Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОКС

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 449

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КОКС (Cox) Хар­ви Гал­лахер (р. 19.5.1929, Мал­верн, штат Пен­силь­ва­ния), амер. про­тес­тант­ский тео­лог-мо­дер­нист. Окон­чил ис­то­рич. ф-т Пен­силь­ван­ско­го ун-та в Фи­ла­дель­фии (1951) и бо­го­слов­ский ф-т Йель­ско­го ун-та (1955). В 1962 за­щи­тил док­тор­скую дис. в Гар­вард­ском ун-те, с 1965 пре­по­да­ёт там же (проф. с 1969). В 1956 ру­ко­по­ло­жен в бап­ти­ст­ские пас­то­ры (см. Бап­тизм).

Ис­пы­тав влия­ние М. Ве­бе­ра, Ф. Го­гар­те­на, Д. Бон­хёф­фе­ра, К. в ду­хе про­тес­тант­ско­го мо­дер­ни­ст­ско­го бо­го­сло­вия вы­сту­пил за ос­во­бо­ж­де­ние хри­сти­ан­ской ве­ры от за­стыв­ших, по его мне­нию, форм тра­диц. ре­ли­ги­оз­но­сти (эл­ли­ни­зи­ро­ван­ной дог­ма­ти­ки, пла­то­нов­ско-ари­сто­те­лев­ской ан­тро­по­ло­гии и кос­мо­ло­гии, бо­го­слу­жеб­ной прак­ти­ки) и тем са­мым за воз­вра­ще­ние к «биб­лей­ско­му бо­го­сло­вию». Осо­бое вни­ма­ние он уде­ля­ет по­ня­тию се­ку­ля­ри­за­ции, ко­то­рую рас­смат­ри­ва­ет как след­ст­вие ис­то­рич. раз­ви­тия хри­сти­ан­ст­ва, как «за­кон­ное ди­тя биб­лей­ской ре­ли­гии» (ото­жде­ст­в­ля­ет её с по­ня­ти­ем Бон­хёф­фе­ра «со­вер­шен­но­ле­тие че­ло­ве­ка»). Наи­бо­лее на­гляд­ным про­яв­ле­ни­ем се­ку­ля­ри­за­ции К. счи­та­ет совр. ур­ба­ни­сти­че­ский мир – «тех­но­по­лис», «мир­ской град». В сво­ей по­лу­чив­шей наи­бо­лее ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние кн. «Мир­ской град» (1965) и ря­де по­сле­дую­щих ра­бот он зая­вил о не­об­хо­димо­сти соз­да­ния но­вой тео­ло­гии, спо­соб­ной от­ве­чать на во­про­сы не­ре­ли­ги­оз­но­го че­ло­ве­ка, жи­те­ля «тех­но­по­ли­са». По мне­нию К., для то­го, что­бы со­хра­нить­ся и уп­ро­чить­ся в совр. ми­ре, хри­сти­ан­ст­во долж­но от мо­лит­вы, от спе­ку­ля­ций о Бо­ге пе­рей­ти к рас­по­зна­ва­нию Бо­га в ре­аль­ной жиз­ни, в со­ци­аль­ной и ду­хов­ной дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка. В 1960-е гг. К. уча­ст­во­вал в дви­же­нии за гра­ж­дан­ские пра­ва, кам­па­ни­ях по ра­зо­ру­же­нию, за­щи­те ок­ру­жаю­щей сре­ды и борь­бе с бед­но­стью. Его позд­ней­шие ра­бо­ты по­свя­ще­ны ана­ли­зу тео­ло­гии ос­во­бо­ж­де­ния и ро­ли хри­сти­ан­ст­ва в Лат. Аме­ри­ке, мес­ту СМИ в совр. ми­ре, меж­ре­ли­ги­оз­но­му диа­ло­гу и др.

Соч.: The secular city: secularization and urba­nization in theological perspective. N. Y., 1965; The seduction of the spirit: the use and misuse of peopleʼs religion. N. Y., 1973; Religion in the secular city: toward a postmodern theolo­gy. N. Y., 1984; Many mansions: a christianʼs encounter with other faiths. Boston, 1988; Fire from heaven: the rise of pentecostal spirituality and the reshaping of religion in the 21st century. Reading, 1994; Мир­ской град. Се­ку­ля­ри­за­ция и ур­ба­ни­за­ция в тео­ло­ги­че­ском ас­пек­те. М., 1995; When Jesus came to Harvard: making moral choices today. Boston, 2004.

Вернуться к началу