро-за­па­де и во­сто­ке Ин­дии в сре­де пас­ту­ше­ских пле­мён ре­ли­гия бха­га­ва­тиз­ма. В её ос­но­ве ле­жа­ло по­чи­та­ние Бха­га­ва­та, или Бха­га­ва­на («По­да­те­ля благ»), бо­га, по­ни­мав­ше­го­ся как лич­ность, близ­кая ве­рую­щим и ми­ло­сти­вая к ним. Та­ко­вым был пле­мен­ной царь Ва­су­дэ­ва, ко­то­рый позд­нее под име­нем На­рая­ны, а за­тем Виш­ну стал во­пло­ще­ни­ем выс­ше­го кос­ми­че­ско­го на­ча­ла. Од­но­вре­мен­но фор­ми­ро­вал­ся криш­на­ит­ский миф, ко­то­рый вна­ча­ле был скон­цен­три­ро­ван на об­ра­зе эпич. Криш­ны, ца­ря и ге­роя. В «Бха­га­вад­ги­те» Криш­на, име­нуе­мый Бха­га­ва­ном, пред­ста­ёт как кос­ми­че­ский бог и про­воз­гла­ша­ет гл. ус­ло­ви­ем спа­се­ния адеп­тов бхак­ти – без­раз­дель­ную лю­бовь к не­му. Этот текст мож­но счи­тать тео­ре­тич. ос­но­вой К., од­на­ко опи­сан­ная в нём лю­бовь к Криш­не но­си­ла, ско­рее, ха­рак­тер ра­цио­наль­но осоз­нан­но­го слу­же­ния, а про­по­ведь люб­ви бы­ла ад­ре­со­ва­на ог­ра­ни­чен­но­му кру­гу адеп­тов. Ста­тус мас­со­во­го ре­лиг. те­че­ния К. об­рёл, ко­гда бо­го­по­чи­та­ние со­еди­ни­лось с по­пу­ляр­ны­ми фор­ма­ми куль­та, вклю­чав­ши­ми пес­но­пе­ния и тан­цы; важ­ней­шим его ком­по­нен­том ста­ло эмо­цио­наль­ное, час­то экс­та­ти­че­ское, от­но­ше­ние к бо­гу. Криш­на­ит­ский миф вклю­чил эпи­зо­ды ро­ж­де­ния Криш­ны, его дет­ст­ва и юно­сти, про­ве­дён­ных в пас­ту­ше­ском се­ле­нии Го­куль, его ге­ро­ич. под­ви­ги в борь­бе с де­мо­на­ми-асу­ра­ми, за­ба­вы с пас­туш­ка­ми-го­пи, лю­бов­ные взаи­мо­от­но­ше­ния с од­ной из них – Рад­хой, по­бе­ду над злым пра­ви­те­лем Кан­сой в г. Мат­ху­ра на р. Яму­на (Джам­на). Мат­ху­ра, Врин­да­ван, Го­куль и в це­лом рай­он, име­нуе­мый Брад­жа, об­ра­зу­ют гео­гра­фич. ос­но­ву криш­на­ит­ско­го ми­фа, од­на­ко в этой ме­ст­но­сти по­кло­не­ние Криш­не бы­ло вы­тес­не­но куль­та­ми др. бо­гов (в осн. ши­ва­ит­ско­го тол­ка). Ста­нов­ле­ние криш­на­ит­ско­го эмо­цио­наль­но­го бхак­ти во 2-й пол. 1-го тыс. н. э. на юге Ин­дии от­ра­зи­лось в ря­де па­мят­ни­ков – скульп­тур­ных изо­бра­же­ни­ях в Кар­на­та­ке, та­миль­ской по­эме «Си­лап­па­ди­ка­рам», гим­нах та­миль­ских по­этов (аль­ва­ров). Пред­по­ло­жи­тель­но на юге Ин­дии был соз­дан и свя­щен­ный ка­но­нич. текст К. «Бха­га­ва­та-пу­ра­на», окон­ча­тель­но офор­мив­ший криш­на­ит­ский миф.

В даль­ней­шем ук­ре­п­ле­нию К. в не­малой сте­пе­ни спо­соб­ст­во­ва­ло твор­че­ство ре­лиг. по­этов: Джая­дэ­вы, Ми­ры Баи, Сур­да­са, Видь­я­па­ти, Чон­ди­да­ша и др. В их про­из­ве­де­ни­ях ис­то­рия Криш­ны на­пол­ни­лась эмо­ция­ми, ста­ла зна­ко­мой и близ­кой про­стым лю­дям, лю­бовь к Криш­не пред­ста­ла в сво­ём мно­го­образии – как лю­бовь ро­ди­тель­ская, дру­же­ская, раб­ская, чув­ст­вен­но-эро­ти­че­ская. Ка­ж­дый бхакт мо­жет со­от­не­сти се­бя с лю­бым пер­со­на­жем криш­на­ит­ско­го ми­фа и пе­ре­жить чув­ст­во бли­зо­сти с Криш­ной, на пер­вый взгляд – обык­но­вен­ным че­ло­ве­ком, но по су­ти – все­мо­гу­щим, ис­пол­нен­ным кос­ми­че­ской си­лы бо­гом. Криш­на щед­ро ода­ри­ва­ет бхак­та сво­ей ми­ло­стью, не­взи­рая на его со­ци­аль­ный ста­тус, по­ступ­ки или че­ло­ве­че­ские ка­че­ст­ва. Од­ним из про­яв­ле­ний та­кой ми­ло­сти мо­жет быть унич­то­же­ние кар­мы адеп­та – по­след­ст­вий его про­шлых дея­ний. В мо­лит­вен­ных об­ра­ще­ни­ях к Криш­не бхак­ты не­ред­ко про­сят его не о мок­ше, т. е. пре­кра­ще­нии це­пи пе­ре­ро­ж­де­ний, а о веч­ной жиз­ни на зем­ле под его ох­ра­ной.

Важ­ней­шую роль в раз­ви­тии К. сыг­ра­ли ре­лиг. про­по­вед­ни­ки Вал­лаб­ха и Чай­та­нья. Вал­лаб­ха, по­чи­тав­ший Криш­ну как выс­шее бо­же­ст­вен­ное на­ча­ло, про­яв­ляю­щее се­бя в ре­аль­ном ми­ре, ос­но­вал влия­тель­ную криш­на­ит­скую об­щи­ну Пуш­ти-марг («Путь под­держ­ки»). По ини­циа­ти­ве Вал­лаб­хи в Брад­же бы­ли по­строе­ны из­вест­ный храм Шри-На­тх­джи и др. криш­на­ит­ские хра­мы. В них сфор­ми­ро­вал­ся осо­бый вид хра­мо­вой служ­бы, со­стоя­щий в вос­про­из­ве­де­нии еже­днев­но­го жиз­нен­но­го цик­ла Криш­ны и Рад­хи (сон, про­бу­ж­де­ние, омо­вение, корм­ле­ние, про­гул­ка, ка­ча­ние на ка­че­лях и т. д.), др. эпи­зо­дов криш­на­ит­ско­го ми­фа, со­про­во­ж­дае­мых ис­пол­не­ни­ем ре­лиг. гим­нов – бхад­жа­нов, кир­та­нов и пе­сен по­этов, в ча­ст­но­сти Сур­да­са. Бенг. брах­ман Чай­та­нья про­по­ве­до­вал экс­та­тич. ха­рак­тер по­чи­та­ния Криш­ны и един­ст­вен­ный ри­ту­ал – сан­кир­тон – мас­со­вые пес­но­пе­ния и тан­це­валь­ные про­цес­сии адеп­тов. Он счи­та­ет­ся ос­но­ва­те­лем те­че­ния гау­дия-вайш­на­визм, в ко­то­ром осн. вни­ма­ние уде­ля­ет­ся люб­ви Криш­ны и Рад­хи. Эта чув­ст­вен­ная, ис­пол­нен­ная эро­ти­ки лю­бовь ин­тер­пре­ти­ру­ет­ся как мис­тич. вле­че­ние ду­ши адеп­та к бо­гу, как бо­же­ст­вен­ная иг­ра (ли­ла), экс­та­тич. пе­ре­жи­ва­ние ко­то­рой ве­дёт ду­шу к ос­во­бо­ж­де­нию. В этом смыс­ле любовь по­ни­ма­ет­ся как чис­тое, транс­цен­дент­ное чув­ст­во (пре­ма), про­ти­во­пос­тав­лен­ное обы­ден­ной зем­ной стра­сти (ка­ма). Ри­ту­аль­ная прак­ти­ка это­го те­че­ния вклю­ча­ет, по­ми­мо рас­пе­ва­ния кир­та­нов, по­кло­не­ние изо­бра­же­ни­ям Криш­ны и Рад­хи, по­кло­не­ние свя­щен­но­му виш­ну­ит­ско­му рас­те­нию ту­ла­си, по­вто­ре­ние (вслух или мыс­лен­но) имён Криш­ны (на­ма джа­па), а так­же про­из­не­се­ние криш­на­ит­ской ман­тры (свя­щен­но­го за­кли­на­ния) – «Ха­ре Криш­на, Ха­ре Криш­на, Криш­на, Криш­на, Ха­ре, Ха­ре, Ха­ре Ра­ма, Ха­ре Ра­ма, Ха­ре, Харе, Ра­ма, Ра­ма». В 20 в. в рам­ках этой раз­но­вид­но­сти К. воз­ник­ло Ме­ж­ду­на­род­ное об­ще­ст­во соз­на­ния Криш­ны, имею­щее цен­тры во мно­гих стра­нах За­па­да.

Дея­тель­ность Вал­лаб­хи и Чай­та­ньи, ко­то­рых криш­наи­ты обо­же­ст­в­ля­ют и по­чи­та­ют как во­пло­ще­ния Криш­ны, при­ве­ла к бур­но­му рас­цве­ту криш­на­ит­ско­го бхак­ти, ре­лиг. воз­ро­ж­де­нию рай­она Брад­жа. Боль­шую роль в этом сыг­ра­ли так­же по­сле­до­ва­те­ли Чай­та­ньи – гос­ва­ми­ны, ко­то­рые, по­ми­мо про­по­вед­ни­че­ст­ва, за­ни­ма­лись тео­ло­гич. и фи­лос. осмыс­ле­ни­ем К. Наи­бо­лее из­вест­ный из них, Ру­па Гос­ва­мин (кон. 15 – сер. 16 вв.), раз­ра­бо­тал тео­рию пси­хо­эмо­цио­наль­ных со­стоя­ний адеп­та, ис­хо­дя из эс­те­тич. уче­ния о бха­ве и ра­се – ос­нов­ных эмо­циональ­ных со­стоя­ни­ях че­ло­ве­ка и их про­яв­ле­ни­ях.

При­бли­зи­тель­но в это же вре­мя за­ро­ди­лась криш­на­ит­ская агио­гра­фи­че­ская лит-ра: жиз­не­опи­са­ния Чай­та­ньи, Вал­лаб­хи и др. из­вест­ных бхак­тов-криш­наи­тов.

В раз­ных ре­гио­нах Ин­дии К. при­об­рёл чер­ты, род­ня­щие его с ме­ст­ны­ми куль­та­ми и ми­фо­ло­ги­ей. Так, в Ма­ха­раш­тре гл. ре­лиг. объ­ек­том стал син­кре­тич. об­раз Вит­хо­бы (Витт­ха­ля), со­че­таю­щий криш­на­ит­ские и ши­ва­ит­ские чер­ты. По­кло­не­ние ему по­ро­ди­ло тра­ди­цию гран­ди­оз­но­го еже­год­но­го па­лом­ни­че­ст­ва (вар­ка­ри). В Орис­се Криш­ну по­чи­та­ют как «Вла­сти­те­ля ми­ра» (Джа­ган­нат­ха); в его хра­ме в г. Пу­ри он, его брат Ба­ла­дэ­ва и се­ст­ра Суб­хад­ра пред­став­ле­ны гру­бы­ми, поч­ти бес­фор­мен­ны­ми де­рев. идо­ла­ми, ти­пич­ны­ми для ре­ли­гии ме­ст­но­го або­ри­ген­но­го пле­ме­ни. Раз в го­ду в Пу­ри уст­раи­ва­ет­ся празд­ник, по­свя­щён­ный по­бе­де Криш­ны над Кан­сой, во вре­мя ко­то­ро­го идо­лов по­ме­ща­ют на три ог­ром­ные ко­лес­ни­цы и ве­зут по гл. ули­це го­ро­да.

По­ми­мо мно­го­чис­лен­ных ме­ст­ных празд­ни­ков, криш­наи­ты на вось­мой день тём­ной по­ло­ви­ны ме­ся­ца бхад­ра (ав­густ – сен­тябрь) от­ме­ча­ют день ро­ж­де­ния Криш­ны (Джан­маш­та­ми), во вре­мя ко­то­ро­го в Мат­ху­ре и ок­ру­ге ра­зыг­ры­ва­ют­ся мис­те­рии, вос­про­из­во­дя­щие в пе­сен­но-тан­це­валь­ной фор­ме эпи­зо­ды из жиз­ни Криш­ны (криш­на­ли­ла, или рас­ли­ла), гл. обр. его кру­го­вой ноч­ной та­нец с пас­туш­ка­ми. Ве­сен­ний празд­ник Хо­ли (фев­раль – март), не бу­ду­чи свя­зан по про­ис­хо­ж­де­нию с Криш­ной, ны­не от­ме­ча­ет­ся как криш­на­ит­ский; но­сит кар­на­валь­ный ха­рак­тер.

Лит.: Лал­лу джи Лал. Прем Са­гар / Пер., вступ. ст. и прим. А. П. Ба­ран­ни­ко­ва. М.; Л., 1937; Са­за­но­ва Н. М. «Оке­ан по­эзии» Сур Да­са. М., 1973; Цвет­ков Ю. В. Сур­дас и его по­эзия. М., 1979; Krishna: myths, rites and attitudes / Ed. M. Singer. Westport, 1981; Се­мен­цов В. С. Бха­га­вад­ги­та в тра­ди­ции и со­вре­мен­ной на­уч­ной кри­ти­ке. М., 1985; Нет жиз­ни без Криш­ны. Из сред­не­ве­ко­вой ин­дий­ской по­эзии. М., 1992; Ин­ду­изм, джай­низм, сик­хизм. Сло­варь. М., 1996; Три ве­ли­ких ска­за­ния древ­ней Ин­дии. М., 2002; Archer W. G. The loves of Krishna in Indian painting and po­etry. Mineola, 2004.

Вернуться к началу