Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИСИХА́ЗМ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 718

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. М. Прохоров

ИСИХА́ЗМ (греч. συχασμός, от гла­го­ла ἡσυχάζω – на­хо­дить­ся в со­стоя­нии по­коя, ос­та­вать­ся спо­кой­ным, мол­чать), об­раз хри­сти­ан­ско­го под­виж­ни­че­ст­ва, имею­ще­го це­лью по­бе­ду над свои­ми стра­стя­ми и дос­ти­же­ние – пу­тём «ум­но­го де­ла­ния» – по­коя в ду­ше, по­зво­ляю­ще­го бес­пре­пят­ст­вен­но с лю­бо­вью уст­рем­лять­ся к Бо­гу.

Со­от­вет­ст­вую­щая этой под­виж­ни­че­ской прак­ти­ке мо­лит­вен­но-со­зер­ца­тель­ная фор­ма жиз­ни рас­про­стра­ни­лась, по край­ней ме­ре с кон. 3 – нач. 4 вв., в Пале­сти­не, Ма­лой Азии, Егип­те сре­ди мо­на­хов, пред­по­чи­тав­ших уе­ди­не­ние об­ще­жи­тель­но­сти. В даль­ней­шем та­кой об­раз мо­на­ше­ско­го под­виж­ни­че­ст­ва – в от­шель­ни­че­ском ли оди­но­че­ст­ве, в лав­ре, в раз­бро­сан­ных ин­ди­ви­ду­аль­ных пе­щер­ках или до­ми­ках, ли­бо в ок­ру­жаю­щих храм скит­ских кель­ях, – раз­ви­вал­ся па­рал­лель­но с ки­но­ви­аль­ным, об­ще­жи­тель­ным под­виж­ни­че­ст­вом, сле­дую­щим ус­та­ву прп. Па­хо­мия Ве­ли­ко­го, и взаи­мо­дей­ст­во­вал с ним. «Ум­ное де­ла­ние» иси­ха­стов тре­бу­ет зна­ком­ст­ва с тех­ни­кой «вве­де­ния ума в серд­це», со­сре­до­то­че­ния внут­ри се­бя вни­ма­ния для раз­ли­че­ния и ис­ко­ре­не­ния стра­стей. Прак­ти­ке это­го «де­ла­ния» обу­ча­ли опыт­ные на­став­ни­ки и спец. лит-ра, сре­ди ав­то­ров ко­то­рой – Еваг­рий Пон­тий­ский, Еф­рем Си­рин, Нил Си­най­ский (4–5 вв.), Ио­анн Ле­ст­вич­ник, До­ро­фей Газ­ский, Иса­ак Си­рин, Ана­ста­сий Си­на­ит, Фи­ло­фей Си­на­ит (9 в.), Си­ме­он Но­вый Бо­го­слов, Гри­го­рий Си­на­ит. Осн. ме­сто в иси­ха­ст­ской прак­ти­ке за­ни­ма­ет Ии­су­со­ва мо­лит­ва. По­пу­ляр­ность И. в 13–15 вв. в ви­зант. об­ще­ст­ве рос­ла вме­сте с рос­том влия­ния мо­на­ше­ст­ва. По­пы­тав­ший­ся до­бить­ся осу­ж­де­ния И. как ере­си уро­же­нец итал. Ка­лаб­рии грек Вар­ла­ам до­бил­ся пря­мо про­ти­во­по­лож­но­го – его по­пу­ля­ри­за­ции: в за­щи­ту свя­щен­но­без­молв­ст­вую­щих вы­сту­пил Гри­го­рий Па­ла­ма, одер­жав­ший верх над Вар­лаа­мом на Кон­стан­ти­но­поль­ском со­бо­ре (1341). В том же го­ду в Ви­зан­тии на­ча­лась гражд. вой­на, власть за­хва­ти­ли за­пад­ни­ки – ан­ти­па­ла­ми­ты и Па­ла­ма ока­зал­ся в тюрь­ме. По­сле по­бе­ды в 1347 имп. Ио­ан­на VI Кан­та­ку­зи­на иси­ха­сты за­ня­ли клю­че­вые по­сты в ви­зант. Церк­ви, по­сле­до­вал ряд но­вых «иси­ха­ст­ских» со­бо­ров (1347, 1351), и уче­ние Гри­го­рия Па­ла­мы бы­ло за­кре­п­ле­но как об­ще­пра­во­слав­ное.

Иси­ха­ст­ские спо­ры рез­ко уси­ли­ли ин­те­рес к со­от­вет­ст­вую­щей ли­те­ра­ту­ре у сла­вян, бла­го­да­ря че­му бол­га­ра­ми и сер­ба­ми впер­вые или за­но­во бы­ло пе­ре­ве­де­но с греч. яз. боль­шое чис­ло книг (Дио­ни­сия Аре­о­па­ги­та, Ио­ан­на Ле­ст­вич­ни­ка, Си­ме­о­на Но­во­го Бо­го­сло­ва, Гри­го­рия Си­наи­та и др.), по­пол­нив­ших в 14 – 1-й пол. 15 вв. биб­лио­те­ки, гл. обр. об­ще­жи­тель­ных мо­на­сты­рей, ко­ли­че­ст­во ко­то­рых бы­ст­ро рос­ло (бла­го­да­ря ини­циа­ти­ве пат­ри­ар­ха-иси­ха­ста Фи­ло­фея Кок­ки­на, 1353–1354/55, 1364–76). Изу­че­ние со­ста­ва этих биб­лио­тек по­ка­зы­ва­ет, что ин­те­рес к иси­ха­ст­ской лит-ре был свой­ст­ве­н та­ким их ос­но­ва­те­лям, как прп. Сер­гий Ра­до­неж­ский и Ки­рилл Бе­ло­зер­ский, па­дал по­сле их смер­ти, а в це­лом сме­щал­ся из центр. Ру­си на се­вер: са­мый вы­со­кий и по­след­ний его подъ­ём был в Со­ло­вец­ком мон. в 16–17 вв. Пер­вым рус. пи­са­те­лем-иси­ха­стом, из­ло­жив­шим в сво­их со­чи­не­ни­ях тео­рию стра­стей, был по­стри­жен­ник Ки­рил­ло­ва мо­на­сты­ря прп. Нил Сор­ский (ум. 1508). «Над­сло­вие» и «При­сте­же­ние» к его со­чи­не­ни­ям, а так­же трак­тат «О внут­рен­нем де­ла­нии» на­пи­сал его спут­ник и уче­ник Ин­но­кен­тий Ко­мель­ский. В нач. 17 в. ус­та­вом Ни­ла Сор­ско­го вос­поль­зо­вал­ся в сво­ём ски­те Елеа­зар Ан­зер­ский. В 18 в. ушед­шие ра­ди скит­ской жиз­ни из Рос­сии в Мол­да­вию Ва­си­лий По­ля­но­ме­руль­ский и Паи­сий Ве­лич­ков­ский то­же поль­зо­ва­лись со­чи­не­ния­ми Ни­ла Сор­ско­го. За­но­во пе­ре­во­дя с греч. яз., Паи­сий Ве­лич­ков­ский соз­дал слав. вер­сию свод­ки иси­ха­ст­ских ас­ке­тич. со­чи­не­ний «Фи­ло­ка­лии», по­лу­чив­шей назв. «Доб­ро­то­лю­бие» и ока­зав­шей силь­ное влия­ние на ду­хов­ную жизнь Рос­сии, в ча­ст­но­сти в Оп­ти­ной пус­ты­ни. Во 2-й пол. 20 в. в сфе­ре свет­ской гу­ма­ни­тар­ной нау­ки воз­ник ин­те­рес к И. как к ис­то­ри­ко-куль­тур­но­му яв­ле­нию, что су­ще­ст­вен­но рас­ши­ри­ло пред­став­ле­ние о влия­нии этой мо­на­ше­ской тра­ди­ции на куль­ту­ру.

Лит.: Си­не­ргия. Проб­ле­мы ас­ке­ти­ки и ми­сти­ки Пра­во­сла­вия / Под ред. С. С. Хо­ру­же­го. М., 1995; Про­хо­ров Г. М. Иси­хазм и об­ще­ст­вен­ная мысль в Вос­точ­ной Ев­ро­пе в XIV в. // Русь и Ви­зан­тия в эпо­ху Ку­ли­ков­ской бит­вы. Ста­тьи. СПб., 2000; он же. Русь и Ви­зан­тия в эпо­ху Ку­ли­ков­ской бит­вы: По­весть о Ми­тяе. СПб., 2000; Мей­ендорф И., прот. О ви­зан­тий­ском иси­хаз­ме и его ро­ли в куль­тур­ном и ис­то­ри­че­ском раз­ви­тии Вос­точ­ной Ев­ро­пы в XIV в. // Мей­ен­дорф И., прот. Ис­то­рия Церк­ви и вос­точ­но­хри­сти­ан­ская мис­ти­ка. М., 2000; Ила­ри­он (Ал­фе­ев Г. В.), еп. Свя­щен­ная тай­на церк­ви. Вве­де­ние в ис­то­рию и про­бле­ма­ти­ку имя­слав­ских спо­ров. СПб., 2002. Т. 1–2; Иси­хазм. Ан­но­ти­ро­ван­ная биб­лио­гра­фия / Под ред. С. С. Хо­ру­же­го. М., 2004.

Вернуться к началу