Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОА́Н

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 358

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. Б. Карелова

КОА́Н (япон. транс­крип­ция кит. гун-ань), за­гад­ка или ко­рот­кая прит­ча, со­дер­жа­щая про­бле­му, не под­даю­щую­ся ра­цио­наль­но­му ос­мыс­ле­нию; в буд­диз­ме дзен (кит. чань) – один из осн. ме­то­дов тре­нин­га, по­мо­гаю­ще­го дос­тичь про­свет­ле­ния. Гл. цель К.  пре­об­ра­зо­ва­ние соз­на­ния прак­ти­кую­ще­го с це­лью пре­одо­ле­ния ра­мок дис­кур­сив­но-ло­гич. мыш­ле­ния, ис­хо­дя­ще­го из ду­аль­но­го вос­при­ятия ми­ра, и об­ре­те­ния ин­туи­тив­но­го ви­де­ния ре­аль­но­сти, не от­де­ляю­ще­го соб­ст­вен­ное «я» от ок­ру­жаю­ще­го «не-я». К. при­ме­ня­ют­ся не толь­ко как объ­ек­ты для со­сре­до­то­че­ния, но и как тес­ты, по­зво­ляю­щие мас­те­ру оп­ре­де­лить по ре­ак­ции уче­ни­ка, дос­тиг ли он под­лин­но­го про­свет­ле­ния. При­ме­ры К.: «Как зву­чит хло­пок од­ной ла­до­ни?» или «Ка­ким был твой из­на­чаль­ный об­лик до ро­ж­де­ния тво­их ро­ди­те­лей?».

Пер­вые тек­сты гун-ань поя­ви­лись в Ки­тае при ди­на­стии Тан (618–907). Од­на­ко осо­бое рас­про­стра­не­ние прак­ти­ка гун-ань по­лу­чи­ла в кит. чань­ской шко­ле Линь­цзи (в Япо­нии c 13 в.  шко­ла дзэн-буд­диз­ма Ринд­зай).

Вернуться к началу