Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИО́СИФ ВО́ЛОЦКИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 578

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников, А. М. Ранчин

ИО́СИФ ВО́ЛОЦКИЙ (Иван Ива­но­вич Са­нин) (12.11.1439 – 9.9.1515, Ио­си­фо-Во­лоц­кий мон.), цер­ков­ный дея­тель, ду­хов­ный пи­са­тель, свя­той Рус. пра­во­слав­ной церк­ви.

Преподобный Иосиф Волоцкий. Икона 17 в. из бывшего Вознесенского монастыря Московского Кремля. Архив БРЭ

Про­ис­хо­дил из се­мьи не­бо­га­то­го во­ло­ко­лам­ско­го зем­ле­вла­дель­ца. Сре­ди род­ст­вен­ни­ков И. В. бы­ло мно­го круп­ных цер­ков­ных дея­те­лей и пи­са­те­лей [ар­хиеп. Рос­тов­ский Вас­си­ан Са­нин (ум. 1515), До­си­фей То­пор­ков (ум. ок. 1547) и др.]. В 1446 И. В. был от­дан «в нау­ки» к стар­цу во­ло­ко­лам­ско­го Кре­сто­воз­дви­жен­ско­го мон. Ар­се­нию Ле­жен­ке. В 1460 при­нял по­стриг в ос­но­ван­ном Паф­ну­ти­ем Бо­ров­ским ка­луж­ском мон. Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы (ос­но­ван в 1444). По­сле смер­ти Паф­ну­тия стал на­стоя­те­лем мо­на­сты­ря, од­на­ко в 1479, из-за кон­флик­та с вел. кн. Ива­ном III Ва­силь­е­ви­чем и не­до­воль­ст­ва бра­тии вве­де­ни­ем стро­го­го об­ще­жи­тель­но­го ус­та­ва, ос­та­вил игу­мен­ст­во и по­сле хо­ж­де­ния по рус. мона­сты­рям ос­но­вал Иоси­фо-Во­лоц­кий мон., став­ший в кон. 15 – 1-й пол. 16 вв. круп­ным цер­ков­но-по­ли­тич. и куль­тур­ным цен­тром Ру­си.

С име­нем И. В. тра­ди­ци­он­но свя­зы­вают ис­то­ки осо­бо­го на­прав­ле­ния рус. об­ществ. мыс­ли – ио­сиф­лян­ст­ва (см. Иосиф­ля­не). На со­бо­ре 1503 вы­сту­пил про­тив не­стя­жа­те­лей, обос­но­вав уче­ние о не­от­чу­ж­дае­мо­сти иму­ществ Церк­ви. В ка­че­ст­ве прак­тич. ар­гу­мен­та в поль­зу мо­на­стыр­ской соб­ст­вен­но­сти И. В. ука­зы­вал на то, что в бо­га­тые мо­на­сты­ри идут лю­ди бла­го­род­но­го про­ис­хо­ж­де­ния, спо­соб­ные впо­след­ст­вии за­нять епи­скоп­ские ка­фед­ры. Дей­ст­ви­тель­но, мн. пред­ста­ви­те­ли рус. епи­ско­па­та 16 в. бы­ли по­стри­же­ны в Ио­си­фо-Во­лоц­ком мон. И. В. уда­лось убе­дить Ива­на III Ва­силь­е­ви­ча от­ка­зать­ся от се­ку­ля­ри­за­ции цер­ков­ных зе­мель. И. В. при­нял ак­тив­ное уча­стие в борь­бе с ере­сью «жи­дов­ст­вую­щих», со­ста­вив пер­вое в ис­то­рии рус. бо­го­слов­ской мыс­ли апо­ло­ге­тич. и по­ле­мич. со­чи­не­ние, где в яр­кой и ди­на­мич­ной фор­ме из­ло­же­ны ос­но­вы пра­во­слав­но­го ве­ро­уче­ния. В 1507 из-за кон­флик­та с кн. Фё­до­ром Во­лоц­ким (1476–1513), предъ­я­вив­шим мо­на­сты­рю фео­даль­ные пре­тен­зии, об­ра­тил­ся к Ва­си­лию III Ива­но­ви­чу, про­ся из­ба­вить мо­на­стырь от «удель­но­го на­силь­ст­ва» и при­нять в «своё ве­ли­кое го­су­дар­ст­во». Кон­фликт раз­ре­шил­ся в поль­зу Ио­си­фа Во­лоц­ко­го.

Сре­ди со­чи­не­ний И. В. центр. ме­сто за­ни­ма­ет «Про­све­ти­тель» («Кни­га на ере­ти­ков»). Осн. со­дер­жа­ние кни­ги – оп­ро­вер­же­ние мне­ний «жи­дов­ст­вую­щих» и по­сле­до­ва­тель­ная за­щи­та дог­ма­тов пра­во­слав­ной ве­ры: о Трои­це, о Бо­го­во­пло­ще­нии, о по­чи­та­нии икон, о свя­то­оте­че­ском уче­нии, о сро­ках кон­ца све­та, об ин­сти­ту­те мо­на­ше­ст­ва и т. д. «Ус­тав» со­дер­жит опи­са­ние ор­га­ни­за­ции стро­го­го мо­на­ше­ско­го об­ще­жи­тия. Не­пре­хо­дя­щее зна­че­ние для др.-рус. эс­те­ти­ки име­ли ад­ре­со­ван­ные иконописцу Дио­ни­сию три сло­ва об ико­нах, ока­зав­шие влия­ние на фре­ски Фе­ра­пон­то­ва мо­на­сты­ря.

Жи­тия И. В. бы­ли соз­да­ны еп. Сав­вой Чёр­ным (ум. 1554) и серб. ду­хов­ным пи­са­те­лем Львом Фи­ло­ло­гом (ум. не ра­нее 1534); цен­ные све­де­ния об И. В. со­дер­жат «Над­гроб­ное сло­во» и Во­ло­ко­лам­ский па­те­рик, со­став­лен­ные ок. 1546–47 пле­мян­ни­ком И. В. – До­си­фе­ем То­пор­ко­вым.

Дни па­мя­ти – 9(22) сен­тяб­ря и 18(31) ок­тяб­ря.

Соч.: Про­све­ти­тель, или Об­ли­че­ние ере­си жи­дов­ст­вую­щих. Ка­зань, 1857; [По­сла­ния] // Ка­за­ко­ва Н. А., Лу­рье Я. С. Ан­ти­фео­даль­ные ере­ти­че­ские дви­же­ния на Ру­си XIV – нач. XVI в. М.; Л., 1955; По­сла­ния. М.; Л., 1959.

Лит.: Бул­га­ков Н. А. Пре­по­доб­ный Ио­сиф Во­ло­ко­лам­ский. СПб., 1865; Хру­щов ИП. Ис­сле­до­ва­ние о со­чи­не­ни­ях Ио­си­фа Са­ни­на. СПб., 1868; Бу­дов­ниц ИУ. Рус­ская пуб­ли­ци­сти­ка XVI в. М.; Л., 1947; Лу­рье Я. С. Идео­ло­ги­че­ская борь­ба в рус­ской пуб­ли­ци­сти­ке кон. XV – нач. XVI в. М.; Л., 1960; Ере­мин И. П. Ли­те­ра­ту­ра Древ­ней Ру­си: Этю­ды и ха­рак­тери­сти­ки. М.; Л., 1966; Зи­мин А. А. Круп­ная фео­даль­ная вот­чи­на и со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ская борь­ба в Рос­сии (кон. XV – XVI вв.). М., 1977; Зо­ло­ту­хи­на Н. М. Ио­сиф Во­лоц­кий. М., 1981; Алек­се­ев А. И. Под зна­ком кон­ца вре­мен. СПб., 2002.

Вернуться к началу