Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КИРИ́ЛЛ И МЕФО́ДИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 19

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КИРИ́ЛЛ И МЕФО́ДИЙ, слав. про­све­ти­те­ли, соз­да­те­ли слав. ал­фа­ви­та и лит. язы­ка, пер­вые пе­ре­во­дчи­ки с гре­че­ско­го на слав. язык, про­по­вед­ни­ки хри­сти­ан­ст­ва, свя­тые рав­но­апо­столь­ные.

Самарский епархиальный церковно-исторический музей «Кирилл и Мефодий». Икона Г. Журавлёва (1885). Самарский епархиальный церковно-исторический музей.

Со­глас­но жи­ти­ям, бра­тья Ки­рилл (до при­ня­тия мо­на­ше­ст­ва – Кон­стан­тин) [ок. 827, Со­лунь (Фес­са­ло­ни­ки) – 14.2.869, Рим] и Ме­фо­дий (имя до при­ня­тия мо­на­ше­ст­ва не­из­вест­но) [ок. 815, Со­лунь (Фес­са­ло­ни­ки) – 6.4.885, Ве­ле­град] про­ис­хо­ди­ли из се­мьи друн­га­рия (ви­зант. вое­на­чаль­ни­ка и ад­ми­ни­ст­ра­то­ра сред­не­го ран­га). Ме­фо­дий в мо­ло­до­сти по­сту­пил на гос. служ­бу, не­ко­то­рое вре­мя управ­лял об­ла­стью со слав. на­се­ле­ни­ем, за­тем уда­лил­ся в мо­на­стырь. Кон­стан­тин по­лу­чил об­ра­зо­ва­ние в Кон­стан­ти­но­по­ле, сре­ди его учи­те­лей был бу­ду­щий пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский свт. Фо­тий. За­вер­шив об­ра­зо­ва­ние, Кон­стан­тин за­нял долж­ность биб­лио­те­ка­ря хра­ма Св. Со­фии в Кон­стан­ти­но­по­ле, по др. вер­сии, – долж­ность ске­во­фи­лак­са (со­бор­но­го риз­ни­че­го). Ос­та­вив сто­ли­цу, он по­се­лил­ся в од­ном из мо­на­сты­рей Ма­лой Азии. В те­че­ние не­ко­то­ро­го вре­ме­ни пре­по­да­вал фи­ло­со­фию в Кон­стан­ти­но­по­ле, уча­ст­во­вал в по­ле­ми­ке с ико­но­бор­ца­ми (см. Ико­но­бор­че­ст­во). В 855–856 Кон­стан­тин при­ни­мал уча­стие в т. н. са­ра­цин­ской мис­сии в сто­ли­цу Араб. ха­ли­фа­та, где, со­глас­но жи­тию, вёл бо­го­слов­ские дис­кус­сии с му­суль­ма­на­ми. В 860–861 в со­ста­ве ди­пло­ма­тич. мис­сии ез­дил в Ха­зар­ский ка­га­нат, вёл по­ле­ми­ку с иу­дея­ми и му­суль­ма­на­ми. Во вре­мя это­го пу­те­ше­ст­вия Кон­стан­тин об­рёл близ Кор­су­ни (см. Хер­со­нес) мо­щи сщмч. Кли­мен­та I, па­пы Рим­ско­го; часть мо­щей он за­брал с со­бой.

«Епископ Мефодий диктует писцу текст славянского перевода». Миниатюра Радзивилловской летописи. 15 в.

Согласно житиям К. и М., прибывшие в кон. 862 к визант. имп. Михаилу III посольство от великоморавского кн. Ростислава просило прислать в Моравию «учителя» для изложения на моравском языке слав. веры. Миссия была поручена Константину и Мефодию, которые хорошо знали слав. язык. В Константинополе при подготовке к поездке Константин составил для славян алфавит (глаголицу), представляющий собой графич. систему. Глаголица основывается на фонематическом принципе: в целом для нее характерно одно-однозначное соответствие между фонемой и буквой. Создав алфавит и систему письма, Константин приступил к переводу с греч. яз. богослужебного Евангелия. Первая записанная слав. фраза (Ин. 1:1) на глаголице имела вид  на кириллице (искони бэ слово). Главной заслугой братьев-просветителей является то, что благодаря их трудам на базе письменного слав. диалекта сложился книжно-письменный язык, пригодный для перевода Священного Писания и богослужебных текстов, способный передать сложнейшие богословские идеи и особенности визант. боголслужеб. поэзии (см. Старославянский язык, Церковнославянский язык). 

 

В кон. 863 Кон­стан­тин и Ме­фо­дий от­пра­ви­лись в Ве­ли­кую Мо­ра­вию, где про­дол­жи­ли пе­ре­во­дче­скую дея­тель­ность. На слав. яз. бы­ли пе­ре­ве­де­ны Апо­стол, Псал­тирь, ряд бо­го­слу­жеб­ных тек­стов, соч. «На­пи­са­ние о пра­вой ве­ре» (в ос­но­ве пе­ре­во­да ле­жит «Боль­шой апо­ло­ге­тик» Ни­ки­фо­ра Кон­стан­ти­но­поль­ско­го) – крат­кое из­ло­же­ние осн. дог­ма­тов хри­сти­ан­ско­го ве­ро­уче­ния, а так­же со­став­ле­но сти­хо­твор­ное пре­ди­сло­вие к Еван­ге­лию («Про­глас»). Од­но­вре­мен­но с этим ак­тив­но шло обу­че­ние ме­ст­ных жи­те­лей слав. пись­мен­но­сти. Ус­пех мис­сио­не­ров вы­звал не­до­воль­ст­во нем. свя­щен­ни­ков, слу­жив­ших в мо­рав­ских церк­вах на ла­ты­ни. В спо­рах с Кон­стан­ти­ном и Ме­фо­ди­ем они ут­вер­жда­ли, что бо­го­слу­же­ние мо­жет со­вер­шать­ся лишь на од­ном из трёх язы­ков: ев­рей­ском, гре­че­ском и ла­тин­ском, на ко­то­рых, со­глас­но Еван­ге­лию, бы­ла сде­ла­на над­пись на кре­сте над рас­пя­тым Ии­су­сом Хри­стом (Лк. 23:38). По­сколь­ку тер­ри­то­рия Ве­ли­кой Мо­ра­вии на­хо­ди­лась в юрис­дик­ции Рим. церк­ви, Кон­стан­тин и Ме­фо­дий бы­ли вы­зва­ны в Рим. Бра­тья при­нес­ли в Рим часть мо­щей сщмч. Кли­мен­та I, что пре­до­пре­де­ли­ло бла­го­во­ле­ние к ним па­пы Ад­риа­на II: он одоб­рил пе­ре­ве­дён­ные ими кни­ги, ут­вер­дил слав. бо­го­слу­же­ние и ру­ко­по­ло­жил Ме­фо­дия в свя­щен­ный сан. На­хо­дясь в Ри­ме, Кон­стан­тин за­бо­лел, при­нял схи­му с име­нем Ки­рил­ла и вско­ре умер. По рас­по­ря­же­нию па­пы он был по­хо­ро­нен в ба­зи­ли­ке Св. Кли­мен­та.

Не­со­мнен­на внеш­няя за­ви­си­мость К. от гла­го­ли­цы. В обо­их ал­фа­ви­тах име­ют­ся как оди­на­ко­вые бу­к­вы [ср. гла­голич. и ки­рил­лич. ш (ша); и ф (ферт); и щ (шта)], так и зер­каль­но ото­бра­жён­ные [ср. гла­го­лич. и ки­рил­лич. р (рци); и е (есть)]. На­блю­да­ет­ся так­же сход­ст­во (при раз­ни­це в зна­че­ни­ях) на­пи­са­ния букв [ср. гла­го­лич. (юс малый) и ки­рил­лич. э (ять); (по­кой) и г (гла­го­ли)].

Вер­нув­шись вме­сте с уче­ни­ка­ми в Мо­ра­вию, Ме­фо­дий за­ру­чил­ся под­держ­кой кня­зей Ро­сти­сла­ва и Ко­це­ла, вновь от­пра­вил­ся в Рим, где не позд­нее кон­ца ле­та 869 был по­став­лен в ар­хие­пи­ско­пы вос­ста­нов­лен­ной Сир­мий­ской епар­хии, вклю­чав­шей Ве­ли­кую Мо­ра­вию и Пан­но­нию, и про­дол­жал ук­реп­лять и рас­про­стра­нять слав. пись­мен­ность и бо­го­слу­же­ние. Дея­тель­ность Ме­фо­дия про­дол­жа­ла вы­зы­вать про­ти­во­дей­ст­вие нем. ду­хо­вен­ст­ва, которое, вос­поль­зо­вав­шись успехами восточно-франкского короля Карломана в войне с Ростиславом, до­билось его аре­ста и су­да над ним. В те­че­ние двух с по­ло­ви­ной лет Ме­фо­дий и его бли­жай­шие уче­ни­ки на­хо­ди­лись в за­то­че­нии в аб­бат­ст­ве Элль­ван­ген (по др. вер­сии – Рай­хе­нау). Бла­го­да­ря за­ступ­ни­че­ст­ву па­пы Римского Ио­ан­на VIII вес­ной 873 Ме­фо­дий был ос­во­бо­ж­дён и воз­вра­тил­ся на ка­фед­ру. Од­на­ко про­ти­во­дей­ст­вие нем. ду­хо­вен­ст­ва не пре­кра­ти­лось. Ме­фо­дий был об­ви­нён в не­при­ятии уче­ния о Filioque. В 880 его вы­зва­ли в Рим, где он был оп­рав­дан, по­сле че­го вер­нул­ся в Мо­ра­вию.

Ме­фо­дий на­прав­лял уси­лия на ор­га­ни­за­цию пол­но­цен­ной цер­ков­ной жиз­ни и рас­про­стра­не­ние ви­зант. пра­во­вых норм в Ве­ли­кой Мо­ра­вии. С этой це­лью он пе­ре­вёл Но­мо­ка­нон и со­ста­вил «За­кон суд­ный лю­дям» – пер­вый слав. юри­дич. сбор­ник. По ини­циа­ти­ве Ме­фо­дия, а воз­мож­но, и при его уча­стии бы­ло на­пи­са­но жи­тие Ки­рил­ла и служ­ба ему (пер­во­на­чаль­но на греч. яз.). В по­след­ние го­ды жиз­ни, со­глас­но жи­тию, Ме­фо­дий с по­мо­щью двух по­мощ­ни­ков пе­ре­вёл на слав. язык весь Вет­хий За­вет (кро­ме Мак­ка­вей­ских книг), а так­же «кни­ги оте­че­ские» (по всей ве­ро­ят­но­сти, Па­те­рик). Не­за­дол­го до кон­чи­ны он на­звал сво­им пре­ем­ни­ком Го­раз­да, од­но­го из уче­ни­ков. Ме­фо­дий был по­гре­бён в со­бор­ной церк­ви Ве­ле­гра­да, сто­ли­цы Мо­ра­вии (мо­ги­ла не со­хра­ни­лась). Вско­ре по­сле смер­ти Ме­фо­дия его уче­ни­ки бы­ли из­гна­ны из Мо­ра­вии, и боль­шин­ст­во из них (Кли­мент Ох­рид­ский, На­ум Ох­рид­ский, Кон­стан­тин Пре­слав­ский) ока­за­лись в Бол­га­рии, где тра­ди­ция слав. пись­мен­но­сти бы­ла про­дол­же­на.

По­чи­та­ние К. и М. на­ча­лось, ве­ро­ят­но, сра­зу по­сле их смер­ти. Их жи­тия и служ­бы им бы­ли соз­да­ны в 9 в. Име­на К. и М. зна­чат­ся в ме­ся­це­сло­ве Ас­се­ма­ни­е­ва Еван­ге­лия (1-я пол. 11 в.). О ран­нем по­чи­та­нии К. и М. на Ру­си сви­де­тель­ст­ву­ет вклю­че­ние их имён в ме­ся­це­сло­вы Ост­ро­ми­ро­ва Еван­ге­лия (1056–57) и Ар­хан­гель­ско­го Еван­ге­лия (1092). В кон. 17 в. во вре­мя ис­прав­ле­ния ми­ней (см. Книж­ная спра­ва) име­на К. и М. бы­ли ис­клю­че­ны из цер­ков­но­го ка­лен­да­ря. Во­зоб­нов­ле­ние по­чи­та­ния от­но­сит­ся к сер. 19 в. и свя­за­но с ак­ту­аль­ны­ми для то­го вре­ме­ни идея­ми слав. един­ст­ва. Дни па­мя­ти К. и М. бы­ли вклю­че­ны в ка­лен­дарь РПЦ в 1863.

Могила святого Кирилла в базилике Святого Климента. Рим.

Изо­бра­же­ния К. и М. рас­про­стра­не­ны дос­та­точ­но ши­ро­ко. Ки­рил­ла изо­бра­жа­ют в мо­на­ше­ском одея­нии – в тём­ном хи­то­не и ман­тии с ка­пю­шо­ном, Ме­фо­дия – в епи­скоп­ском об­ла­че­нии. Наи­бо­лее ран­ним изо­бра­же­ни­ем К. и М. счи­та­ет­ся ми­ниа­тю­ра «Пе­ре­не­се­ние мо­щей св. Кли­мен­та, па­пы Рим­ско­го» из Ме­но­ло­гия Ва­си­лия Ве­ли­ко­го (ме­ж­ду 976 и 1025, Б-ка Ва­ти­ка­на). Ино­гда в ка­че­ст­ве са­мо­го ран­не­го изо­бра­же­ния ука­зы­ва­ют фре­ску 9 в. ба­зи­ли­ки Св. Кли­мен­та в Ри­ме. На Ру­си изо­бра­же­ния К. и М. встре­ча­ют­ся с 15 в. сре­ди ми­ниа­тюр Рад­зи­вил­лов­ской ле­то­пи­си и в ми­ней­ных ико­нах, где изо­бра­жа­лись свя­тые все­го ме­ся­ца. В рус. ико­но­гра­фии их об­ра­зы ста­ли осо­бен­но по­пу­ляр­ны­ми с сер. 19 в.

Дни па­мя­ти по ка­лен­да­рю Рус. пра­во­слав­ной церк­ви – 14(27) фев­ра­ля (рав­но­ап. Ки­рилл), 6(19) ап­ре­ля (свт. Ме­фо­дий), 11(24) мая (рав­но­апо­столь­ные Ме­фо­дий и Ки­рилл); по ка­лен­да­рю Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви – 14 фев­ра­ля. С 1991 в Рос­сии уч­ре­ж­дён еже­год­ный свет­ский празд­ник День сла­вян­ской пись­мен­но­сти и куль­ту­ры, ко­то­рый при­хо­дит­ся на день цер­ков­ной па­мя­ти Ки­рил­ла и Ме­фо­дия.

Лит.: Лав­ров П. А. Ки­ри­ло та Методiй в дав­ньо­сло­вянь­ско­му письменьствi. Київ, 1928; он же. Ма­те­риа­лы по ис­то­рии воз­ник­но­ве­ния древ­ней­шей сла­вян­ской пись­мен­но­сти. Л., 1930; Ки­ри­ло-Ме­то­ди­ев­ска ен­цик­ло­пе­дия. Со­фия, 1985–2003. Т. 1–4; Ве­ре­ща­гин Е. М. Ис­то­рия воз­ник­но­ве­ния древ­не­го об­ще­сла­вян­ско­го ли­те­ра­тур­но­го язы­ка. Пе­ре­во­дче­ская дея­тель­ность Ки­рил­ла и Ме­фо­дия и их уче­ни­ков. М., 1997; Фло­ря Б. Н. Ска­за­ния о на­ча­ле сла­вян­ской пись­мен­но­сти. СПб., 2004; Та­хиа­ос А.-Э. Н. Свя­тые бра­тья Ки­рилл и Ме­фо­дий, про­све­ти­те­ли сла­вян. Сер­ги­ев По­сад, 2005.

Вернуться к началу