Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАЛАЧА́КРА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 484

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Терентьев

КАЛАЧА́КРА [санскр. kа̅lacakra – ко­ле­со (круг) вре­ме­ни], сис­те­ма буд­дий­ско­го тан­триз­ма (анут­та­ра-йо­га-тан­тры), а так­же осн. текст этой сис­те­мы – «Ка­ла­ча­кра-тан­тра» и пер­со­ни­фи­ци­рую­щий её 24-ру­кий йи­дам. Со­глас­но уче­нию вад­жрая­ны, К., как и ос­таль­ные тан­тры, вос­хо­дит к про­по­ве­ди Буд­ды Шакь­я­му­ни, но в Ин­дии пер­вые упо­ми­на­ния о ней встре­ча­ют­ся лишь с 10 в., хо­тя сам тер­мин «К.» был из­вес­тен ещё до н. э. (напр., в джайн­ской «Ача­ран­га-сут­ре»). Со­глас­но пре­да­нию, по­ве­дан­ная на юге Ин­дии по прось­бе ца­ря Шам­ба­лы Су­чан­д­ры «Ка­ла­ча­кра-тан­тра» бы­ла за­пи­са­на и уне­се­на в стра­ну Шам­ба­лу. В 10 в. йог из Орис­сы по име­ни Чи­лу (ти­бет. Ци­лу-па) вер­нул это уче­ние в Ин­дию.

К. име­ет ряд от­ли­чий от ос­таль­ных буд­дий­ских тан­трий­ских сис­тем – в ней со­дер­жат­ся эле­мен­ты ин­ду­из­ма, ма­ни­хей­ст­ва и да­же ис­ла­ма. Так, пер­вым го­дом в ле­то­ис­чис­ле­нии К. счи­та­ет­ся год хид­жры (оши­боч­но 624 вме­сто 622). К. учит о трёх «кру­гах вре­ме­ни», ко­то­рые взаи­мо­за­ви­си­мы и па­рал­лель­ны: внеш­ний (мак­ро­косм), внут­рен­ний (мик­ро­косм) и иной – йо­гич. прак­ти­ка для дос­ти­же­ния ос­во­бо­ж­де­ния от сан­са­ры. По­это­му в тек­сте под­роб­но из­ла­га­ют­ся ос­но­вы ас­тро­но­мии и ас­т­ро­ло­гии (внеш­няя К.), боль­шое вни­ма­ние уде­ля­ет­ся фи­зио­ло­гии че­ло­ве­че­ско­го те­ла (внут­рен­няя К.), а ду­хов­ная прак­ти­ка (иная К.) стро­ит­ся в фор­ме осо­бой «шес­ти­сту­пен­ной йо­ги». За­мет­ное ме­сто в идео­ло­гии К. от­во­дит­ся так­же эс­ха­то­ло­гич. док­три­не, в ко­то­рой пред­ска­зы­ва­ет­ся, что в гря­ду­щие ве­ка «зло­деи-вар­ва­ры» (ти­бет. ла-ло) за­хва­тят весь мир, но в ре­шаю­щей бит­ве бу­дут по­бе­ж­де­ны вой­ска­ми Шам­ба­лы, по­сле че­го сно­ва на­ста­нет «зо­ло­той век».

К. бы­ст­ро за­вое­ва­ла при­зна­ние в буд­дий­ских уни­вер­си­те­тах го­ро­дов в до­лине Ган­га и в Каш­ми­ре, в сев. Бир­ме (ны­не Мьян­ма), Ма­лай­зии и Ин­до­не­зии, но к 14 в. вад­жрая­на ли­ши­лась влия­ния в этих ре­гио­нах. Буд­дий­ский ар­хит. ком­плекс Бо­ро­бу­дур на о. Ява на­по­ми­на­ет опи­са­ние сту­пы Дхань­я­ка­та­ка, со­хра­нив­шее­ся в «Ви­ма­лап­раб­хе», гл. ком­мен­та­рии на «Ка­ла­ча­кра-тан­тру», на­пи­сан­ном Пун­да­ри­кой – треть­им (на­чи­ная с Су­чан­д­ры) ца­рём Шам­ба­лы. В этом и ещё в не­сколь­ких ком­мен­та­риях со­хра­ни­лись фраг­мен­ты пер­во­го тек­ста К. – «Ка­ла­ча­кра-му­ла-тан­тры», ко­то­рый счи­та­ет­ся дав­но ут­ра­чен­ным. Важ­ней­шим из со­хра­нив­ших­ся тек­стов (в ти­бет. ка­но­не со­дер­жит­ся 54 тек­ста, от­но­ся­щие­ся к К.) яв­ля­ет­ся «Со­кра­щён­ная Ка­ла­ча­кра-тан­тра» (санскр. Ка­ла­ча­кра-лаг­ху-тан­тра-рад­жа).

По­сле ис­чез­но­ве­ния буд­диз­ма в Ин­дии вад­жрая­на и, со­от­вет­ст­вен­но, К. рас­про­стра­ни­лись в Ти­бе­те. Там К. во­шла в прак­ти­ку всех осн. буд­дий­ских школ, но осо­бен­ное влия­ние по­лу­чи­ли две тра­ди­ции её ин­тер­пре­та­ции и прак­ти­ки – сло­жив­шая­ся в мон. Ша­лу шко­ла Бу­до­на (1290–1364) и шко­ла Джо­нанг Дол­по­пы Ше­раб Гьял­це­на (1292–1361), от­ли­чаю­щие­ся пре­ж­де все­го разл. по­ни­ма­ни­ем фи­ло­со­фии мадхь­я­ма­ки.

В Рос­сии К. изу­ча­лась и прак­ти­ко­ва­лась в ареа­лах рас­про­стра­не­ния ти­бет. буд­диз­ма (в Бу­ря­тии, Кал­мы­кии, Ту­ве). В 1920-х гг. кру­жок по изу­че­нию К. был соз­дан внут­ри ОГПУ (при на­чаль­ни­ке Осо­бо­го от­де­ла Г. И. Бо­кии), но про­су­ще­ст­во­вал не­дол­го, все его уча­ст­ни­ки бы­ли рас­стре­ля­ны. В кон. 20 в. уче­ние К. ста­ло ши­ро­ко из­вест­ным как в Рос­сии, так и во всём зап. ми­ре в свя­зи с об­щим рос­том ин­те­ре­са к буд­диз­му и осо­бен­но бла­го­да­ря мас­со­вым, со­би­раю­щим до 200 и бо­лее ты­сяч уча­ст­ни­ков, по­свя­ще­ни­ям в это уче­ние, ко­то­рые про­во­дит Да­лай-ла­ма XIV.

Лит.: Gos Lo-tsā-ba Gźon-nu-dpal. The blue annals / Ed. G. Roerich. Calcutta, 1949–1953. Vol. 1–2; A cri­tical edition of rī Kālacakra­tan­tra-rāja / Ed. B. Banerjee. Calcutta, 1985; Vima­laprabhā. Sa­ra­nath; Varanasi, 1986–1994. Vol. 1 / Ed. and annota­ted by J. Upādhyāya. Vol. 2, 3 / Ed. V. Dwi­vedhi, S. Bahulkar. Sara­nath; New­man J. Eschatology in the wheel of time tantra // Buddhism in practice / Ed. D. S. Lo­pez, Jr. Princeton, 1995; Andersen J. Kala­cakra. Textual and ritual perspectives. Camb. (Mass.), 1997; Гой-ло­ца­ва Шон­ну­пэл. Си­няя ле­то­пись. Ис­то­рия буд­диз­ма в Ти­бе­те. СПб., 2001; Wal­lace V. The inner Kālacakratantra: A buddhist tantric view of the individual. N. Y.; Oxf., 2001; Бер­зин А. При­ня­тие по­свя­ще­ния Ка­ла­ча­кры. СПб., 2002; Мул­лин Г. Прак­ти­ка Ка­ла­ча­кры. М., 2002; Ре­рих Ю. Н. К изу­че­нию Ка­ла­ча­кры // Мул­лин Г. Прак­ти­ка Ка­ла­ча­кры. М., 2002; Khedrup Norsang Gyatso. Ornament of stainless light: An exposition of the Kala­chakra Tantra. Boston, 2004; Пан­те­он Ка­ла­ча­кра-тан­тры // Те­рен­ть­ев А. Оп­ре­де­ли­тель буд­дий­ских изо­бра­же­ний. СПб., 2004; The Kālacak­ra­tantra. The chapter on the Sad­ha­na together with the Vimalaprabha̅. N. Y., 2007.

Вернуться к началу