Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИО́СИФ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 576

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Бабкина; И. Л. Бусева-Давыдова (иконография)
Я. Понтормо. «Иосифа продают Потифару». 1515. Национальная галерея (Лондон). Архив БРЭ

ИО́СИФ (евр. יוסף ,יהוסף; греч. Ἰωσήφ, лат. Ioseph), в Вет­хом За­ве­те – сын Иа­ко­ва и пер­ве­нец его лю­би­мой же­ны Ра­хи­ли, ро­див­шей его по­сле дли­тель­но­го бес­пло­дия (Быт. 29:30–31, 30:22–24, 35:24). Бу­ду­чи позд­ним ре­бён­ком («сы­ном ста­рос­ти», Быт. 37:3), И. был осо­бен­но об­лас­кан сво­им от­цом, что по­сто­ян­но воз­бу­ж­да­ло рев­ность брать­ев (Быт. 37:4). При­чи­ной осо­бен­ной не­на­вис­ти брать­ев к 17-лет­не­му И. явил­ся его рас­сказ о сво­их снах, в од­ном из ко­то­рых ему по­кло­ни­лись солн­це, лу­на и один­на­дцать звёзд (весь дом Иа­ко­ва; Быт. 37:9). Ко­гда Иа­ков по­слал И. на­вес­тить брать­ев в их ко­че­вье в До­фа­не, вид при­бли­жаю­ще­го­ся И. вы­звал в брать­ях та­кую не­на­висть, что они за­мыс­ли­ли убить его. Ру­вим, втай­не на­де­ясь спа­сти И., пред­ло­жил бро­сить его в ров (Быт. 37:18–24). В от­сут­ст­вие Ру­ви­ма ми­мо ко­че­вья про­хо­дил тор­го­вый ка­ра­ван, на­прав­ляв­ший­ся в Еги­пет, и бра­тья по пред­ло­же­нию Иу­ды про­да­ли И. за 20 мер се­реб­ра. Что­бы скрыть зло­дея­ние, бра­тья, ра­зо­рвав и вы­пач­кав кро­вью оде­ж­ды И., при­нес­ли их от­цу как сви­детель­ст­во то­го, что И. рас­тер­зан в пу­ти хищ­ни­ка­ми (Быт. 37:25–35). В Егип­те И. был про­дан са­нов­ни­ку фа­рао­на По­ти­фа­ру (Быт. 37:36; 39:1). Бы­ст­ро сни­скав бла­го­во­ле­ние гос­по­ди­на, И. был на­зна­чен до­мо­пра­ви­те­лем (Быт. 39:2–6). Од­на­ко вско­ре По­ти­фар по на­ве­ту сво­ей же­ны, без­ус­пеш­но пы­тав­шей­ся со­блаз­нить И., за­то­чил его в тюрь­му (Быт. 39:7–20). В за­клю­че­нии И. до­бил­ся рас­по­ло­же­ния на­чаль­ни­ка тюрь­мы, по­ста­вив­ше­го его над все­ми уз­ни­ками (Быт. 39:21–23). То­гда же И. ис­тол­ко­вал сны на­хо­див­ших­ся в за­то­че­нии хле­бо­да­ра и гл. ви­но­чер­пия фа­рао­на: пер­во­му пред­ска­зал ско­рую казнь, вто­ро­му – ос­во­бо­ж­де­ние и вос­ста­нов­ле­ние в долж­но­сти. Пред­ска­за­ние И. сбы­лось, од­на­ко на­чаль­ник ви­но­чер­пи­ев, не­смот­ря на прось­бу И. хо­да­тай­ст­во­вать за не­го пе­ред фа­рао­ном, вспом­нил о нём лишь че­рез два го­да, ко­гда ни­кто из муд­ре­цов не смог ис­тол­ко­вать сон фа­рао­на (Быт. 40–41:1–8). Дос­тав­лен­ный ко дво­ру, И. ис­тол­ко­вал сон как пред­зна­ме­но­ва­ние се­ми лет изо­би­лия, на сме­ну ко­то­рым при­дут семь не­уро­жай­ных лет, и со­ве­товал соз­дать в те­че­ние изо­биль­ных лет про­до­вольств. за­па­сы, ко­то­рые по­зво­лят пре­дот­вра­тить го­лод в по­сле­дую­щие не­уро­жай­ные го­ды (Быт. 41:1–36). Фа­ра­он по­ру­чил осу­ще­ст­в­ле­ние пла­на са­мо­му И., на­де­лив его ши­ро­ки­ми пол­но­мо­чия­ми (Быт. 41:37–40, 46). Бла­го­да­ря И. в пе­ри­од тя­жё­лой за­су­хи Еги­пет стал жит­ни­цей для ок­ру­жаю­щих стран (Быт. 41:57). За зер­но зем­ле­вла­дель­цы от­да­ва­ли фа­рао­ну свои по­ля, и та­ким об­ра­зом все зем­ли Егип­та пе­ре­шли в лич­ное вла­де­ние фа­рао­на. С на­сту­п­ле­ни­ем го­лод­ных лет де­сять брать­ев И. при­бы­ли в Еги­пет, что­бы ку­пить зер­но, и пред­ста­ли пе­ред И., ко­то­ро­го не уз­на­ли. Он не от­крыл­ся брать­ям, обо­шёл­ся с ни­ми край­не су­ро­во и, об­ви­нив в со­гля­да­тай­ст­ве, со­дер­жал их три дня под стра­жей (Быт. 42:7–17). За­тем, по­тре­бо­вав, что­бы в до­ка­за­тель­ст­во сво­ей не­ви­нов­но­сти они при­вез­ли к не­му млад­ше­го бра­та Ве­ниа­ми­на и ос­та­вив за­лож­ни­ком Си­ме­о­на, от­пус­тил брать­ев до­мой с зер­ном (Быт. 42:18–38). Жес­то­кий го­лод и уго­во­ры сы­но­вей по­бу­ди­ли Иа­ко­ва со­гла­сить­ся на раз­лу­ку с Ве­ниа­ми­ном. По воз­вра­ще­нии брать­ев И. ос­во­бо­дил Си­ме­о­на и при­гла­сил их на тра­пе­зу. При­ка­зав упра­ви­те­лю тай­но по­ло­жить уп­ла­чен­ные брать­я­ми за зер­но день­ги в их меш­ки, а в ме­шок Ве­ниа­ми­на спря­тать се­реб­ря­ную ча­шу, И. от­пус­тил их. Од­на­ко вско­ре по­сле вы­ез­да брать­ев из го­ро­да по­слан­ный И. слу­га об­ви­нил их в во­ров­ст­ве. Ча­ша бы­ла об­на­ру­же­на у Ве­ниа­ми­на, и бра­тья вновь пред­ста­ли пе­ред И., ко­то­рый по­тре­бо­вал об­ра­ще­ния ви­нов­но­го в раб­ст­во. Ко­гда Иу­да пред­ло­жил взять на се­бя ви­ну Ве­ниа­ми­на, И. от­крыл­ся брать­ям и ве­лел спе­шить в Ха­на­ан, что­бы пе­ре­вез­ти в Еги­пет от­ца и всё се­мей­ст­во (Быт. 43–45). С раз­ре­ше­ния фа­рао­на се­мей­ст­во Иа­ко­ва по­се­ли­лось в Егип­те в зем­ле Ге­сем (Быт. 47:6). Иа­ков про­жил там 17 лет (Быт. 47:28) и, по­чув­ст­во­вав бли­зость смер­ти, бла­го­сло­вил двух сы­но­вей И., ро­ж­дён­ных в Егип­те, Еф­ре­ма и Ма­нас­сию (фак­ти­че­ски как пра­ро­ди­те­лей двух ко­лен Из­раи­ле­вых; Быт. 48:5), за­по­ве­дав И. и брать­ям по­хо­ро­нить его в пе­ще­ре Мах­пе­ла. Сам И. умер в 110 лет. Пе­ред смер­тью он за­ста­вил брать­ев по­кля­сть­ся, что они пе­ре­ве­зут его ос­тан­ки из Егип­та в Зем­лю обе­то­ван­ную (Быт. 50:22–26).

Яв­ля­ясь при­ме­ром це­ло­ст­но­го вет­хо­за­вет­но­го био­гра­фич. по­ве­ст­во­ва­ния, ис­то­рия И. пред­став­ля­ет­ся цен­ным ис­то­рич. ис­точ­ни­ком, со­дер­жа­щим све­де­ния по оно­ма­сти­ке, то­по­ни­ми­ке, эко­но­мич. и куль­тур­ным ас­пек­там бы­та се­мит­ских пле­мён, их взаи­мо­от­но­ше­ни­ям с егип. гос-вом (напр., по­лу­чив­шая зна­чит. рас­про­стра­не­ние и от­ра­жён­ная в егип. ис­точ­ни­ках 2-й пол. 2-го тыс. до н. э. прак­ти­ка по­куп­ки зер­на в Егип­те се­мит­ски­ми ко­чев­ни­ка­ми), а так­же по внут­ри­еги­пет­ской адм. и со­ци­аль­ной про­бле­ма­ти­ке (напр., за­ня­тие се­ми­та­ми выс­ших адм. по­стов, по­ли­ти­ка фа­рао­нов по кон­со­ли­да­ции фон­да двор­цо­вых зе­мель). Фак­то­гра­фия жиз­ни И. пре­тер­пе­ла воз­дей­ст­вие др.-егип. фольк­лор­ных форм (напр., «Сказ­ки о двух брать­ях», 13 в. до н. э.). Жи­тие И. во­шло в вет­хо­за­вет­ный апок­риф «За­ве­ты две­на­дца­ти пат­ри­ар­хов» (кон. 2 в. до н. э.). В 9–15 вв. в ис­лам­ском ми­ре под влия­ни­ем ко­ра­нич. из­ло­же­ния (12-я су­ра) при­об­ре­ли по­пу­ляр­ность по­эмы об Ио­си­фе и же­не По­ти­фа­ра («Юсуф и Зу­лей­ха»).

Иконография

Рембрандт. «Жена Потифара обвиняет Иосифа». 1655. Национальная художественная галерея (Вашингтон). Архив БРЭ

Те­ма И. в изо­бра­зит. иск-ве по­яв­ля­ет­ся в 3–4 вв. (рос­пи­си си­на­го­ги в Ду­ра-Ев­ро­по­се, 245–256; фраг­мент сар­ко­фа­га из ка­та­комб Сан-Кал­ли­сто, 2-я треть 4 в.; рос­пись ка­та­комб на Виа-Ла­ти­на в Ри­ме, кон. 4 в.). Его изо­бра­жа­ют юным, в хи­то­не и пла­ще. В ру­ко­пи­сях раз­вёр­ну­тые цик­лы жи­тия И. из­вест­ны с 6 в. (Кот­то­нов­ская Биб­лия, Брит. му­зей – 22 сце­ны). Ис­то­рия И. вклю­че­на в цикл ил­лю­ст­ра­ций Кни­ги Бы­тия с 6 в. (ми­ниа­тю­ры «Вен­ско­го Ге­не­зи­са», Австр. нац. б-ка, Ве­на; Кот­то­нов­ская Биб­лия, обе 6 в.). В ви­зант. ок­та­тев­хах 11–12 вв. со­дер­жит­ся от 40 до 55 сцен. Хри­сто­ло­ги­че­ский (И. как про­об­раз Хри­ста), эк­кле­зио­ло­ги­че­ский (И. как об­раз Церк­ви) и мо­ра­ли­зи­рую­щий (И. – сим­вол чис­то­ты) ас­пек­ты ис­то­рии И. обу­сло­ви­ли её по­пу­ляр­ность в ср.-век. иск-ве: ми­ниа­тю­ры «Лек­цио­на­рия Ген­ри­ха II» (1007–12, Ба­вар­ская гос. б-ка, Мюн­хен), скульп­ту­ра ка­пи­те­лей со­бо­ров в Вез­ле и Мон­реа­ле (12 в.), мо­заи­ки со­бо­ра Св. Мар­ка в Ве­не­ции (ок. 1230), вит­ра­жи со­бо­ра в Шар­тре (13 в.). И. по­свя­ще­но од­но из клейм «Рай­ских врат» Л. Ги­бер­ти (1424–52, му­зей со­бо­ра, Фло­рен­ция), пред­став­ляю­щее клю­че­вые эпи­зо­ды его жиз­ни. В эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния ис­то­рия И. ста­но­вит­ся те­мой для са­мо­сто­ят. жи­во­пис­ных се­рий: 6 тон­до ано­ним­но­го ни­дерл. «Мас­те­ра ис­то­рии Ио­си­фа» (ок. 1500, Ста­рая пи­на­ко­те­ка, Мюн­хен; му­зей Бо­де, Бер­лин; Мет­ро­по­ли­тен-му­зей, Нью-Йорк), 14 жи­во­пис­ных пан­но для брач­ных по­ко­ев Пьер­фран­че­ско Бор­ге­ри­ни и Мар­га­ри­ты Ач­чай­уо­ли в их фло­рен­тий­ском двор­це (1515, ху­дож­ни­ки Я. Пон­тор­мо, А. дель Сар­то, Ф. Гра­нач­чи, Бакь­як­ка и Фран­ча­бид­жо, ны­не – в Па­лац­цо Пит­ти и га­ле­рее Уф­фи­ци во Фло­рен­ции, га­ле­рее и му­зее Бор­ге­зе в Ри­ме, Нац. га­ле­рее в Лон­до­не). Ис­клю­чи­тель­ной по­пу­ляр­но­стью в эпо­ху позд­не­го Воз­ро­ж­де­ния и ба­рок­ко поль­зо­вал­ся сю­жет «Ио­сиф и же­на По­ти­фа­ра» («Ис­ку­ше­ние Ио­си­фа»), к ко­то­ро­му об­ра­ща­лись Я. Тин­то­рет­то (ок. 1555, Пра­до, Мад­рид), Г. Ре­ни (1631, ГМИИ им. А. С. Пуш­ки­на, Мо­ск­ва), Б. Э. Му­ри­льо (1640–45, Гос. кар­тин­ная га­ле­рея, Кас­сель), Рем­брандт (1655, Нац. га­ле­рея ис­кусств, Ва­шинг­тон). Ил­лю­стри­ро­ва­лись так­же сю­же­ты: «Ио­сиф тол­ку­ет сны ви­но­чер­пию и хле­бо­да­ру» (А. А. Ива­нов, 1827, ГРМ, С.-Пе­тер­бург), «Ио­сиф тол­ку­ет сны фа­рао­на» (П. фон Кор­не­ли­ус, 1816–17, фре­ска в Палаццо Дзуккари в Ри­ме, ны­не – Ста­рая нац. га­ле­рея, Бер­лин), «Ио­сиф и его бра­тья» (Ф. А. Ма­уль­берч, 1745–50, Му­зей изящ­ных ис­кусств, Бу­да­пешт). В иск-ве 20 в. к об­ра­зу И. об­ра­ща­лись не­час­то, в осн. в со­ста­ве биб­лей­ских цик­лов («Биб­лей­ское По­сла­ние» М. З. Ша­га­ла, рас­кра­шен­ные офор­ты, 1931–58; «Биб­лия в кар­тин­ках для де­тей» А. де Фрис, ли­но-гра­вю­ры, 1964).

Ико­на И. на­чи­ная с 17 в. встре­ча­ет­ся в пра­оте­че­ском ря­ду рус. вы­со­ких ико­но­ста­сов (ико­но­стас Тро­иц­ко­го со­бо­ра Ипать­ев­ско­го мон., 1652). Со­глас­но рус. ико­но­пис­но­му под­лин­ни­ку 17 в., И. дол­жен вы­гля­деть «аки Бо­рис, ри­за кня­же­ска, ба­гор, в пор­фи­ре, ис­под ла­зорь». Жи­тий­ные ико­ны И. край­не ред­ки (ико­на 19 в. из ча­ст­но­го со­б­ра­ния, Мо­ск­ва).

Вернуться к началу