Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИСАА́К СИ́РИН

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 709

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ИСАА́К СИ́РИН, Иса­ак Ни­не­вий­ский [ок. 640, Бет-Кат­рая, Ара­вия (по др. дан­ным, Ни­не­вия) – ок. 700, мон. Раб­бан-Ша­бур (ны­не Иран)], епи­скоп, сир. ду­хов­ный пи­са­тель, мис­тик, ас­кет, хри­сти­ан­ский свя­той.

Исаак Сирин. Миниатюра из «Слов постнических Исаака Сирина». Афон. Великая Лавра. 1389. Российская государственная библиотека (Москва). Архив БРЭ

О жиз­ни И. С. из­вест­но край­не ма­ло; осн. ис­точ­ни­ком све­де­ний о нём слу­жит «Кни­га це­ло­муд­рия» – со­чи­не­ние сир. ав­то­ра 9 в. Ишо­де­на­ха, еп. Бас­ры, со­дер­жа­щее крат­кие жи­тия под­виж­ни­ков перс. Церк­ви (Ас­си­рий­ская цер­ковь Вос­то­ка). С ран­ней юно­сти вме­сте с бра­том под­ви­зал­ся в мон. Мар-Мат­фея (близ Ни­не­вии), где при­нял мо­на­ше­ский по­стриг. Позд­нее уда­лил­ся в пус­ты­ню; как ас­кет сни­скал боль­шую из­вест­ность. Ок. 660, по на­стоя­нию жи­те­лей Ни­не­вии, был ру­ко­по­ло­жен в епи­ско­пы и по­став­лен на Ни­не­вий­скую ка­фед­ру. Од­на­ко спус­тя 5 мес по­ки­нул ка­фед­ру, жил от­шель­ни­ком на го­ре Ма­тут, а позд­нее – при мон. Раб­бан-Ша­бур на горе Шуш­тар, где про­вёл ос­та­ток жиз­ни.

Сир. ис­точ­ни­ки сви­де­тель­ст­ву­ют о 5 или о 7 то­мах со­чи­не­ний И. С. Из­ве­ст­ны 2 то­ма его со­чи­не­ний: пер­вый по­лу­чил ши­ро­кое рас­про­ст­ра­не­ние, бу­ду­чи пе­ре­ве­дён на мн. язы­ки ми­ра, вто­рой был от­крыт лишь в 1983 проф. С. Бро­ком. Со­чи­не­ния из 1-го то­ма мо­на­хи лав­ры Св. Сав­вы Ос­вя­щен­но­го в Па­ле­сти­не пе­ре­ве­ли на греч. яз., с гре­че­ско­го бы­ли сде­ла­ны пе­ре­во­ды на др. язы­ки, в т. ч. на сла­вян­ский и за­тем на рус­ский. «Под­виж­ни­че­ские на­став­ле­ния» (из­вле­че­ния) И. С. во­шли в «Доб­ро­то­лю­бие».

В «Гла­вах о зна­нии» (2-й том) И. С. пи­шет, что Бог есть Бог Люб­ви и Ми­ло­сти, а не Бог-Су­дия, ибо ми­ло­сер­дие не­сов­ме­сти­мо с пра­во­су­ди­ем; пра­во­су­дие каж­до­му да­ёт то, че­го он до­сто­ин, а ми­ло­сер­дие есть пе­чаль, скло­няю­щая­ся по бла­го­да­ти ко всем с со­ст­ра­да­ни­ем: кто до­сто­ин зла, то­му не воз­да­ёт, а кто до­сто­ин доб­ра, то­му да­ёт вдвой­не. Ко­гда Бог на­ка­зы­ва­ет че­ло­ве­ка, Он де­ла­ет это ра­ди его спа­се­ния. «Се­рд­це ми­лую­щее» – об­раз ми­ло­сер­дия Бо­жия в че­ло­ве­ке. Вер­ши­ной люб­ви Бо­га к че­ло­ве­ку яв­ля­ет­ся Бого­воп­ло­ще­ние­. Те­кс­ты 1-го то­ма сви­де­тель­ст­ву­ют о при­зна­нии И. С. двух при­род во Хри­сте. Ис­сле­до­ва­ние 2-го то­ма по­зво­ли­ло дать все­сто­рон­ний ана­лиз хри­сто­ло­гич. воз­зре­ний И. С. До­мо­ст­рои­тель­ст­во спа­се­ния он счи­та­ет тай­ной, вы­хо­дя­щей да­ле­ко за пре­де­лы че­ло­ве­че­ско­го ра­зу­ма. Со­глас­но И. С., Хрис­тос при­шёл на зем­лю и по­ст­ра­дал на кре­сте не ра­ди ис­куп­ле­ния на­ше­го гре­ха и не для унич­то­же­ния смер­ти, а ра­ди яв­ле­ния люб­ви Бо­га к че­ло­ве­ку («Гла­вы о зна­нии», IV, 84). Из уче­ния о Бо­ге-Люб­ви вы­те­ка­ют эс­ха­то­ло­гич. воз­зре­ния И. С.: зем­ная жизнь есть вре­мя под­го­тов­ки к бу­ду­щей жиз­ни, вре­мя взрос­ле­ния. Бу­ду­щая жизнь не име­ет кон­ца или из­ме­не­ния (там же, I, 19), те­лес­ная ак­тив­ность за­ме­ня­ет­ся умст­вен­ной дея­тель­но­стью (там же, II, 8), на­слаж­де­ни­ем кра­со­той в Цар­ст­ве Не­бес­ном, за пре­де­лом Цар­ст­ва – геен­на ог­нен­ная. Му­чи­мые в геен­не по­ра­жа­ют­ся би­чом люб­ви, ибо ощу­тив­шие, что они по­гре­ши­ли про­тив люб­ви Бо­жи­ей, тер­пят боль­шие му­че­ния; пе­чаль, по­ра­жаю­щая их сер­д­ца, страш­нее лю­бо­го на­ка­за­ния (там же, I, 18). Ко­неч­ная участь че­ло­ве­ка, счи­та­ет И. С., долж­на быть до­стой­ной ми­ло­сер­дия Бо­жия, он ссы­ла­ет­ся на Фео­до­ра Моп­су­естий­ск­ого и Диодо­ра Тарс­ско­го­, ко­то­рые учи­ли, что му­че­ния греш­ни­ков не бес­ко­неч­ны, а бла­жен­ст­во их пос­ле ос­во­бож­де­ния – веч­но. Од­на­ко это лишь вы­ра­же­ние ча­ст­но­го бо­го­слов­ско­го мне­ния (тео­ло­гу­мен), не вхо­дя­ще­го в дог­ма­тич. уче­ние Це­рк­ви.

Осо­бое мес­то в тво­ре­ни­ях И. С. за­ни­ма­ют разл. ас­пек­ты мо­на­ше­ской ас­ке­тич. прак­ти­ки.

День па­мя­ти в Рус. пра­во­слав­ной церк­ви (вме­сте с Еф­ре­мом Си­ри­ном) – 28 ян­ва­ря (10 фев­ра­ля).

Соч.: De perfectione religiosa / Ed. P. Bed­jan. Lpz., 1909; Сло­ва под­виж­ни­чес­кия. 3-е изд. Сер­ги­ев По­сад, 1911. М., 2006; «The second part» / Ed. S. Brock. Louvain, 1995; О бо­же­ст­вен­ных тай­нах и о ду­хов­ной жиз­ни: Но­во­от­кры­тые тек­сты / Пер. еп. Ила­ри­она (Ал­фе­ева). 2-е изд. СПб., 2003.

Лит.: Ила­ри­он (Ал­фе­ев), еп. Ду­хов­ный мир пре­по­доб­но­го Исаа­ка Си­ри­на. 2-е изд. СПб., 2001; Brock S. Die Weisheit Isa­aks des Syrers: eine Auswahl aus seinem Werk. Würzburg, 2003.

Вернуться к началу