Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОББ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 362

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КОББ (Cobb) Джон Бо­су­элл (р. 9.2.1925, Ко­бе, Япо­ния), амер. про­тес­тант­ский бо­го­слов, один из соз­да­те­лей «тео­ло­гии про­цес­са». Ро­дил­ся в се­мье мис­сио­не­ров-ме­то­ди­стов в Япо­нии, в 1940 пе­ре­ехал с ро­ди­те­ля­ми в США. В 1944–47 на­хо­дил­ся на во­ен. служ­бе. В 1949 окон­чил бо­го­слов­ский ф-т Чи­каг­ско­го ун-та, в 1952 за­щи­тил док­тор­скую дис­сер­та­цию. В 1953–58 пре­по­да­вал бо­го­сло­вие в ун-те Эмо­ри (Ат­лан­та), в 1958–90 проф. Клэр­монт­ской шко­лы бо­го­сло­вия (штат Ка­ли­фор­ния).

Раз­ви­вая идеи сво­его учи­те­ля Ч. Харт­шор­на (1897–2000), К. в ра­бо­тах 1960–1970-х гг. по­пы­тал­ся сфор­му­ли­ро­вать но­вую «ес­те­ст­вен­ную тео­ло­гию», ос­но­ван­ную на при­ло­же­нии к хри­сти­ан­ст­ву фи­ло­со­фии А. Н. Уайт­хе­да. От­вер­гая ха­рак­тер­ное для клас­сич. те­из­ма по­ни­ма­ние вне­вре­мен­но­го, не­из­мен­но­го и ста­тич­но­го Бо­га как при­чи­ны всех со­бы­тий, не мо­гу­щих ни­как на Не­го воз­дей­ст­во­вать, К. пред­ло­жил вза­мен «ди­по­ляр­ную» кон­цеп­цию Бо­га, ос­но­ван­ную на раз­ли­чии ме­ж­ду «аб­ст­ракт­ным су­ще­ст­во­ва­ни­ем» и «кон­крет­ной ак­ту­аль­но­стью». В ней при­ни­ма­ет­ся идея о том, что Бог ве­чен, не­из­ме­нен и яв­ля­ет­ся при­чи­ной все­го су­ще­го, од­на­ко лишь со ссыл­кой на Его аб­ст­ракт­ное су­ще­ст­во­ва­ние. Но по­сколь­ку Бог пре­дос­тав­ля­ет Все­лен­ной ре­аль­ную, хо­тя и ог­ра­ни­чен­ную сво­бо­ду, то Он под­вер­га­ет­ся воз­дей­ст­вию со сто­ро­ны тво­ре­ния и на­хо­дит­ся в про­цес­се по­сто­ян­но­го творч. ста­нов­ле­ния. Взаи­мо­от­но­ше­ния Бо­га и ми­ра, т. о., срав­ни­ва­ют­ся с от­но­ше­ния­ми ме­ж­ду соз­на­ни­ем и те­лом. Для рас­про­стра­не­ния этой кон­цеп­ции, по­лу­чив­шей назв. «тео­ло­гия про­цес­са», К. совм. с Д. Р. Гриф­фи­ном в 1973 ос­но­вал в Клэр­мон­те Центр ис­сле­до­ва­ний про­цес­сов (Center for Process Studies). Сре­ди со­чи­не­ний К. важ­ное ме­сто за­ни­ма­ют ра­бо­ты, по­свя­щён­ные меж­ре­ли­ги­оз­но­му диа­ло­гу, а так­же про­бле­мам эко­ло­гии и за­щи­ты ок­ру­жаю­щей сре­ды.

Соч.: Living options in Protestant theology: a sur­vey of methods. Phil., 1962; A Christian na­tural theology: based on the thought of A. N. Whitehead. Phil., 1965; Process theology: an in­troductory exposition. Phil., 1976 (with D. R. Gríffin); Beyond dialogue: toward a mutual transformation of Christianity and Buddhism. Phil., 1982; For the common good: redirecting the economy toward community, the environ­ment, and a sustainable future. Boston, 1989 (with H. E. Daly).

Вернуться к началу