Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАРТАШЁВ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 231

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. С. Полищук

КАРТАШЁВ Ан­тон Вла­ди­ми­ро­вич [11(23).7.1875, с. Кыш­тым Ека­те­рин­бург­ско­го у. Перм­ской губ. – 10.9.1960, Мен­то­на, Фран­ция; по­хо­ро­нен на клад­би­ще Сент-Же­невь­ев-де-Буа под Па­ри­жем], рос. ис­то­рик Церк­ви, бо­го­слов, цер­ков­ный, об­ще­ст­вен­ный и гос. дея­тель.

Окон­чил Перм­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию (1894), по окон­ча­нии С.-Пе­терб. ду­хов­ной ака­де­мии (1899) был ос­тав­лен про­фес­сор­ским сти­пен­диа­том по ка­фед­ре рус. цер­ков­ной ис­то­рии. С 1901 уча­ст­во­вал в пе­терб. Ре­ли­ги­оз­но-фи­ло­соф­ских со­б­ра­ни­ях и свя­зан­ном с ни­ми ж. «Но­вый путь», где по­ме­щал (под псев­до­ни­ма­ми) ста­тьи по цер­ков­ным во­про­сам. Ис­пы­тал влия­ние идей Д. С. Ме­реж­ков­ско­го и З. Н. Гип­пи­ус. Пуб­ли­ци­сти­ка К. вы­зва­ла не­до­воль­ст­во ру­ко­вод­ст­ва ака­де­мии, и К. пред­по­чёл из неё уй­ти. Печа­тал­ся в разл. га­зетах и жур­на­лах, в 1905–17 слу­жил в Пуб­лич­ной б-ке (ны­не РНБ), од­но­вре­мен­но пре­по­да­вал на Бес­ту­жев­ских кур­сах. С 1909 пред. Ре­лиг.-фи­лос. об-ва в С.-Пе­тер­бур­ге. По­сле Февр. ре­во­лю­ции 1917 К. всту­пил в Кон­сти­ту­ци­он­но-де­мо­кра­ти­че­скую пар­тию, во­шёл в со­став Врем. пра­ви­тель­ст­ва: обер-про­ку­рор Си­но­да [с 25.7(7.8)], а по уп­разд­не­нии этой долж­но­сти – ми­нистр ве­ро­ис­по­ве­да­ний [с 5(18).8]. Стре­мясь к вос­ста­нов­ле­нию не­за­ви­си­мо­сти Церк­ви от го­су­дар­ст­ва, спо­соб­ст­во­вал со­зы­ву По­ме­ст­но­го со­бо­ра (1917–18). В хо­де Окт. ре­во­лю­ции 1917 вме­сте с др. чле­на­ми Врем. пра­ви­тель­ст­ва был аре­сто­ван, про­вёл 3 ме­ся­ца в за­клю­че­нии. Со­уч­ре­ди­тель Брат­ства Св. Со­фии (1918–22).

В 1919 К. эмиг­ри­ро­вал че­рез Фин­лян­дию в Па­риж. Яв­лял­ся ос­но­ва­те­лем и пред­се­да­те­лем Рус. нац. к-та (1921–40). Проф. ис­то­рии Рос­сии на рус. от­де­ле­нии Сор­бон­ны (1922–39). Ак­тив­но уча­ст­во­вал в соз­да­нии Рус. сту­денч. хри­сти­ан­ско­го дви­же­ния (РСХД). Был од­ним из ос­но­ва­те­лей и про­фес­со­ром Пра­во­слав­но­го Свя­то-Сер­ги­ев­ско­го бо­го­слов­ско­го ин­сти­ту­та в Па­ри­же (1925–60), где пре­по­да­вал ис­то­рию Церк­ви (об­щую и рус­скую), а так­же (из-за не­хват­ки пре­по­да­ва­те­лей) Вет­хий За­вет и евр. язык. Д-р цер­ков­ных на­ук (1944).

Кни­га К. «На пу­тях к Все­лен­ско­му со­бо­ру» (1932) по­свя­ще­на по­ня­тию со­бор­но­сти-ка­фо­лич­но­сти Церк­ви как мис­ти­че­ско­го и ре­аль­но­го объ­е­ди­не­ния всех её чле­нов в разл. фор­мах – от Ев­ха­ри­сти­че­ско­го со­б­ра­ния и при­хо­да до Все­лен­ско­го со­бо­ра. В соч. «Вет­хо­за­вет­ная биб­лей­ская кри­ти­ка» (1947) по­став­лен во­прос о не­об­хо­ди­мо­сти ис­поль­зо­ва­ния ме­то­да ис­то­рич. кри­ти­ки в пра­во­слав­ной биб­леи­сти­ке. В гл. кн. «Очер­ки по ис­то­рии Рус­ской Церк­ви» (т. 1–2, 1959) К. про­дол­жил тра­ди­цию сис­те­ма­тич. из­ло­же­ния ис­то­рии РПЦ [митр. Ма­ка­рий (Бул­га­ков), Е. Е. Го­лу­бин­ский], до­ве­дя её до нач. 19 в. Осо­бое вни­ма­ние в «Очер­ках» уде­ле­но во­про­су о взаи­мо­от­но­ше­ни­ях Церк­ви и го­су­дар­ст­ва. Уче­ние о бла­го­твор­ном сою­зе (сим­фо­нии) ме­ж­ду ни­ми бы­ло идеа­лом К. на про­тя­же­нии всей его жиз­ни. Идея «свя­щен­но­го цар­ст­ва», вос­при­ня­тая Рос­си­ей от Ви­зан­тии и до не­ко­то­рой сте­пе­ни во­пло­тив­шая­ся в жиз­ни Мо­с­ков­ской Ру­си, по убе­ж­де­нию К., в ко­неч­ном счё­те вос­хо­ди­ла к оп­ре­де­ле­нию Хал­ки­дон­ско­го со­бо­ра 451 о со­еди­не­нии Бо­же­ст­вен­ной и че­ло­ве­че­ской при­ро­ды в лич­но­сти Бо­го­че­ло­ве­ка Ии­су­са Хри­ста. «Борь­ба за Хал­ки­дон» бы­ла стерж­не­вой те­мой дея­тель­но­сти К. и как учё­но­го, и как по­ли­тич. дея­те­ля.

Соч.: Вос­соз­да­ние Свя­той Ру­си. Па­риж, 1956; Все­лен­ские Со­бо­ры. Па­риж, 1963; Жизнь ис­то­ри­ка в пе­ре­пис­ке с дру­гом (А. В. Кар­та­шев – С. П. Каб­лу­ков, 1909–1917) // Мир ис­то­ри­ка: ис­то­рио­гра­фи­че­ский сб. Омск, 2005. Вып. 1.

Лит.: Кас­си­ан (Без­обра­зов), еп. А. В. Кар­та­шев // Пра­во­слав­ная мысль. 1957. № 11; Мей­ен­дорф И., прот. А. В. Кар­та­шев – об­ще­ст­вен­ный дея­тель и цер­ков­ный ис­то­рик // Во­про­сы ис­то­рии. 1991. № 1; Са­ха­ров А. Н. Апо­стол ис­то­рии «Свя­той Ру­си» // Оте­че­ст­вен­ная ис­то­рия. 1998. № 5; Быч­ков С. П. А. В. Кар­та­шев и рус­ское ре­ли­ги­оз­но-фи­ло­соф­ское воз­ро­ж­де­ние в на­ча­ле XX в. // Мир ис­то­ри­ка: идеа­лы, тра­ди­ции, твор­че­ст­во. Омск, 1999; Нивь­ер А. Пра­во­слав­ные свя­щен­но­слу­жи­те­ли, бо­го­сло­вы и цер­ков­ные дея­те­ли рус­ской эмиг­ра­ции в За­пад­ной и Цен­траль­ной Ев­ро­пе 1920–1995. Био­гра­фи­че­ский спра­воч­ник. М.; Па­риж, 2007; Рус­ские пи­са­те­ли-бо­го­сло­вы: биб­лио­гра­фи­че­ский ука­за­тель. М., 2001.

Вернуться к началу