Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КИПРИА́Н КАРФАГЕ́НСКИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 743

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Р. Фокин

КИПРИА́Н КАРФАГЕ́НСКИЙ, Фас­ций Це­ци­лий Ки­при­ан (Thascius Caecilius Cyp­rianus) (ок. 200–210, ве­ро­ят­но, Кар­фа­ген, Сев. Аф­ри­ка – 14.9.258, там же), свя­щен­но­му­че­ник, епи­скоп Кар­фа­ге­на, отец Церк­ви.

Архив «Православной энциклопедии» Святой Киприан Карфагенский. Фрагмент иконы «Святые Киприан Карфагенский, Василий Великий, Борис и Глеб». Россия, 17 в. Частное собрание.

Из бо­га­той и знат­ной язы­че­ской се­мьи; по­лу­чив клас­си­че­ское об­ра­зо­ва­ние, пре­по­да­вал в Кар­фа­ге­не ри­то­ри­ку, стал зна­ме­ни­тым ора­то­ром. По­сле об­ра­ще­ния в хри­сти­ан­ст­во и кре­ще­ния в 246 раз­дал своё имущество бед­ным и при­нял обет це­ло­муд­рия. В 247 ру­ко­по­ло­жен в пре­сви­те­ры. Бла­го­чес­тие, вы­со­кие нрав­ст­вен­ные тре­бо­ва­ния к се­бе и ок­ру­жаю­щим, рев­но­ст­ное изу­че­ние Свя­щен­но­го Пи­са­ния сни­ска­ли К. К. ува­же­ние сре­ди кар­фа­ген­ских хри­сти­ан, и в кон. 248 или в нач. 249 он был ру­ко­по­ло­жен в епи­ско­пы Кар­фа­ге­на. В 250 во вре­мя го­не­ний на хри­сти­ан при имп. Де­ции К. К. скрыл­ся от пре­сле­до­ва­ния вла­стей, но про­дол­жал ру­ко­во­дить кар­фа­ген­ской Цер­ко­вью. Уда­ле­ние епи­ско­па вы­зва­ло не­до­воль­ст­во у час­ти кли­ра, в ре­зуль­та­те че­го про­изо­шёл рас­кол, ко­то­рый воз­гла­ви­ли пре­сви­тер Но­ват и ми­ря­нин Фе­ли­цис­сим, ко­то­ро­го Но­ват са­мо­воль­но по­ста­вил диа­ко­ном. По­сле пре­кра­ще­ния го­не­ний вес­ной 251 К. К., вер­нув­шись в Кар­фа­ген, от­лу­чил от Церк­ви Фе­ли­цис­си­ма и его сто­рон­ни­ков (Но­ват к то­му вре­ме­ни пе­ре­брал­ся в Рим). Кар­фа­ген­ский цер­ков­ный со­бор 251 под­твер­дил пра­виль­ность дей­ст­вий К. К. и одоб­рил от­лу­че­ние рас­коль­ни­ков. Со­бор по­ста­но­вил так­же, что от­пав­шие от хри­сти­ан­ст­ва во вре­мя го­не­ний (lapsi) не долж­ны быть ли­ше­ны воз­мож­но­сти по­кая­ния и при­ми­ре­ния с Цер­ко­вью; бы­ли ус­та­нов­ле­ны пра­ви­ла приё­ма пад­ших. Вви­ду но­вых го­не­ний в 252 К. К. со­звал в Кар­фа­ге­не со­бор, по­ста­но­вив­ший при­нять в ло­но Церк­ви всех от­пав­ших. Во вре­мя раз­ра­зив­шей­ся в Кар­фа­ге­не эпи­де­мии чу­мы, ко­то­рая по­слу­жи­ла языч­ни­кам по­во­дом для об­ви­не­ний хри­сти­ан и но­вых го­не­ний на них, К. К. по­бу­ж­дал еди­но­вер­цев по­мо­гать боль­ным и семь­ям умер­ших, что зна­чи­тель­но смяг­чи­ло от­но­ше­ние язы­че­ско­го на­се­ле­ния к хри­стиа­нам. В 255–256 в Кар­фа­ге­не под пред­се­да­тель­ст­вом К. К. про­шёл ряд цер­ков­ных со­бо­ров по во­про­су о пе­ре­кре­щи­ва­нии ере­ти­ков, воз­вра­щаю­щих­ся в ло­но Церк­ви. По это­му по­во­ду К. К. всту­пил в спор с еп. Рим­ским Сте­фа­ном I, счи­тав­шим, что при­ни­мать ере­ти­ков сле­ду­ет не че­рез пе­ре­кре­щи­ва­ние, а че­рез воз­ло­же­ние рук. 30.8.257 во вре­мя но­вых го­не­ний на хри­сти­ан, на­ча­тых имп. Ва­ле­риа­ном, К. К. аре­сто­ван, до­про­шен и от­прав­лен в ссыл­ку в г. Ки­ру­бис. В авг. 258 он был воз­вра­щён в Кар­фа­ген и за­клю­чён под до­маш­ний арест. По­сле ре­ши­тель­но­го от­ка­за при­нес­ти жерт­вы язы­че­ским бо­гам К. К. был пуб­лич­но обез­глав­лен, став пер­вым афр. епи­ско­пом-му­че­ни­ком, по­чи­та­ние ко­то­ро­го рас­про­стра­ни­лось по все­му хри­сти­ан­ско­му ми­ру.

Бо­го­слов­ско-лит. твор­че­ст­во К. К. не­по­сред­ст­вен­но свя­за­но с его цер­ков­ной дея­тель­но­стью. Бу­ду­чи пас­ты­рем, он об­ра­щал­ся бо­лее к прак­тич. ду­хов­но­му ру­ко­во­дству, не­же­ли к умо­зри­тель­но­му бо­го­сло­вию: все его со­чи­не­ния на­пи­са­ны по осо­бым по­во­дам и слу­жи­ли прак­тич. ин­те­ре­сам. К. К. при­над­ле­жат 13 трак­та­тов, глав­ные из ко­то­рых – «Три кни­ги сви­де­тельств про­тив иу­де­ев», «О пад­ших», «О един­ст­ве Церк­ви», «О мо­лит­ве Гос­под­ней», «О рев­но­сти и за­вис­ти». Кро­ме то­го, со­хра­ни­лось цен­ное со­б­ра­ние из 65 пи­сем К. К., по­свя­щён­ных разл. бо­го­слов­ским и цер­ков­но-дис­ци­п­ли­нар­ным во­про­сам. В пе­ри­од позд­ней ан­тич­но­сти и в сред­ние ве­ка К. К. был на За­па­де од­ним из гл. цер­ков­ных ав­то­ри­те­тов.

День па­мя­ти К. К. по ка­лен­да­рю Рус. пра­во­слав­ной церк­ви – 31 авг. (13 сент.), по ка­лен­да­рю Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви – 14 и 16 сен­тяб­ря. Со­хра­ни­лось древ­нее Жи­тие К. К., на­пи­сан­ное его дру­гом и спод­виж­ни­ком диа­ко­ном Пон­ти­ем.

Соч.: Migne PL. T. 4–5; Corpus Christiano­rum. Ser. Latina. Vol. 3; Тво­ре­ния. М., 1999.

Лит.: Hinchcliff P. Cyprian of Carthage and the unity of the Christian Church. L., 1974; Sage M. M. Cyprian. Camb., 1975; Groves C. V. Cyprian of Carthage: his understanding of religious leadership in the controversy with the Lapsed. Chi., 1985; Seagraves R. Pascentes cum disciplina. A lexical study of the clergy in the Cyprianic correspondence. Fribourg, 1993; Фо­кин А. Р. Ла­тин­ская пат­ро­ло­гия. М., 2005. Т. 1. С. 160–206.

Вернуться к началу