Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАССИОДО́Р

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 286

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев (музыка), В. И. Уколова (образование), А. Р. Фокин 

КАССИОДО́Р Фла­вий Магн Ав­ре­лий Се­на­тор (Flavius Magnus Aurelius Cassio­do­rus Senator) [ок. 484–490, Ски­ла­ций (ны­не Ску­ил­ла­че, об­ласть Ка­лаб­рия, Ита­лия) – ок. 580–590, там же], гот­ский гос. дея­тель, хри­сти­ан­ский пи­са­тель, про­све­ти­тель.

Про­ис­хо­дил из ста­рин­но­го знат­но­го, воз­мож­но вос­точ­но­го (си­рий­ско­го), ро­да. Об­ла­дая боль­ши­ми спо­соб­но­стя­ми, К. уже в юно­сти про­явил склон­ность к ин­тел­лек­ту­аль­но­му тру­ду и по­ли­тич. дея­тель­но­сти. Сна­ча­ла по­мо­гал от­цу, за­ни­мав­ше­му долж­ность пре­фек­та пре­то­рия при ко­ро­ле Одо­ак­ре. Ок. 507–511 К. был на­зна­чен кве­сто­ром при ост­гот­ском ко­ро­ле Тео­до­ри­хе Ве­ли­ком, в 514 из­бран кон­су­лом, в 523–527 за­ни­мал пост ма­ги­ст­ра оф­фи­ций, с 533 – пре­фек­та пре­то­рия. К. по­сле­до­ва­тель­но про­дол­жал на­ча­тый Тео­до­ри­хом по­ли­тич. курс на слия­ние гот­ско­го на­се­ле­ния с рим­ля­на­ми и соз­да­ние еди­но­го мощ­но­го го­су­дар­ст­ва, спо­соб­но­го за­ме­нить пре­кра­тив­шую су­ще­ст­во­ва­ние в 476 Зап. Рим. им­пе­рию. К. по­кро­ви­тель­ст­во­вал раз­ви­тию на­ук и об­ра­зо­ва­ния. При под­держ­ке па­пы Рим­ско­го Ага­пи­та (535–536) он без­ус­пеш­но пы­тал­ся ос­но­вать в Ри­ме хри­сти­ан­скую шко­лу, где клас­сич. рим. об­ра­зо­ва­ние за­вер­ша­лось бы изу­че­ни­ем Свя­щен­но­го Пи­са­ния и бо­го­слов­ских дис­ци­п­лин. К это­му пе­рио­ду от­но­сят­ся и пер­вые со­чи­не­ния К.: сб-к пи­сем, ука­зов от име­ни гот­ских ко­ро­лей и др. ти­по­вых до­ку­мен­тов, опуб­ли­ко­ван­ный под об­щим назв. «Раз­ное» («Variae»); «Ис­то­рия го­тов» в 12 кни­гах (из­вест­на в пе­ре­ска­зе Иор­да­на); «Хро­ни­ка» – из­ло­же­ние все­мир­ной ис­то­рии до 519, в ко­то­рой да­ва­лись спи­ски кон­су­лов; сти­хотв. па­не­ги­ри­ки при­двор­ным («Laudes»).

Судь­ба К. кру­то из­ме­ни­лась в свя­зи с на­чав­шим­ся в 535 за­вое­ва­ни­ем Ита­лии вой­ска­ми имп. Юс­ти­ниа­на I. В 538 К. ос­та­вил по­ли­тич. дея­тель­ность. В 540 по­ки­нул ост­гот­скую сто­ли­цу Ра­вен­ну и, по од­ной вер­сии, вме­сте с пле­нён­ной гот­ской зна­тью от­пра­вил­ся в Кон­стан­ти­но­поль, по дру­гой – жил в Юж. Ита­лии и Ри­ме и лишь в 547 при­был в Кон­стан­ти­но­поль. В кон. 530-х – нач. 550-х гг. К. на­пи­сал пер­вые со­чи­не­ния на ре­лиг. те­му – трак­тат «О ду­ше» («De anima») и «Тол­ко­ва­ние псал­мов» («Expositio psalmorum»).

По­сле 554, вер­нув­шись в Ита­лию, К. уда­лил­ся в своё фа­миль­ное име­ние Ски­ла­ций, где ос­но­вал мо­на­ше­скую об­щи­ну, по­лу­чив­шую назв. Ви­ва­рий (Vivari­um). Он стал на­стоя­те­лем это­го мо­на­сты­ря, от­крыл в нём шко­лу, биб­лио­те­ку и скрип­то­рий. В Ви­ва­рии мо­на­хи не толь­ко ве­ли под­виж­ни­че­скую жизнь и уп­раж­ня­лись в доб­ро­де­те­лях, но и по­свя­ща­ли не­ма­ло вре­ме­ни изу­че­нию свет­ских и ре­лиг. на­ук по про­грам­ме, со­став­лен­ной для них ок. 562 са­мим К. и от­ра­жён­ной в его соч. «На­став­ле­ния в нау­ках бо­жест­вен­ных и свет­ских» (из­вест­но под крат­ким назв. «Institutiones»). Пер­вая часть со­чи­не­ния по­свя­ще­на из­ло­же­нию За­ко­на Бо­жия, тол­ко­ва­нию Свя­щен­но­го Пи­са­ния, а так­же об­зо­ру хри­сти­ан­ских пи­са­те­лей; вто­рая – се­ми «сво­бод­ным ис­кус­ст­вам». Од­ним из гл. по­слу­ша­ний мо­на­хов бы­ло пе­ре­пи­сы­ва­ние древ­них ру­ко­пи­сей, бла­го­да­ря че­му уда­лось со­хра­нить мно­же­ст­во па­мят­ни­ков ан­тич­ной и хри­сти­ан­ской куль­ту­ры. Сам К. на­пи­сал ру­ко­во­дство для пе­ре­пис­чи­ков «Об ор­фо­гра­фии». В Ви­ва­рии за­ни­ма­лись так­же пе­ре­во­да­ми с греч. яз. на ла­тынь (со­чи­не­ния Ио­си­фа Фла­вия, Ио­ан­на Зла­то­ус­та и др.). В кон­це жиз­ни, сло­жив с се­бя обя­зан­но­сти на­стоя­те­ля и став про­стым мо­на­хом, К. пре­дал­ся лит. за­ня­ти­ям. Со­чи­не­ния К., на­пи­сан­ные в этот пе­ри­од, по­свя­ще­ны биб­леи­сти­ке и эк­зе­ге­ти­ке (тол­ко­ва­ния на По­сла­ния ап. Пав­ла, Дея­ния апо­сто­лов, От­кро­ве­ние Ио­ан­на Бо­го­сло­ва), а так­же цер­ков­ной ис­то­рии («Трёх­ча­ст­ная ис­то­рия», ос­но­ван­ная на тру­дах греч. ав­то­ров Фео­до­ри­та Кир­ско­го, Со­кра­та Схо­ла­сти­ка и Со­зо­ме­на).

К. внёс боль­шой вклад в де­ло со­хра­не­ния гре­ко-рим. куль­ту­ры и об­ра­зо­ван­но­сти, его тру­ды на про­тя­же­нии сто­ле­тий слу­жи­ли учеб­ны­ми по­со­бия­ми в ев­роп. шко­лах. Ви­ва­рий, хо­тя и пре­кра­тил су­ще­ст­во­ва­ние вско­ре по­сле смер­ти К., стал об­раз­цом для всех ран­не­сред­не­ве­ко­вых цен­тров учё­но­сти и об­ра­зо­ва­ния, а пе­ре­пи­сан­ные там ру­ко­пи­си по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние по все­му хри­сти­ан­ско­му За­па­ду.

К. сыг­рал так­же важ­ную роль в фор­ми­ро­ва­нии ср.-век. тео­рии му­зы­ки. В муз. нау­ке, по­ни­мае­мой как ан­тич­ное уче­ние о «му­си­че­ском», он вы­де­лял гар­мо­ни­ку (изу­ча­ет всё, что от­но­сит­ся к зву­ко­вы­сот­но­сти; близ­ко совр. по­ни­ма­нию гар­мо­нии как муз. нау­ки), рит­ми­ку (изу­ча­ет связь сти­ха и ме­ло­са, т. е. во­каль­ную му­зы­ку в совр. по­ни­ма­нии) и мет­ри­ку (нау­ка о сти­хо­сло­же­нии). Муз. ин­ст­ру­мен­ты К. де­лил на 3 клас­са: удар­ные (per­cus­sio­nalia), струн­ные щип­ко­вые (ten­sibilia) и ду­хо­вые (inflatilia). Зна­чит. часть уче­ния о му­зы­ке К. по­свя­ще­на ла­дам, их ин­тер­валь­ной струк­ту­ре и это­су. Тра­диц. ан­тич­ные опи­са­ния муз. аф­фек­тов пе­ре­пле­та­ют­ся у К. с «но­вы­ми» хри­сти­ан­ски­ми. Влия­ние К. (оп­ре­де­ле­ние му­зы­ки, клас­си­фи­ка­ции, тер­ми­но­ло­гия) ис­пы­тал Иси­дор Се­виль­ский, а так­же мн. др. ср.-век. учё­ные (осо­бен­но на­чи­ная с ка­ро­линг­ской эпо­хи).

Соч.: Migne. PL. T. 68–70; Corpus Chri­s­tianorum scriptorum: Ser. Latina. Turnhout, 1958–1973. T. 96–98; Clavis Patrum Lati­no­rum. Brugis, 1961. № 896–908; На­став­ле­ния в нау­ках бо­же­ст­вен­ных и свет­ских // Ан­то­ло­гия пе­да­го­ги­че­ской мыс­ли хри­сти­ан­ско­го сред­не­ве­ковья / Ред. В. Г. Без­ро­гов, О. И. Варь­яш. М., 1994. Т. 1; Фраг­мен­ты / Пер. М. Е. Гра­барь-Пас­сек // Па­мят­ни­ки сред­не­ве­ко­вой ла­тин­ской ли­те­ра­ту­ры IV–VII вв. М., 1998; In­stitutiones divinarum et saecu­larium lit­tera­rum / Hrsg. von W. Bürsgens. Freiburg im Breisgau, 2003. Bd 2.

Лит.: До­би­аш-Ро­ж­де­ст­вен­ская О. А. Мас­тер­ские пись­ма на за­ре за­пад­но­го Сред­не­ве­ко­вья и их со­кро­ви­ща в Ле­нин­гра­де // Тру­ды Ко­мис­сии по ис­то­рии зна­ний. М., 1930. Вып. 10; Krautschick S. Cassiodor und die Politik seine Zeit. Bonn, 1983; Уко­ло­ва В. И. Ан­тич­ное на­сле­дие и куль­ту­ра ран­не­го сред­не­ве­ко­вья. М., 1989; O’Donnell JJ. Cassiodorus. 2nd ed. Berk., 1993.

Вернуться к началу