Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОСМА́ И ДАМИА́Н

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 412

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. В. Зайцев (почитание)

КОСМА́ И ДАМИА́Н (Κοσμᾷς ϰᾳὶ Δαμιανὸς ονάργυροι), хри­сти­ан­ские свя­тые, чти­мые как без­мезд­ные це­ли­те­ли (бес­среб­ре­ни­ки), бра­тья.

Архив «Православной энциклопедии» «Святые Косма и Дамиан». Икона московской школы. 1-я пол. 15 в. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва (Москва).

Фак­ты по­чи­та­ния К. и Д. в разл. ме­ст­но­стях под раз­ны­ми да­та­ми от­ме­ча­ет уже мар­ти­ро­лог блж. Иеро­ни­ма (нач. 5 в.). По­чи­та­ние К. и Д., бес­среб­ре­ни­ков ки­ли­кий­ских, за­фик­си­ро­ва­но в нач. 5 в. в г. Кирр (Кир; Κύρρος) в Си­рии еп. Фео­до­ри­том Кир­ским. В Ри­ме па­мять К. и Д. зна­чит­ся в са­кра­мен­та­рии па­пы Льва I Ве­ли­ко­го (сер. 5 в.), к 7 в. там сло­жи­лась своя тра­ди­ция по­чи­та­ния этих свя­тых. Уже в 4–5 вв. К. и Д. чти­лись как по­кро­ви­те­ли вра­чей, ап­те­ка­рей, а позд­нее – всех ни­щих. В Кон­стан­ти­но­поль в пе­ри­од по­яв­ле­ния в Ви­зан­тии пер­вых си­нак­са­рей (10 в.) по­чи­та­ние К. и Д. пе­ре­шло из Си­рии, Азии и Ри­ма; да­ты па­мя­ти свя­тых и ме­ст­ные агио­гра­фи­че­ские тра­ди­ции раз­ли­ча­лись; в си­нак­сарь со­от­вет­ст­вен­но во­шли 3 двои­цы од­но­имён­ных свя­тых. С тех пор пра­во­слав­ной Цер­ко­вью по­чи­та­ют­ся: К. и Д., рим. бес­среб­ре­ни­ки и му­че­ни­ки [день па­мя­ти по ка­лен­да­рю Рус. пра­во­слав­ной церк­ви – 1(14) ию­ля]; К. и Д., ки­ли­кий­ские или ара­вий­ские бес­среб­ре­ни­ки и му­че­ни­ки [день па­мя­ти 17(30) окт.]; К. и Д., асий­ские бес­среб­ре­ни­ки [день па­мя­ти 1(14) но­яб.].

Воз­мож­но, ис­то­ри­че­ски дос­то­вер­ны­ми яв­ля­ют­ся толь­ко К. и Д., му­че­ни­ки, бес­среб­ре­ни­ки и чу­до­твор­цы ки­ли­кий­ские [ум. в кон. 3 в. или в нач. 4 в., Ки­ли­кия (юго-вост. об­ласть Ма­лой Азии)]. Ска­за­ния об их му­че­ни­че­ст­ве из­вест­ны в греч. и сир. спи­сках, соз­дан­ных по­сле вре­ме­ни прав­ле­ния имп. Юс­ти­ниа­на I (527–565). Со­глас­но этим ска­за­ни­ям, К. и Д. про­ис­хо­ди­ли из пров. Ара­вия; в г. Эги (Αγαιές, ны­не г. Ай­ас, Тур­ция) в Ки­ли­кии они за­ни­ма­лись без­воз­мезд­ным вра­че­ва­ни­ем, ис­це­ляя име­нем Хри­ста, и про­по­ве­до­ва­ли хри­сти­анст­во. В прав­ле­ние имп. Ди­ок­ле­тиа­на К. и Д. бы­ли аре­сто­ва­ны пре­фек­том Ки­ли­кии Ли­си­ем, под­верг­ну­ты пыт­кам и обез­глав­ле­ны. Ос­тан­ки му­че­ни­ков бы­ли пе­ре­не­се­ны и за­хо­ро­не­ны в г. Кирр (Кир).

В Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви день па­мя­ти К. и Д. – 26 сен­тяб­ря.

Иконография

«Святые Косма и Дамиан пересаживают ногу диакону Юстиниану». Композиция Фра Анджелико из большого алтаря церкви Сан-Марко во Флоренции. 1438–40. Музей Сан-Марко (Флоренция).

Наи­бо­лее ран­ние изо­бра­же­ния К. и Д. со­хра­ни­лись в мо­заи­ках церк­вей Св. Ге­ор­гия в г. Фес­са­ло­ни­ки (кон. 4 в.), Свя­тых Кос­мы и Да­миа­на в Ри­ме, на фо­ру­ме Вес­па­сиа­на (526–530), Ев­фра­зие­вой ба­зи­ли­ки в По­ре­че (6 в.). В пра­во­слав­ных рос­пи­сях (ц. Спа­са Пре­об­ра­же­ния Ми­ро­жско­го мон. в Пско­ве – ок. 1140; церк­ви Свя­тых Кос­мы и Да­миа­на, Св. Сте­фа­на в Кас­то­рии – 12 в.; сце­ны жи­тия в рос­пи­си Ми­тро­по­лии в Ми­ст­ре – до 1312) и на ико­нах (си­най­ские ико­ны 10–11 вв., рус. ико­ны с 14 в.) К. и Д. изо­бра­жа­ют­ся, как и це­ли­тель Св. Пан­те­леи­мон, с ко­ро­боч­кой ле­карств и ло­жеч­кой в ру­ках; в зап.-ев­роп. ал­тар­ных ком­по­зи­ци­ях (час­то за­ка­зы­вав­ших­ся по обе­ту, в знак бла­го­дар­но­сти за из­бав­ле­ние от бо­лез­ней и эпи­де­мий) – в длин­ных ман­ти­ях и круг­лых шля­пах тём­но-крас­но­го цве­та, го­лов­ных убо­рах вра­чей в эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния, с лан­це­том или др. хи­рур­гич. ин­ст­ру­мен­том, с пес­ти­ком и сту­пой, со стек­лян­ным со­су­дом и ло­жеч­кой (в ком­по­зи­ции «Ма­дон­на Ме­ди­чи» Ро­ги­ра ван дер Вей­де­на, ок. 1450, Ште­де­лев­ский ху­дож. ин-т, Франк­фурт-на-Май­не). К. и Д. – по­кро­ви­те­ли се­мьи Ме­ди­чи, пред­ки ко­то­рой бы­ли ле­ка­ря­ми, по­это­му их об­ра­зы час­то встре­ча­ют­ся во фло­рен­тий­ской жи­во­пи­си (пре­им. 15 в.). К. и Д. изо­бра­жа­ют­ся вра­чую­щи­ми (ис­це­ле­ние Пал­ла­дия, пе­ре­сад­ка но­ги Юс­ти­ниа­ну – рабо­ты Фра Анд­же­ли­ко, Ф. дель Рин­ко­ни, А. Фран­ке­на) или под­вер­гае­мы­ми му­че­ни­ям [ком­по­зи­ции Фра Анд­же­ли­ко из боль­шо­го ал­та­ря ц. Сан-Мар­ко во Фло­рен­ции (1438–40); ны­не – в му­зее Сан-Мар­ко (Фло­рен­ция), Нац. га­ле­рее ис­кусств (Ва­шинг­тон), Ста­рой пи­на­ко­те­ке (Мюн­хен), в Лув­ре (Па­риж), Нац. га­ле­рее Ир­лан­дии (Дуб­лин)]. Мо­гут со­сед­ст­во­вать со свя­ты­ми Ро­хом и Се­ба­сть­я­ном, ко­то­рым так­же мо­ли­лись об исцелении от чу­мы и др. бо­лез­ней.

Лит.: Acta SS. Septembris. Antverpiae, 1760. T. 7. P. 428–478; Synaxarium ecclesiae con­stan­tinopolitanae e codice Sirmondiano. Brux., 1902. P. 144–146, 791; Deubner L. Kosmas und Damian. Lpz., 1907. Aalen, 1980; David-Daniel M.-L. Ico­no­graphie des saints médecins Côme et Da­mien. Lille, 1958; Wittmann А. Kosmas und Damian: Kultausbreitung und Volksdevotion. B., 1967.

Вернуться к началу