Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КРИЖА́НИЧ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 21

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. С. Лукашова

КРИЖА́НИЧ (Križanić) Юрий [1617 или 1618, Обрх, близ г. Бих­ща (ны­не Би­хач, Бос­ния и Гер­це­го­ви­на) – 12(22).9.1683, близ Ве­ны], хорв. и рус. бо­го­слов, фи­ло­соф, лин­гвист-по­ли­глот, ис­то­рик, эт­но­граф, пуб­ли­цист.

Обу­чал­ся в ка­то­лич. се­ми­на­ри­ях За­гре­ба, Ве­ны и Бо­ло­ньи. В 1641 по­сту­пил в рим. Кол­ле­гию Св. Афа­на­сия, го­то­вив­шую уни­ат­ских мис­сио­не­ров для гре­ков и сла­вян; в том же го­ду ру­ко­по­ложен в ка­то­лич. свя­щен­ни­ки. В 1642 за­щи­тил док­тор­скую дис­сер­та­цию. В 1642–46 был ка­но­ни­ком в За­гре­бе, со­сто­ял в чис­ле уни­ат­ских мис­сио­не­ров сре­ди вла­хов. Всту­пил в пе­ре­пис­ку с Кон­гре­га­ци­ей по рас­про­стра­не­нию ве­ры (1643), со­об­щив о на­ме­ре­нии ехать в Рос­сию мис­сио­не­ром унии. В 1647 впер­вые по­се­тил Рос­сию (при­вёз от­ту­да «Ки­рил­ло­ву кни­гу»); в нач. 1650-х гг. по­бы­вал в Кон­стан­ти­но­по­ле. С 1652 жил в Ри­ме, за­ни­мал­ся лит. дея­тель­но­стью. Под­го­то­вил сб. «Bib­lio­theca Schismaticorum universa...» (1656), в ко­то­рый во­шли пе­ре­ве­дён­ные на ла­тынь с гре­че­ско­го и цер­ков­но­сла­вян­ского язы­ков ан­ти­ка­то­лич. со­чи­не­ния, а так­же оп­ро­вер­же­ния на них. Сб-к по­лу­чил вы­сокую оцен­ку Рим. ку­рии. Но­вую ини­циа­ти­ву К. от­пра­вить­ся в Рос­сию па­па Алек­сандр VII (1655–67) счёл не­свое­вре­мен­ной. Од­на­ко К., вос­поль­зо­вав­шись пред­ло­же­ни­ем моск. по­соль­ст­ва в Ве­не, в 1658 по­сту­пил на цар­скую служ­бу и вы­ехал в Рос­сию. Свои впе­чат­ле­ния о пу­те­ше­ст­вии че­рез Угор­скую Русь и Ма­ло­рос­сию из­ло­жил в «Опи­са­нии пу­ти от Льво­ва до Мо­ск­вы» и в «Ре­чи к чер­ка­сам». При­быв в 1659 в Мо­ск­ву, К. на­пра­вил в По­соль­ский при­каз и ца­рю Алек­сею Ми­хай­ло­ви­чу за­пис­ки о не­об­хо­ди­мо­сти раз­ви­тия на­ук, про­све­ще­ния, про­ве­де­ния ор­фо­гра­фич. ре­фор­мы и др. За про­па­ган­ду унии зи­мой 1660/61 К. вы­слан в То­больск, где про­был 16 лет. В 1676 пе­ре­ве­дён в Со­ло­вец­кий мон. Царь Фё­дор Алек­сее­вич удов­ле­тво­рил его прось­бу о вы­ез­де из Рос­сии, что бы­ло ис­клю­чит. слу­ча­ем. В 1677 К. по­се­лил­ся в Виль­но (Речь По­спо­ли­та). В 1678 всту­пил в мо­на­ше­ский ор­ден до­ми­ни­кан­цев, при­няв имя Ав­гу­стин, но в 1682 по­про­сил пап­ско­го нун­ция в Вар­ша­ве об уволь­не­нии из ор­де­на. К. умер или по­гиб под Ве­ной, уча­ст­вуя в во­ен. по­хо­де польск. ко­ро­ля Яна Со­бес­ко­го про­тив ту­рок-ос­ман.

К. – ав­тор зна­чит. ко­ли­че­ст­ва со­чи­нений, бóль­шая часть ко­то­рых опуб­ли­ко­ва­на в 19 в. Наи­бо­лее из­вес­тен его трак­тат «По­ли­ти­ка» (1663–66), в ко­то­ром раз­ра­бо­та­на сис­те­ма иде­аль­но­го гос. управ­ле­ния, под­верг­ну­ты кри­ти­ке разл. сто­ро­ны жиз­ни рус. об­ще­ст­ва и вы­дви­ну­та про­грам­ма его пре­об­ра­зо­ва­ний. К. счи­тал, что в Рос­сии не­об­хо­ди­мо ук­ре­пить сис­те­му центр. вла­сти, ре­фор­ми­ро­вать ар­мию, ре­ор­га­ни­зо­вать внеш­нюю и внутр. тор­гов­лю, за­ко­но­да­тель­но за­кре­пить пра­ва всех со­сло­вий. По мне­нию К., Рос­сия долж­на сыг­рать гл. роль в де­ле объ­е­ди­не­ния сла­вян, а для это­го – уси­лить ак­тив­ность на сво­их юго-зап. ру­бе­жах. К. по­ла­гал, что осн. внеш­не­по­ли­тич. за­да­чей Рос­сии яв­ля­ет­ся борь­ба слав. на­родов про­тив Ос­ман­ской им­пе­рии, при этом он вы­сту­пал про­тив стрем­ле­ния Рос­сии по­лу­чить вы­ход к Бал­тий­ско­му мо­рю. Про­па­ган­ди­руя слав. един­ст­во, К. во мно­гом пред­вос­хи­тил идеи пан­сла­виз­ма. С этим свя­зан и про­ект еди­но­го слав. язы­ка, пред­ло­жен­ный К. в соч. «Грам­ма­ти­че­ское изы­ска­ние о рус­ском язы­ке» («Грам­ма­тич­но из­ка­за­ние об рус­ском ие­зи­ку», 1666). Со­глас­но ис­сле­до­ва­ни­ям, пред­ло­жен­ный К. язык со­сто­ял на 60% из слов об­ще­сла­вян­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния, на 10% – из рус­ских и цер­ков­но­сла­вян­ских, на 9% – из сер­бо­хор­ват­ских, на 2,5% – из поль­ских, а так­же не­боль­шо­го чис­ла бол­гар­ских, ук­ра­ин­ских и др. слов.

Идее цер­ков­ной унии по­свя­ще­но соч. «О Бо­же­ст­вен­ном про­ви­де­нии» (1666–1667), в ко­то­ром К., рас­смат­ри­вая роль Бо­же­ст­вен­но­го про­ви­де­ния в ис­то­рич. жиз­ни на­ро­да, до­ка­зы­вал не­со­стоя­тель­ность тео­рии «Мо­ск­ва – тре­тий Рим», ко­то­рая, как он по­ла­гал, про­па­ган­ди­ро­ва­ла изо­ля­цио­низм Рус. гос-ва. Те­ме унии по­свя­ще­ны так­же ра­бо­ты «О свя­том кре­ще­нии» («Об свêтом кре­щêню», по­сле 1667) и «Тол­ко­ва­ние ис­то­ри­че­ских про­ро­честв» (1674). В 1680 в Виль­но К. по вос­по­ми­на­ни­ям пре­бы­ва­ния в Си­би­ри на­пи­сал соч. «Ис­то­рия о Си­би­ри, или Све­де­ния о цар­ст­вах Си­би­ри и бе­ре­ге Ле­до­ви­то­го и Вос­точ­но­го океа­на, а так­же о ко­че­вых кал­мы­ках и не­ко­то­рые по­ве­ст­во­ва­ния об об­ма­нах юве­ли­ров, ру­до­пла­вов и ал­хи­ми­ков», со­дер­жа­щее цен­ные све­де­ния о гео­гра­фии, на­се­ле­нии, ме­сто­ро­ж­де­ни­ях и про­мыс­лах Си­би­ри.

Соч.: Рус­ское го­су­дар­ст­во в по­ло­ви­не XVII в. Ру­ко­пись вре­мен ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча. М., 1859–1860. Вып. [1–6]; Собр. соч. М., 1891–1892. Вып. 1–3; По­ли­ти­ка. М., 1965. М., 1997; По­ли­ти­че­ская ересь. О раб­ст­ве, или О хо­лоп­ст­ве // Тру­ды От­де­ла древ­не­рус­ской ли­те­ра­ту­ры. Л., 1979. Т. 33; Sabrana djela. Zagreb, 1983–1988. Knj. 1–2.

Лит.: Бе­ло­ку­ров С. А. Ю. Кри­жа­нич в Рос­сии. М., 1901–1909. Вып. 1–3; Валь­ден­берг В. Е. Го­су­дар­ст­вен­ные идеи Кри­жа­ни­ча. СПб., 1912; Jagić V. Život i rad J. Križanića. Zagreb, 1917; Гольд­берг А. Л. Ю. Кри­жа­нич о рус­ском об­ще­ст­ве се­ре­ди­ны XVII в. // Ис­то­рия СССР. 1960. № 6; Мор­ду­хо­вич Л. М. Фи­ло­соф­ские и со­цио­ло­ги­че­ские взгля­ды Ю. Кри­жа­ни­ча // Крат­кие со­об­ще­ния Ин­сти­ту­та сла­вя­но­ве­де­ния АН СССР. 1963. № 36; Gold­berg A. L. J. Križanić i Rusija // Historijski zbornik. Zagreb, [1971]. [Т.] 21/22; Golub J. Život i djelo J. Krizanica // Encyklopedia mo­derna. Zagreb, 1972. № 18; Па­щен­ко Е. «По­ли­ти­ка» Ю. Кри­жа­ни­ча как про­из­ве­де­ние ли­те­ра­ту­ры ба­рок­ко // Со­вет­ское сла­вя­но­ве­де­ние. 1983. Т. 5; Пуш­ка­рев Л. Н. Ю. Кри­жа­нич. Очерк жиз­ни и твор­че­ст­ва. М., 1984; Ав­ва­ку­мов Ю. П. Сла­вя­но­фил? Мис­сио­нер? Эку­ме­нист? (лич­ность и бо­го­слов­ская мысль Ю. Кри­жа­ни­ча) // Бо­го­слов­ские тру­ды. М., 1986. № 27; Гро­мов М. Н. Клас­си­фи­ка­ция зна­ния Ю. Кри­жа­ни­ча // Ис­то­рия фи­ло­со­фии. За­пад – Рос­сия – Вос­ток. М., 1995. Кн. 1.

Вернуться к началу