Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КИ́ЕВСКАЯ ДУХО́ВНАЯ АКАДЕ́МИЯ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 647

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: К. К. Крайний

КИ́ЕВСКАЯ ДУХО́ВНАЯ АКАДЕ́МИЯ (КДА), одно из выс­ших бо­го­слов­ских учеб­ных за­ве­де­ний Рус. пра­во­слав­ной це­рк­ви. Об­ра­зо­ва­на 28.9(10.10).1819 в свя­зи с ре­ор­га­ни­за­ци­ей ду­хов­но­го об­ра­зо­ва­ния в Рос. им­пе­рии на ба­зе Ки­ев­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии (до 1817 Кие­во-Мо­ги­лян­ская ака­де­мия). В 1819–69 – центр Ки­ев­ско­го ду­хов­но-учеб­но­го ок­ру­га, в ко­то­рый вхо­ди­ло 17 епар­хий. Пер­во­на­чаль­но штат со­сто­ял из рек­то­ра (в са­не ар­хи­ман­д­ри­та), 6 про­фес­со­ров и др. пре­по­да­ва­те­лей. В 1917 в КДА пре­по­да­ва­ли 20 про­фес­со­ров, 16 до­цен­тов, 2 лек­то­ра.

Курс обу­че­ния длил­ся 4 го­да. В те­че­ние все­го вре­ме­ни изу­ча­лось Свя­щен­ное Пи­са­ние, а так­же клас­сич. (ла­тынь, греч. и др.-евр.) и совр. (нем. или франц.) язы­ки. Сре­ди пред­ме­тов, изу­чае­мых в пер­вые два го­да, бы­ли фи­ло­со­фия, сло­вес­ность, все­об­щая и рос. ис­то­рия. На стар­ших кур­сах чи­та­лись бо­го­сло­вие, цер­ков­ная ис­то­рия, цер­ков­ная сло­вес­ность, гео­гра­фия и др. пред­ме­ты. Еже­год­но КДА окан­чи­ва­ли от 30 до 75 чел. (в 1823 – 39 чел., в 1867 – 53, в 1884 – 74, в 1889 – 40, в 1905 – 48 чел.). Ака­де­мия го­то­ви­ла в пер­вую оче­редь пре­по­да­ва­те­лей для ду­хов­ных се­ми­на­рий.

В 1830-х гг. бо­го­сло­вие и фи­ло­со­фию в КДА ста­ли пре­по­да­вать не на ла­ты­ни, а на рус. яз. Вы­со­ким был уро­вень пре­по­да­ва­ния дог­ма­тич. бо­го­сло­вия [ар­хим. (с 1885 епи­скоп) Силь­вестр (Ма­ле­ван­ский) ввёл ис­то­рич. под­ход в его из­ло­же­нии], сло­вес­но­сти и го­ми­ле­ти­ки (Я. К. Ам­фи­те­ат­ров, свящ. Н. С. Грос­су), а так­же пред­ме­тов, не­по­сред­ст­вен­но свя­зан­ных с пас­тыр­ской дея­тель­но­стью [ар­хим. (с 1858 епи­скоп, с 1867 ар­хи­епи­скоп) Анто­ний (Ам­фи­те­ат­ров), В. Ф. Пев­ниц­кий и др.]. В об­лас­ти ли­тур­гич. бо­го­сло­вия тру­ди­лись М. Н. Ска­бал­ла­но­вич и А. А. Дмит­ри­ев­ский.

Осо­бая роль при­над­ле­жа­ла фи­лос. шко­ле КДА. Её ос­но­ва­те­лем счи­та­ет­ся проф. И. М. Сквор­цов (1795–1863), ко­то­рый пре­по­да­вал ис­то­рию фи­ло­со­фии, ло­ги­ку, пси­хо­ло­гию, ме­та­фи­зи­ку и нравств. фи­ло­со­фию. Его пре­ем­ни­ком был ар­хим. Фео­фан (Ав­се­нев) – при­вер­же­нец клас­сич. нем. идеа­лиз­ма, уже в про­фес­сор­ском зва­нии при­няв­ший мо­на­ше­ский по­стриг. Их луч­шим уче­ни­ком счи­та­ет­ся П. Д. Юр­ке­вич. Вос­пи­тан­ни­ка­ми фи­лос. шко­лы КДА бы­ли так­же проф. С.-Пе­терб. ду­хов­ной ака­де­мии В. Н. Кар­пов, из­вест­ный свои­ми пе­ре­во­да­ми Пла­то­на, О. М. Но­виц­кий, ко­то­рый пер­вым на­чал пре­по­да­вать ис­то­рию ан­тич­ной фи­ло­со­фии на рус. яз., С. С. Го­гоц­кий, М. М. Тро­иц­кий.

Ос­но­ва для раз­ви­тия ис­то­рич. нау­ки в КДА бы­ла за­ло­же­на митр. Ев­ге­ни­ем (Бол­хо­ви­ти­но­вым), по­ощ­ряв­шим сре­ди сту­ден­тов изу­че­ние древ­но­стей и уч­ре­див­шим в 1827 пре­мию за луч­шее ис­то­рич. со­чи­не­ние. Пер­вым ру­ко­во­ди­те­лем ка­фед­ры цер­ков­ной ис­то­рии в 1841–42 был Ма­ка­рий (Бул­га­ков); в даль­ней­шем её за­ни­ма­ли: И. И. Ма­лы­шев­ский, Ф. Г. Ле­бе­дин­цев, Ф. А. Тер­нов­ский, Н. И. Пет­ров, С. Т. Го­лу­бев, Ф. И. Ти­тов. Пред­ста­ви­те­ли ис­то­рич. нау­ки КДА осо­бое вни­мание уде­ля­ли изу­че­нию ис­то­рии Ки­ев­ской ми­тро­по­лии кон. 16–18 вв., из­дав кор­пус до­ку­мен­тов по этой те­ме. Пат­ро­ло­ги­ей за­ни­ма­лись К. И. Сквор­цов, К. Д. По­пов, С. Л. Епи­фа­но­вич, М. Ф. Ок­си­юк. В 1872 при КДА бы­ло ос­но­ва­но Цер­ков­но-ис­то­рич. и ар­хео­ло­гич. об-во, чле­ны ко­то­ро­го при­ни­ма­ли уча­стие в изу­че­нии и ох­ра­не хри­сти­ан­ских па­мят­ни­ков в юго-зап. гу­бер­ни­ях Рос. им­пе­рии. При об­ще­ст­ве дей­ст­во­вал Цер­ков­но-ар­хео­ло­гич. му­зей – пер­вый пуб­лич­ный му­зей Кие­ва (с 1880), на­счи­ты­вав­ший ок. 33 тыс. экс­по­на­тов, в т. ч. од­ну из круп­ней­ших в то вре­мя кол­лек­ций хри­сти­ан­ских древ­но­стей. Ака­де­мия уде­ля­ла боль­шое вни­ма­ние цер­ков­но­му пе­нию.

КДА из­да­ва­ла жур­на­лы «Вос­крес­ное чте­ние» (1837–1912), «Тру­ды Ки­ев­ской ду­хов­ной ака­де­мии» (1860–1917, во­зоб­нов­лён в 1997). В по­след­нем пуб­ли­ко­ва­лись бо­го­слов­ские, цер­ков­но-ис­то­рич. и ка­но­нич. ис­сле­до­ва­ния, а так­же вы­пол­нен­ные пре­по­да­ва­те­ля­ми ака­де­мии пе­ре­во­ды тво­ре­ний от­цов зап. Церк­ви: Ири­нея Ли­он­ско­го, Тер­тул­лиа­на, Ип­по­ли­та Рим­ско­го, Ки­приа­на Кар­фа­ген­ско­го, блж. Ав­гу­сти­на, блж. Ие­ро­ни­ма. С 1907 при КДА дей­ст­во­ва­ло Ре­ли­ги­оз­но-фи­лос. об-во (с 1914 На­уч­но-фи­лос. об-во), ко­то­рое с 1916 из­да­ва­ло альм. «Хри­сти­ан­ская мысль».

В 1920, по­сле окон­ча­тель­но­го ут­вер­жде­ния в Кие­ве сов. вла­сти, КДА бы­ла уп­разд­не­на, од­на­ко до кон. 1920-х гг. на ча­ст­ных квар­ти­рах про­дол­жа­лись за­ня­тия и да­же про­во­ди­лись за­щи­ты дис­сер­та­ций. В 1992 Укр. пра­во­слав­ной цер­ко­вью Моск. пат­ри­ар­ха­та и т. н. Укр. пра­во­слав­ной цер­ко­вью Ки­ев­ско­го пат­ри­ар­ха­та не­за­виси­мо друг от дру­га бы­ли об­ра­зо­ва­ны учеб­ные за­ве­де­ния под на­зва­ни­ем КДА. Од­на­ко впо­след­ст­вии это на­зва­ние со­хра­ни­лось за ака­де­ми­ей, при­над­ле­жа­щей Укр. пра­во­слав­ной церк­ви Моск. пат­ри­ар­ха­та, дей­ст­вую­щей на тер­ри­то­рии Кие­во-Пе­чер­ской лав­ры.

Рек­тор КДА од­но­вре­мен­но яв­лял­ся на­стоя­те­лем Брат­ско­го Бо­го­яв­лен­ско­го мон., в ко­то­ром рас­по­ла­га­лась ака­де­мия. По­это­му рек­то­ры все­гда бы­ли мо­на­ше­ст­вую­щи­ми (ар­хи­ман­д­ри­ты или епи­ско­пы). Сре­ди них: Ин­но­кен­тий (Бо­ри­сов) (1830–39), ар­хим. Ди­мит­рий (Му­ре­тов) (1841–50), еп. Ан­то­ний (Ам­фи­те­ат­ров) (1851–58), ар­хим. (с 1874 еп.) Фи­ла­рет (Фи­ла­ре­тов) (1860–77), еп. Ми­ха­ил (Лу­зин) (1878–83), ар­хим. (c 1885 еп.) Силь­вестр (Ма­ле­ван­ский) (1883–98), еп. Пла­тон (Ро­ж­де­ст­вен­ский) (1902–07), еп. Ва­си­лий (Бо­гда­шев­ский) (с 1914 до окон­чат. уп­разд­не­ния Ака­де­мии).

Лит.: Ас­ко­чен­ский ВИ. Ис­то­рия Ки­ев­ской ду­хов­ной ака­де­мии по пре­об­ра­зо­ва­нии ее в 1819 го­ду. СПб., 1863; Ма­лы­шев­ский ИИ. Ис­то­ри­че­ская за­пис­ка о со­стоя­нии [Ки­ев­ской ду­хов­ной] ака­де­мии в ми­нув­шее пя­ти­де­ся­ти­ле­тие. К., 1869; Го­лу­бев СТ. Не­сколь­ко стра­ниц из но­вей­шей ис­то­рии Ки­ев­ской ду­хов­ной ака­де­мии. К., 1907; Пет­ров М. Київська Академія // За­пис­ки історично-філологіч­ного відділу Української Академії На­ук. 1919. Кн. 1; Крайній КК. Iсторики Києво-Пе­черсь­кої лав­ри ХIХ – поч. ХХ ст. Київ, 2000; Ти­тов Ф. И. Им­пе­ра­тор­ская Ки­ев­ская ду­хов­ная ака­де­мия в ее трех­ве­ко­вой жиз­ни и дея­тель­но­сти (1615–1915 гг.): ис­то­ри­че­ская за­пис­ка. К., 2003.

Вернуться к началу