Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАЛЬВИ́Н

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 560

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. С. Бобкова
«Жан Кальвин». Гравюра Р. Буавена. 1564.

КАЛЬВИ́Н (Calvin, от ла­ти­ни­зир. Calvinus, франц. Cauvin – Ко­вен) Жан (10.7.1509, Ну­ай­он, пров. Пи­кар­дия, Фран­ция – 27.5.1564, Же­не­ва), франц. и швейц. бо­го­слов, дея­тель Ре­фор­ма­ции, ос­но­ва­тель од­но­го из те­чений в про­тес­тан­тиз­ме – каль­ви­низ­ма. Ро­дил­ся в се­мье сек­ре­та­ря епи­ско­па. В 1523–27 учил­ся в па­риж­ских кол­ле­жах Ла-Марш и Мон­те­гю, пер­во­на­чаль­но го­то­вясь к карь­е­ре свя­щен­но­слу­жи­те­ля. Позд­нее, по на­стоя­нию от­ца, по­свя­тил се­бя за­ня­ти­ям юрис­пру­ден­цией: с 1528 в ун-тах Ор­леа­на и Бур­жа, сла­вив­ших­ся фа­куль­те­та­ми пра­ва, про­хо­дил курс юри­ди­че­ских и гу­ма­ни­тар­ных на­ук (у П. де Ле­туа­ля, А. Аль­циа­ти), ов­ла­дел древ­ни­ми язы­ка­ми – гре­че­ским и ла­тин­ским, ос­но­ва­тель­но изу­чил Свя­щен­ное Пи­са­ние. Юри­дич. об­ра­зо­ва­ние ока­за­ло зна­чит. влия­ние на склад мыш­ле­ния К., вы­ра­бо­тав в нём спо­соб­ность раз­ви­вать мысль в стро­гом ло­гич. по­ряд­ке. На фор­ми­ро­ва­ние его лич­но­сти по­влия­ли так­же идеи гу­ма­ни­стов, пре­ж­де все­го Эраз­ма Рот­тер­дам­ско­го. В 1531 К. за­вер­шил обу­че­ние, по­лу­чив сте­пень ли­цен­циа­та пра­ва. В свя­зи со смер­тью от­ца он был вы­ну­ж­ден вер­нуть­ся в Ну­ай­он, от­ку­да вско­ре от­пра­вил­ся в Па­риж, где в 1532 за свой счёт из­дал пер­вое со­чи­не­ние – ком­мен­та­рии на кни­гу Се­не­ки «О доб­ро­де­те­ли ве­ли­ко­ду­шия», сви­де­тель­ст­во­вав­шие о вы­со­кой об­ра­зо­ван­но­сти Каль­ви­на.

По­зна­ко­мив­шись ещё в Бур­же (че­рез нем. гу­ма­ни­ста М. Воль­ма­ра) с уче­ни­ем М. Лю­те­ра и У. Цвинг­ли, К. по­сте­пен­но стал при­вер­жен­цем Ре­фор­ма­ции, од­на­ко окон­ча­тель­но по­рвал с ка­то­лич. цер­ко­вью толь­ко в кон. 1533, ко­гда ему при­шлось бе­жать из Па­ри­жа, спа­са­ясь от пре­сле­до­ва­ний. В 1534 он от­ка­зал­ся от сво­его цер­ков­но­го бе­не­фи­ция, по­лу­чен­но­го в 1527 ста­ра­ния­ми от­ца. Вско­ре, в свя­зи с уси­лив­ши­ми­ся го­не­ния­ми на про­тес­тан­тов, К. по­ки­нул Фран­цию и че­рез Страс­бург от­пра­вил­ся в Ба­зель. Там он сбли­зил­ся со мно­ги­ми дея­те­ля­ми Ре­фор­ма­ции [М. Бу­це­ром (1491–1551), Г. Бул­лин­ге­ром (1504–75), В. Ка­пи­то­ном], за­нял­ся изу­че­ни­ем др.-евр. язы­ка, что­бы луч­ше по­нять Свя­щен­ное Пи­са­ние, в ча­ст­но­сти Вет­хий За­вет. В 1536 в Ба­зе­ле на ла­ты­ни вы­шло пер­вое из­дание его гл. соч. «На­став­ле­ние в хри­сти­ан­ской ве­ре» («Institutio Christia­nae religionis»). По­свя­тив его франц. ко­ро­лю Фран­ци­ску I, К. хо­тел разъ­яс­нить своё пред­став­ле­ние о хри­сти­ан­ском ве­ро­уче­нии, с тем что­бы за­щи­тить сво­их еди­но­мыш­лен­ни­ков, под­вер­гав­ших­ся во Фран­ции го­не­ни­ям.

Вес­ной 1536 К. пред­при­нял пу­те­ше­ст­вие в Ита­лию; жил при дво­ре Ре­не Фран­цуз­ской, гер­цо­ги­ни Фер­рар­ской (до­че­ри франц. ко­ро­ля Лю­до­ви­ка XII, ку­зи­ны Мар­га­ри­ты На­варр­ской). По­сле ко­рот­кой де­ло­вой по­езд­ки во Фран­цию К. ос­та­но­вил­ся в Же­не­ве; в сент. 1536 был там из­бран пас­то­ром и, воз­гла­вив сто­рон­ни­ков Ре­фор­ма­ции, стал энер­гич­но про­по­ве­до­вать собств. уче­ние. Су­ро­вые нрав­ст­вен­ные тре­бо­ва­ния К. вос­ста­но­ви­ли про­тив не­го зна­чит. часть же­нев­ско­го об­ще­ст­ва. В 1538 оп­по­зи­ция дос­тиг­ла та­кой си­лы, что К. был вы­ну­ж­ден по­ки­нуть Же­не­ву и от­пра­вить­ся в Ба­зель, а за­тем в Страс­бург, где опуб­ли­ко­вал ряд тео­ло­гич. со­чи­не­ний, вклю­чаясу­ще­ст­вен­но до­пол­нен­ное из­да­ние лат. тек­ста «На­став­ле­ний в хри­сти­ан­ской ве­ре» (1539) и его пе­ре­вод на франц. язык (1541). В 1540–41 по при­гла­ше­нию нем. тео­ло­гов он уча­ст­во­вал в ре­лиг. кол­ло­к­виу­мах в Ворм­се и Ра­тис­бон­не (Ре­генс­бург); по­зна­ко­мил­ся с Ф. Ме­лан­хто­ном – дру­гом и со­рат­ни­ком Лю­те­ра.

В 1541 пар­тия сто­рон­ни­ков К. взя­ла верх в Же­не­ве, и он смог ту­да вер­нуть­ся. Же­не­ва ста­ла ме­стом, где ре­фор­ма­тор­ские взгля­ды К. наш­ли прак­тич. при­ме­не­ние. К. про­во­дил стро­гое раз­ли­чие ме­ж­ду «ви­ди­мой» и «не­ви­ди­мой» Цер­ко­вью. «Ви­ди­мая» Цер­ковь пред­став­ля­ет со­бой со­во­куп­ность ве­рую­щих на зем­ле, «не­ви­ди­мая» – со­б­ра­ние из­бран­ных, из­вест­ных лишь Бо­гу. «Ви­ди­мая» Цер­ковь долж­на со­сто­ять из са­мо­управ­ляю­щих­ся об­щин, ру­ко­во­ди­те­ли ко­то­рых из­би­ра­ют­ся и кон­тро­ли­ру­ют­ся их чле­на­ми. К. ввёл че­ты­ре ви­да цер­ков­но­го слу­же­ния, ко­то­рое осу­щест­вля­ли свя­щен­ни­ки (со­вер­ша­ли бо­го­слу­же­ния, про­по­ве­до­ва­ли), ста­рей­ши­ны (над­зи­ра­ли за чис­то­той ве­ры и нрав­ст­вен­но­сти), док­то­ра (пре­по­да­ва­ли тео­ло­гию) и диа­ко­ны (ве­да­ли бла­го­тво­ри­тель­но­стью). Свя­щен­ни­ки (пас­то­ры) и ста­рей­ши­ны (пре­сви­те­ры) бы­ли объ­е­ди­не­ны в кон­си­сто­рию, ко­то­рой вме­ня­лось в обя­зан­ность сле­дить за со­блю­де­ни­ем норм нрав­ст­вен­но­сти и стро­го ка­рать на­ру­ши­те­лей. К. счи­тал не­об­хо­ди­мым со­труд­ни­че­ст­во цер­ков­ных и свет­ских вла­стей (при ус­ло­вии ав­то­но­мии Церк­ви). Од­на­ко на прак­ти­ке в Же­не­ве по­сте­пен­но сло­жил­ся ре­жим тео­кра­тич. ти­па. На ос­но­ва­нии на­пи­сан­ных К. и при­ня­тых го­род­ским со­ве­том «Цер­ков­ных ус­та­нов­ле­ний» («Ordonnances ecc­lésiastiques», 1541) ма­ги­ст­ра­ты взя­ли на се­бя за­бо­ту о мо­раль­ном об­ли­ке го­ро­жан. Го­род был раз­де­лён на квар­та­лы, ста­рей­ши­ны стро­го сле­ди­ли за по­се­ще­ни­ем цер­ков­ных служб, ре­гу­ляр­но про­во­ди­ли про­вер­ки жи­лищ, пред­пи­сы­ва­ли обя­зат. пра­ви­ла от­но­си­тель­но ношения оде­ж­ды, по­ве­де­ния за сто­лом и др. Уве­се­ле­ния, вклю­чая пе­ние и тан­цы, азарт­ные иг­ры за­пре­ща­лись как гре­хов­ные. Же­лая вос­соз­дать про­сто­ту цер­ков­ной об­ста­нов­ки и бо­го­слу­же­ния апо­столь­ских вре­мён, К. опуб­ли­ко­вал об­щий «Чин цер­ков­ных мо­литв и пес­но­пе­ний» («Forme des Priè­res et de Chantz eccle̅siastiques», 1542), в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рым уп­разд­ня­лись цер­ков­ные та­ин­ст­ва, кро­ме кре­ще­ния и при­ча­ще­ния (Ве­че­ри Гос­под­ней), цер­ков­ные празд­ни­ки, кро­ме вос­крес­но­го дня, из хра­мов уда­ля­лись цер­ков­ные ук­ра­ше­ния и ут­варь. В бо­го­слу­же­нии гл. роль при­об­ре­та­ли мо­лит­вы и про­по­ве­ди. К. на­пи­сал так­же крат­кий Ка­те­хи­зис.

Не­укос­ни­тель­но при­дер­жи­ва­ясь из­бран­но­го кур­са и на­зна­чая су­ро­вые на­ка­за­ния за от­сту­п­ле­ния от чис­то­ты ве­ро­уче­ния, К. по­сто­ян­но всту­пал в кон­флик­ты с оп­по­нен­та­ми. Все­го за вре­мя его «прав­ле­ния» в Же­не­ве за ересь бы­ло каз­не­но бо­лее 150 чел., осо­бен­ный ре­зо­нанс по­лу­чи­ло со­жже­ние в 1553 исп. вра­ча М. Сер­ве­та, от­ри­цав­ше­го уче­ние о Св. Трои­це. В ка­че­ст­ве на­ка­за­ния ши­ро­ко прак­ти­ко­ва­лось и из­гна­ние из Же­не­вы. Лишь в 1555 сто­рон­ни­ки К. окон­ча­тель­но во­зоб­ла­да­ли в го­род­ском со­вете. С это­го вре­ме­ни ни од­но важ­ное ре­ше­ние не при­ни­ма­лось без его уча­стия или во­пре­ки его во­ле, хо­тя фор­маль­но он стал гра­ж­да­ни­ном Же­не­вы толь­ко в 1559. К. так­же за­ни­мал про­фес­сор­скую ка­фед­ру тео­ло­гии (с 1559) в ос­но­ван­ной по его ини­циа­ти­ве Ака­де­мии (ны­не Же­нев­ский ун-т). К то­му вре­ме­ни его власть и ав­то­ри­тет на­столь­ко воз­рос­ли, что его ста­ли на­зы­вать «же­нев­ским па­пой». В Же­не­ве на­блю­дал­ся при­ток им­ми­гран­тов со всей Ев­ро­пы: к 1562 на­се­ле­ние го­ро­да вы­рос­ло в два с лиш­ним раза по срав­не­нию с 1535. В кон. 1562 здо­ро­вье К. серь­ёз­но ухуд­ши­лось, с 1563 он уже боль­ше не пре­по­да­вал и не про­по­ве­до­вал.

К. на­пи­сал мно­же­ст­во со­чи­не­ний: тол­ко­ва­ния и го­ми­лии поч­ти на все кни­ги Свя­щен­но­го Пи­са­ния (от Кни­ги Бы­тие до Кни­ги Ии­су­са На­ви­на, на все кни­ги про­ро­ков, кро­ме глав 21–48 Кни­ги Ие­зе­кии­ля, и на весь Но­вый За­вет, кро­ме 2-го и 3-го По­сла­ний ап. Ио­ан­на и От­кро­ве­ния ап. Ио­ан­на Бо­го­сло­ва), тео­ло­гич. трак­та­ты, по­ле­мич. пам­фле­ты ан­ти­ка­то­ли­че­ской на­прав­лен­но­сти (в ча­ст­но­сти, «О ре­ли­к­ви­ях», 1543), а так­же окон­чат. ва­ри­ант «На­став­ле­ния в хри­сти­ан­ской ве­ре» (лат. вер­сия опубл. в 1559, фран­цуз­ская – в 1560). Важ­ней­шим вкла­дом К. в идеи про­тес­тан­тиз­ма бы­ло раз­ви­тие док­три­ны о «двой­ном пре­до­пре­де­ле­нии» (см. Пре­до­пре­де­ле­ние), при­сут­ст­во­вав­шей уже у Ав­гу­сти­на. Со­глас­но К., спа­се­ние или осу­ж­де­ние оп­ре­де­ле­ны Бо­гом для ка­ж­дой со­тво­рён­ной Им ду­ши ещё до ро­ж­де­ния. Че­ло­век не спо­со­бен из­ме­нить свою судь­бу, спа­сти или по­гу­бить ду­шу до­б­ры­ми или злы­ми де­ла­ми. В то же вре­мя че­ло­век рас­по­ла­га­ет сво­бо­дой от­но­си­тель­но сво­его мес­та в жиз­ни («при­зва­ния»), на ко­то­ром он пол­нее все­го во­пло­тит про­ви­ден­ци­аль­ный за­мы­сел. Чем доб­ро­со­ве­ст­нее че­ло­век тру­дит­ся и вы­пол­ня­ет пред­пи­сан­ные Бо­гом мир­ские обя­зан­но­сти, тем пол­нее он реа­ли­зу­ет своё «при­зва­ние». Не­об­хо­ди­мо ве­ро­вать в свою из­бран­ность и мо­лить­ся, го­то­вясь сми­рен­но при­нять лю­бую во­лю Бо­жию. Со­мне­вать­ся в собств. из­бран­но­сти че­ло­век не дол­жен, по­сколь­ку по­доб­ное бес­по­кой­ст­во яв­ля­ет­ся сим­пто­мом не­дос­тат­ка ве­ры. Хо­тя в со­чи­нени­ях са­мо­го К. идея «двой­но­го пре­д­о­пре­де­ле­ния» не яв­ля­лась цен­траль­ной, она ста­ла до­ми­ни­рую­щей у его по­сле­до­ва­те­лей (осо­бен­но у Т. Беза).

С дог­мой о «двой­ном пре­до­пре­де­ле­нии» в сис­те­ме взгля­дов К. бы­ла свя­зана и трак­тов­ка Ев­ха­ри­стии. Он ут­вер­ждал ду­хов­ный ха­рак­тер при­час­тия и счи­тал, что Бо­жию бла­го­дать при его со­вер­ше­нии по­лу­ча­ют толь­ко из­бран­ные, ис­тин­но ве­рую­щие. Пер­во­на­чаль­но К. стре­мил­ся к ком­про­мис­су с трак­тов­ка­ми Ев­ха­ри­стии как Лю­те­ра, так и Цвинг­ли (трак­тат «О Ве­че­ре Гос­под­ней», 1541), но в 1549 за­клю­чил по это­му во­про­су Цю­рих­ское со­гла­ше­ние с цвинг­лиа­на­ми, что при­ве­ло к его раз­ры­ву с лю­те­ра­нами.

Идеи К. и соз­дан­ная им в Же­не­ве мо­дель цер­ков­но­го и гос. уст­рой­ст­ва ока­за­ли так­же боль­шое влия­ние на по­ли­тич. тео­рию. Хо­тя сам К. наи­луч­шей фор­мой прав­ле­ния счи­тал ари­сто­кра­ти­чес­кую рес­пуб­ли­ку, сфор­му­ли­ро­ван­ный и реа­ли­зо­ван­ный им прин­цип са­мо­уп­рав­ляю­щих­ся ре­лиг. об­щин, пе­ре­не­сён­ный в сфе­ру по­ли­ти­ки, спо­соб­ст­во­вал раз­ви­тию тео­рий вы­бор­но­сти вла­сти и де­мо­кра­тич. рес­пуб­ли­кан­ско­го уст­рой­ст­ва (в т. ч. в хо­де Нидер­ланд­ской ре­во­лю­ции 16 в.­, Анг­лий­ской ре­во­лю­ции 17 в. и Вой­ны за не­за­ви­си­мость в Се­вер­ной Аме­ри­ке 1775–83). Ис­хо­дя из прин­ци­па аб­со­лют­но­го су­ве­ре­ни­те­та Бо­га, К. при­зна­вал за под­дан­ны­ми пра­во на пас­сив­ное со­про­тив­ле­ние вла­сти, на­ру­шаю­щей Его ус­та­нов­ле­ния, что ста­ло важ­ным вкла­дом в раз­ви­тие кон­цеп­ции прав че­ло­ве­ка.

Пред­став­ле­ния о важ­но­сти реа­ли­за­ции каж­дым че­ло­ве­ком свое­го «при­зва­ния» и об ус­пе­хе (в т. ч. и ма­те­ри­аль­ном) как приз­на­ке «из­бран­но­сти» при­ве­ли к воз­ник­но­ве­нию но­вой эти­ки тру­да, ко­то­рая, со­глас­но тео­рии М. Вебе­ра­, сы­гра­ла су­щест­вен­ную роль в ста­нов­ле­нии ка­пи­та­ли­стич. от­но­ше­ний.

Соч.: Opera quae supersunt om­nia / Hrsg. von G. Baum, E. Cunitz, E. Reuß. Brunsvigae, 1863–1900. Bd 1–59; На­став­ле­ние в хри­сти­ан­ской ве­ре. М., 1997–1998. Т. 1–2.

Лит.: Stauffer R. Dieu, la création et la providence dans la prédiction de Calvin. Berne, 1978; Bouwsma W. J. J. Calvin: a sixteenth-cen­tury portrait. Oxf., 1989; Helm P. J. Calvin’s ideas. Oxf., 2004; Schützeichel H. Der Herr mein Hirt. Calvin und der Psalter. Trier, 2005.

Вернуться к началу