Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОНКОРДА́Т

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 49

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Г. Бондач

КОНКОРДА́Т (ср.-век. лат. concordatum – со­гла­ше­ние, от concordo – на­хо­дить­ся в со­гла­сии), до­го­вор ме­ж­ду Рим­ско-ка­то­лич. цер­ко­вью (фор­маль­но – Св. пре­сто­лом как субъ­ек­том ме­ж­ду­нар. пра­ва) и к.-л. го­су­дар­ст­вом, рег­ла­мен­ти­рую­щий по­ло­же­ние ка­то­лич. церк­ви в этом го­су­дар­ст­ве. За­клю­ча­ет­ся от име­ни па­пы Рим­ско­го и гла­вы со­от­вет­ст­вую­ще­го гос-ва; по­сле за­клю­че­ния (и ра­ти­фи­кации пар­ла­мен­том в кон­сти­ту­ци­он­ном гос-ве) К. офи­ци­аль­но пуб­ли­ку­ет­ся в ка­че­ст­ве цер­ков­но­го и гос. за­ко­на. Пер­во­на­чаль­но К. счи­та­лись лишь до­го­во­ры с ка­то­лич. го­су­дар­ст­ва­ми, а со­гла­ше­ния с не­ка­то­лич. пра­ви­тель­ст­ва­ми на­зы­ва­лись кон­вен­ция­ми (conventio). Од­на­ко в 20 в. оба по­ня­тия фак­ти­че­ски ста­ли си­но­ни­мич­ны­ми.

Сред­не­ве­ко­вые К. в осн. бы­ли по­свяще­ны пра­ви­лам на­зна­че­ния на цер­ков­ные долж­но­сти, оп­ре­де­ле­нию гра­ниц цер­ков­ной юрис­дик­ции и на­ло­го­об­ло­же­нию ме­ст­ных церк­вей в поль­зу Ри­ма. Ны­не К., как пра­ви­ло, со­дер­жат нор­мы о по­ряд­ке из­бра­ния епи­ско­пов и кли­ри­ков; о сво­бод­ном со­вер­ше­нии пуб­лич­ных бо­го­слу­же­ний; о при­зна­нии со сто­ро­ны гос-ва цер­ков­ных празд­ни­ков вы­ход­ны­ми дня­ми; о на­де­ле­нии цер­ков­ных ор­га­ни­за­ций ста­ту­сом юри­дич. ли­ца, за­щи­те их соб­ст­вен­но­сти и гражд. прав; о цер­ков­ном кон­тро­ле за бо­го­слов­ской под­го­тов­кой кли­ри­ков; об ор­га­ни­за­ции ре­лиг. об­ра­зо­ва­ния в гос. (или в цер­ков­ных) шко­лах и т. д. В не­ко­то­рых К. пре­ду­смат­ри­ва­ет­ся при­зна­ние го­су­дар­ст­вом цер­ков­но­го бра­ка.

Пра­во­вая при­ро­да К. по­ни­ма­ет­ся раз­лич­но. В сред­ние ве­ка и Но­вое вре­мя сло­жи­лись две про­ти­во­ре­чив­шие друг дру­гу тео­рии К.: тео­рия при­ви­ле­гий (К.  при­ви­ле­гия, ко­то­рую Цер­ковь да­ёт го­су­дар­ст­ву, на­де­ляя его оп­ре­де­лён­ны­ми пра­ва­ми и доб­ро­воль­но ог­ра­ни­чи­вая соб­ст­вен­ные пол­но­мо­чия; Цер­ковь впра­ве из­ме­нить или от­ме­нить К. в од­но­сто­рон­нем по­ряд­ке) и ле­галь­ная тео­рия (К.  гос. за­кон, при­ня­тый по­сле кон­суль­та­ций с Цер­ко­вью; он мо­жет быть из­ме­нён или от­ме­нён го­су­дар­ст­вом, как и лю­бой др. за­кон). Ны­не об­ще­при­ня­той яв­ля­ет­ся до­го­вор­ная тео­рия, со­глас­но ко­то­рой К.  это ме­ж­ду­нар. до­го­вор ме­ж­ду рав­но­прав­ны­ми субъ­ек­та­ми, обя­за­тель­ный для обе­их сто­рон.

К. обыч­но за­клю­ча­ет­ся на не­оп­ре­де­лён­ный срок. От­ме­на или из­ме­не­ние К. мо­гут про­из­во­дить­ся по вза­им­но­му со­гла­сию сто­рон, а так­же в слу­чае су­ще­ст­вен­но­го из­ме­не­ния об­стоя­тельств. Ес­ли пре­кра­ща­ет су­ще­ст­во­вать го­су­дар­ст­во, за­клю­чив­шее К., то по­след­ний те­ря­ет си­лу; с пра­во­пре­ем­ни­ка­ми та­ко­го го­су­дар­ст­ва мо­гут быть за­клю­че­ны но­вые К. На­ру­ше­ние ус­ло­вий К. од­ной сто­ро­ной да­ёт пра­во др. сто­ро­не от­ка­зать­ся от ис­пол­не­ния К. и рас­торг­нуть его.

Фак­ти­че­ски пер­вым К. стал т. н. Вормс­с­кий кон­кор­дат 1122, за­клю­чён­ный па­пой Ка­лик­стом II (1119–24) и имп. Ген­ри­хом V (1111–25) и за­вер­шив­ший борь­бу за ин­ве­сти­ту­ру. Од­на­ко тер­мин «К.» встре­ча­ет­ся лишь со вре­мён Кон­станц­ско­го со­бо­ра, ко­то­рый при­нудил па­пу Мар­ти­на V за­клю­чить К. с раз­лич­ны­ми «на­ция­ми» со­бо­ра (1418). В 1448 был под­пи­сан Вен­ский кон­кор­дат (со Свя­щен­ной Рим. им­пе­ри­ей), в 1516 – Бо­лон­ский кон­кор­дат (с Фран­ци­ей). Из К. Но­во­го вре­ме­ни наи­бо­лее из­вес­тен К. с Фран­ци­ей (1801; от­ме­нён в 1905), за­клю­чён­ный па­пой Пи­ем VII и На­по­ле­о­ном I. В 19 в. К. бы­ли за­клю­че­ны так­же с Ис­па­ни­ей, Ав­ст­ри­ей, не­ко­то­ры­ми итал. и герм. го­су­дар­ст­ва­ми и др. К. с Рос. им­пе­ри­ей за­клю­чал­ся два­ж­ды: в 1847 (рас­торг­нут рос. пра­ви­тель­ст­вом в 1866) и в 1882. Ряд К. был за­клю­чён по­сле 1-й ми­ро­вой вой­ны: с Лит­вой, Поль­шей, Ру­мы­ни­ей, Лат­ви­ей, Ав­ст­ри­ей и др. В 1929 был под­пи­сан К. с фа­ши­ст­ской Ита­ли­ей (как со­став­ная часть Ла­те­ран­ских со­гла­ше­ний 1929), в 1933 – с на­ци­ст­ской Гер­ма­ни­ей. К. про­дол­жа­ли за­клю­чать­ся и во 2-й пол. 20 – нач. 21 вв., напр. с фран­ки­ст­ской Ис­па­ни­ей (1953), мн. лат.-амер. го­су­дар­ст­ва­ми и др. В 1964 впер­вые за­клю­чён К. с ис­лам­ским гос-вом – Ту­ни­сом. По­след­ним из за­клю­чён­ных на 1.1.2008 яв­ля­ет­ся но­вый К. с Пор­ту­га­ли­ей (2004).

Тер­мин «К.» так­же иног­да ис­поль­зу­ет­ся при­ме­ни­тель­но к цер­ков­но-гос. со­гла­ше­ни­ям ме­ж­ду го­су­дар­ст­вом и ре­лиг. ор­га­ни­за­ция­ми, от­но­ся­щи­ми­ся к др. кон­фес­си­ям (напр., кон­сти­туц. со­гла­ше­ние, за­клю­чён­ное в окт. 2002 ме­ж­ду груз. гос-вом и Гру­зин­ской пра­во­слав­ной цер­ко­вью).

Ис­точн.: Raccolta di concordati su materie ec­clesiastiche tra la Santa Sede e le autoritа̀ ci­vili / Ed. A. Mercati. [Roma], 1954. Vol. 1–2; Raccolta di concordati, 1950–1999 / Ed. J. T. Martín de Agar. Città del Vaticano, 2000.

Лит.: Wagnon H. Concordats et droit international. Gembloux, 1935; Julg J. LʼÉglise et les États. Histoire des concordats. P., 1990; Fer­lito S. Il concordato nel diritto interno. Na­po­li, 1997.

Вернуться к началу