Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КВА́КЕРЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 434

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: К. П. Грушко

КВА́КЕРЫ (англ. quaker, букв. – тря­сун), пред­ста­ви­те­ли ра­ди­каль­но­го про­тес­тант­ско­го дви­же­ния, за­ро­див­ше­го­ся в Анг­лии в сер. 17 в. Са­мо­на­зва­ние – «Дру­зья», офиц. назв. ор­га­ни­за­ции – Ре­лиг. об-во Дру­зей. Про­ис­хо­ж­де­ние тер­ми­на «К.» точ­но не ус­та­нов­ле­но: по од­ной из вер­сий, «дро­жа­щи­ми» на­зы­ва­ли ран­них «Дру­зей» за экс­та­ти­че­ские те­ло­дви­же­ния, со­вер­шае­мые в хо­де мо­лит­вен­ных со­б­ра­ний (впо­след­ст­вии эта прак­ти­ка ис­чез­ла).

В ос­но­ве уче­ния К. ле­жит док­три­на «внут­рен­не­го све­та» (the light within) – Бо­же­ст­вен­но­го от­кро­ве­ния в ду­ше ве­рую­ще­го как осн. ис­точ­ни­ка ре­лиг. вдох­но­ве­ния. К. от­ри­ца­ют зна­чи­мость об­ря­дов, цер­ков­ных ин­сти­ту­тов и ие­рар­хии; бо­го­слу­же­ние со­сто­ит из со­б­ра­ний, по­свя­щён­ных без­молв­ной мо­лит­ве и по­ис­ку «внут­рен­не­го Хри­ста» (the Christ within) – ду­хов­но­го кон­так­та с Бо­гом. Ха­рак­тер­ные осо­бен­но­сти ми­ро­воз­зре­ния К. – ре­лиг. тер­пи­мость, чест­ность, па­ци­физм и ак­тив­ная бла­го­тво­ри­тель­ная дея­тель­ность.

Да­той ос­но­ва­ния дви­же­ния К. обыч­но счи­та­ет­ся 1647, ко­гда сын тка­ча Дж. Фокс ис­пы­тал мис­тич. оза­ре­ние и на­чал про­по­ве­до­вать док­три­ну «внут­рен­не­го све­та». Фокс и его по­сле­до­ва­те­ли (Дж. Ней­лер, А. Пе­нинг­тон и др.) раз­ви­ва­ли идеи, по­пу­ляр­ные сре­ди ана­бап­ти­стов, си­ке­ров, ран­те­ров и пред­ста­ви­те­лей др. ра­ди­каль­ных ре­лиг. те­че­ний (см. в ст. Пу­ри­та­не). Своё ве­ро­уче­ние Фокс из­ло­жил в «Днев­ни­ке» (опуб­ли­ко­ван посм.), раз­ра­бо­тал ор­га­ни­за­ци­он­ную струк­ту­ру Об-ва Дру­зей (еже­не­дель­ные, еже­ме­сяч­ные и еже­год­ные со­б­ра­ния). Од­на­ко сис­те­ма­ти­че­ски взгля­ды К. впер­вые бы­ли пред­став­ле­ны в «Апо­ло­гии ис­тин­но­го хри­сти­ан­ско­го бо­го­сло­вия» Р. Барк­ли (1678).

В пе­ри­од Анг­лий­ской ре­во­лю­ции 17 в., Про­тек­то­ра­та и осо­бен­но по­сле рес­тав­ра­ции мо­нар­хии в 1660 К. под­вер­га­лись го­не­ни­ям. Фокс про­вёл в тюрь­ме в об­щей слож­но­сти бо­лее 6 лет; при ко­ро­ле Кар­ле II Стю­ар­те в за­клю­че­нии ока­за­лись ок. 13 тыс. чле­нов Об-ва Дру­зей, из них 350 по­гиб­ли. По­стра­дал и са­мый знат­ный из К. – У. Пенн, ос­но­ва­тель ко­ло­нии Пен­силь­ва­ния в Сев. Аме­ри­ке (1681), где бе­жав­шие из мет­ро­по­лии К. поль­зо­ва­лись зна­чит. ре­лиг. сво­бо­дой. Пре­сле­до­ва­ния пре­кра­ти­лись с при­ня­ти­ем в 1689 Ак­та о ве­ро­тер­пи­мо­сти, од­на­ко вплоть до 2-й четв. 19 в. К. не име­ли пра­ва учить­ся в брит. уни­вер­си­те­тах и за­ни­мать по­ли­тич. по­сты.

Б. Уэст. «Договор Пенна с индейцами». 1771–72. Пенсильванская академия изящных искусств (Филадельфия).

В 17–19 вв. внут­ри Об-ва Дру­зей шла по­ле­ми­ка ме­ж­ду пред­ста­ви­те­ля­ми т. н. еван­ге­лиз­ма (при­зна­вав­ши­ми ав­то­ри­тет Свя­щен­но­го Пи­са­ния) и тра­ди­цио­на­ли­ста­ми, стре­мив­ши­ми­ся вер­нуть­ся к ду­хов­ной прак­ти­ке ран­них К. Так, «хри­сти­ан­ские К.», воз­глав­ляе­мые Дж. Ки­том (1638 или 1639–1716), тре­бо­ва­ли до­пол­нить уче­ние о «внут­рен­нем све­те» обя­за­тель­ным при­зна­ни­ем «ис­то­ри­че­ско­го Хри­ста» и объ­яв­ля­ли Биб­лию осн. ис­точ­ни­ком Бо­же­ст­вен­ной бла­го­да­ти. В 19 в. гос­под­ствую­щим сре­ди К. ста­ло еван­ге­лич. на­прав­ле­ние, на­стаи­вав­шее на ав­то­ри­те­те Свя­щен­но­го Пи­са­ния и боль­шей рег­ла­мен­та­ции дог­ма­ти­ки. Это по­бу­ди­ло про­по­вед­ни­ка Э. Хик­са (1748–1830) вы­сту­пить во гла­ве «тра­ди­цио­на­ли­стов» в за­щи­ту ве­ду­щей ро­ли «внут­рен­не­го све­та», что при­ве­ло в 1827–29 к офиц. рас­ко­лу Об-ва Дру­зей (был пре­одо­лён лишь в 1955). Про­ти­во­ре­чия ме­ж­ду сто­рон­ни­ка­ми Хик­са и его про­тив­ни­ка­ми («ор­то­док­са­ми») на­шли про­дол­же­ние в по­ле­ми­ке ме­ж­ду по­сле­до­ва­те­ля­ми Дж. Гер­ни (1788–1847), от­стаи­вав­ши­ми про­тес­тант­ский прин­цип спа­се­ния че­рез ве­ру в «ис­то­ри­че­ско­го Хри­ста», и апо­ло­ге­та­ми Дж. Уил­бу­ра (1774–1856), про­по­ве­до­вав­ше­го в ду­хе убе­ж­де­ний Хик­са. Сто­рон­ни­ки Хик­са и Уил­бу­ра, ис­клю­чён­ных из Об-ва Дру­зей, ор­га­ни­зо­ва­ли не­за­ви­си­мые еже­год­ные со­б­ра­ния. Рас­кол на «уил­бу­ри­тов» и «гер­ни­тов» про­дол­жал­ся до кон. 19 в.; ны­не тра­ди­ция Гер­ни со­хра­ня­ет­ся в т. н. кон­сер­ва­тив­ных еже­год­ных со­б­ра­ни­ях в амер. шта­тах Огайо, Ай­о­ва и Сев. Ка­ро­ли­на. От­го­лоски этих про­ти­во­ре­чий со­хра­ня­ют­ся в раз­де­ле­нии совр. ква­кер­ских со­б­ра­ний на «про­грамм­ные» (с за­ра­нее под­го­тов­лен­ны­ми про­по­ве­дя­ми) и «не­про­грамм­ные» (с пре­об­ла­да­ни­ем не­глас­ной мо­лит­вы и спон­тан­но­го про­по­ве­до­ва­ния).

В Сев. Аме­ри­ке К., в от­ли­чие от др. ко­ло­ни­стов, стре­ми­лись под­дер­жи­вать мир­ные и дру­жеств. от­но­ше­ния с ин­дей­ца­ми, вы­сту­па­ли про­тив раб­ст­ва. На­чи­ная с 18 в. они из­вест­ны дея­тель­но­стью в об­лас­ти або­ли­цио­низ­ма, па­ци­физ­ма (ква­кер­ские ор­га­ни­за­ции Со­вет служ­бы Дру­зей и К-т служ­бы амер. Дру­зей удо­стои­лись в 1947 Но­бе­лев­ской пр. ми­ра), ре­фор­мы пе­ни­тен­ци­ар­ной сис­те­мы и бла­го­тво­ри­тель­но­сти (в тес­ном со­труд­ни­че­ст­ве с орг-ци­ей Крас­ного Креста).

На нач. 21 в. чис­лен­ность К. со­став­ля­ла по­ряд­ка 360 тыс. чел., из них: в Аф­ри­ке на­счи­ты­ва­лось 43%, Сев. Аме­ри­ке – 30%, Лат. Аме­ри­ке – 17%, в Ев­ро­пе и на Ближ­нем Вос­то­ке – 6%, в Азии и Океа­нии – 4%. На тер­ри­то­рии Рос­сии ор­га­ни­за­ции К. дей­ст­во­ва­ли с нач. 19 в. по 1930 и с 1970-х гг.; на нач. 21 в. ма­ло­чис­лен­ны (на­ря­ду c Моск. ре­лиг. об-вом Дру­зей име­ют­ся груп­пы в С.-Пе­тер­бур­ге, г. Элек­тро­сталь Мо­с­ков­ской обл.).

Лит.: Jones R. M. The faith and practice of the Quakers. 7th ed. L., 1949; Vann R. T. The social development of English Quakerism, 1655–1755. Camb. (Mass.), 1969; Vipont E. The story of Quakerism. 3rd ed. Richmond, 1977; Marietta J. D. The reformation of American Quakerism, 1748–1783. Phil., 1984; Brinton H. H. Friends for 300 years. Wallingforf, 1988; Жук С. И. От «Внут­рен­не­го све­та» к «Но­во­му Ха­наа­ну»: ква­кер­ское об­ще­ст­во «сре­дин­ных ко­ло­ний». [Днеп­ро­пет­ровск], 1995; Ingle H. L. Quakers in conflict: the Hicksite reformation. Wallin­gforf, 1998; Пав­ло­ва Т. А. На­род­ная уто­пия в Анг­лии XVII в.: пред­став­ле­ния о со­ци­аль­ной спра­вед­ли­во­сти. М., 1998; Го­во­рит сам Дж. Фокс / Сост. Х. М. Росс. М., 2000.

Вернуться к началу