Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИОА́НН РЫ́ЛЬСКИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 525

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. Чешмеджиев, М. Розинская
«Иоанн Рыльский». Фреска церкви Рождества Пресвятой Богородицы Рыльского монастыря. 19 в. Архив БРЭ
Рыльский монастырь. Архив БРЭ

ИОА́НН РЫ́ЛЬСКИЙ (болг. Иван Рил­ски) [меж­ду 876 и 880, с. Скри­но близ г. Сре­дец (ны­не Со­фия) – 18.8.946, гор­ный мас­сив Ри­ла], пре­по­доб­ный, наи­бо­лее по­чи­тае­мый свя­той Болг. пра­во­слав­ной церк­ви. Све­де­ния о жиз­ни И. Р. со­дер­жат неск. жи­тий, наи­бо­лее ран­нее из ко­то­рых – «Бе­зы­мян­ное», или «На­род­ное» – бы­ло со­став­ле­но в 12 в. С юных лет И. Р. от­ли­чал­ся на­бож­но­стью и це­ло­муд­ри­ем. В 25 лет, раз­дав иму­ще­ст­во, он при­шёл в мо­на­стырь (наи­бо­лее ве­ро­ят­но, в Бо­бо­шев­ский в честь вмч. Ди­мит­рия) и при­нял мо­на­ше­ский по­стриг. Вско­ре ушёл из оби­те­ли и по­се­лил­ся в пус­тын­ной гор­ной ме­ст­но­сти, од­на­ко из-за час­тых на­па­де­ний раз­бой­ни­ков по­ки­нул это ме­сто, дол­го ски­тал­ся и до­шёл до ок­ре­ст­но­стей го­ры Ри­ла. Здесь бо­лее 12 лет жил сна­ча­ла в ду­п­ле, а за­тем в пе­ще­ре. К И. Р. ста­ли при­хо­дить лю­ди. Не­ко­то­рые ста­но­ви­лись его уче­ни­ка­ми, и ок. 30-х гг. 10 в. ря­дом с пе­ще­рой поя­ви­лась мо­на­ше­ская об­щи­на. Сла­ва о И. Р. бы­ст­ро рас­про­стра­ни­лась, к не­му при­хо­ди­ло мно­же­ст­во лю­дей. Ко­гда ему ис­пол­ни­лось 60 лет, он по­ста­вил на­став­ни­ком об­щи­ны сво­его уче­ни­ка Гри­го­рия и уе­ди­нил­ся в сво­ей пе­ще­ре. Чув­ст­вуя при­бли­же­ние кон­чи­ны, он дал уче­ни­кам на­став­ле­ния о мо­на­ше­ский жиз­ни, из­вест­ные как «За­вет Ио­ан­на Риль­ско­го».

О по­гре­бе­нии И. Р. све­де­ния про­ти­во­ре­чи­вы: по од­ним ис­точ­ни­кам, его те­ло сра­зу по­хо­ро­ни­ли в не­из­вест­ном мес­те на го­ре Ри­ла, по дру­гим – че­рез 40 дней, в те­че­ние ко­то­рых оно бла­го­уха­ло и не под­вер­га­лось тле­нию. По ука­зу ца­ря Пет­ра (927–969) (а по ви­зант. ис­точ­ни­кам, во 2-й пол. 10 в. или да­же во 2-й пол. 11 в.) мо­щи свя­то­го пе­ре­не­сли в Сре­дец. Не­ко­то­рые ре­дак­ции жи­тия со­об­ща­ют, что при не­из­вест­ных об­стоя­тель­ст­вах мо­щи ока­за­лись в Эс­тер­го­ме (Венг­рия), но в 1187 бы­ли воз­вра­ще­ны в Сре­дец. 19 окт. (ок. 1195) царь Ио­анн Асень по­ло­жил их в церк­ви на хол­ме Тра­пе­зи­ца в но­вой сто­ли­це болг. гос-ва Ве­ли­ко-Тыр­но­ве. 1.7.1469 мо­щи бы­ли тор­же­ст­вен­но воз­вра­ще­ны в Рыль­ский мон. Не­из­вест­на судь­ба дес­ни­цы (пра­вой ру­ки) свя­то­го. Со­глас­но пре­да­нию, сло­жив­ше­му­ся в г. Рыльск (Кур­ская обл.), в 11 в. её при­нес­ли болг. мо­на­хи, ко­то­рые на вы­со­ком хол­ме ос­но­ва­ли в честь И. Р. мо­на­стырь, дав­ший бу­ду­ще­му го­ро­ду на­зва­ние. В пе­ри­од та­та­ро-мон­голь­ско­го ига из-за уг­ро­зы унич­то­же­ния свя­ты­ню спря­та­ли в пе­ще­ре хол­ма, но ме­сто тай­ни­ка по­том бы­ло по­те­ря­но. Ис­то­ри­ки со­мне­ва­ют­ся в дос­то­вер­но­сти рус. пре­да­ния и, ссы­ла­ясь на со­об­ще­ния ис­точ­ни­ков, ут­верж­дав­ших, что по­сле 1393 про­то­поп Яков из Плов­ди­ва по­лу­чил «час­ти­цу» мо­щей И. Р., пред­по­ла­га­ют, что «час­ти­цей» мог­ла быть дес­ни­ца, ко­то­рая позд­нее бы­ла пе­ре­да­на на Русь в бла­го­дар­ность за ми­ло­сты­ню. По­ми­мо русской, есть греч. вер­сия, со­глас­но ко­то­рой, дес­ни­ца И. Р. бы­ла во вре­мя рус.-тур. вой­ны 1768–74 до­с­тав­ле­на рус. вой­ска­ми на греч. о. Си­рос, а за­тем пе­ре­да­на в мон. Кех­ро­ву­ниу на о. Ти­нос (Гре­ция) и по­ме­ще­на в се­реб­ря­ный мо­ще­вик, имею­щий фор­му ру­ки.

По­чи­та­ние свя­то­го на­ча­лось вско­ре по­сле его смер­ти. Его па­мять встре­ча­ет­ся в ру­ко­пи­сях с 12 в., пер­вые изо­бра­же­ния – с 13 в. Ему по­свя­ще­ны мно­го­числ. церк­ви и мо­на­сты­ри не толь­ко в Бол­га­рии, но и в Рос­сии, напр. ос­но­ва­нный Ио­ан­ном Крон­штадт­ским мо­на­стырь на р. Кар­пов­ка в С.-Пе­тер­бур­ге. Дни памяти в Рус. и Болг. пра­во­слав­ных церк­вах – 18(31) авг., 19 окт. (1 но­яб.), в Болг. так­же 1(14) ию­ля.

Об­щи­на, сло­жив­шая­ся во­круг И. Р., по­сле его смер­ти рас­па­лась. В 1335 ме­ст­ный пра­ви­тель Хре­льо Дра­го­вол в 4 км от мес­та под­ви­гов свя­то­го (на выс. 1147 м) по­стро­ил обо­ро­ни­тель­ную баш­ню (ку­ла), а в 1343 – цер­ковь, при ко­то­рой сло­жил­ся муж­ской мо­на­стырь. По­сле воз­вра­ще­ния в 15 в. мо­щей свя­то­го оби­тель ста­ла гл. ду­хов­ным и куль­тур­ным цен­тром Бол­га­рии. Её на­сель­ни­ка­ми бы­ли вид­ные дея­те­ли болг. про­све­ще­ния: Паи­сий Хи­лан­дар­ский, Нео­фит Рыль­ский и др. В 1816–60 про­ве­де­на мас­штаб­ная ре­кон­ст­рук­ция мо­на­сты­ря: ста­рую цер­ковь ра­зо­бра­ли, на её мес­те в 1837 по­ста­ви­ли но­вую в честь Ро­ж­де­ст­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. В 1983 мо­на­стырь был вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия.

Мо­на­стырь пред­став­ля­ет со­бой ком­плекс объ­е­ди­нён­ных в не­пра­виль­ный пя­ти­уголь­ник жи­лых и хо­зяй­ств. ка­мен­ных зда­ний (пл. 8800 м2, выс. до 24 м), внутр. сте­ны ко­то­рых ук­ра­ше­ны мно­го­числ. ар­ка­ми, ко­ло­нна­ми и резь­бой. В цен­тре ком­плек­са – Хрель­о­ва баш­ня и 5-ку­поль­ная ба­роч­ная цер­ковь с внеш­ней от­кры­той га­ле­реей. В рос­пи­си церк­ви (1844) при­ни­мал уча­стие из­вест­ный болг. ико­но­пи­сец За­ха­рий Зо­граф. При мо­на­сты­ре соз­да­ны му­зей и бо­га­тая биб­лио­те­ка.

Лит.: Ива­нов Й.  Св. Иван Рил­ски и не­го­ви­ят ма­на­стир. Со­фия, 1917; он же. Жи­тия на св. Иван Рил­ски. Со­фия, 1937; Ки­сел­ков В. Св. Иван Рил­ски: Жи­тия. Со­фия, 1940; Ды­лев­ский Н. М. Риль­ский мо­на­стырь и Рос­сия в XVI и XVII вв. Со­фия, 1946; он же. Жи­тия Ио­ан­на Рыль­ско­го рус­ских древ­ле­хра­ни­лищ и их бол­гар­ские ис­точ­ни­ки: (Крат­кие за­мет­ки к ма­те­риа­лам и за­да­чи даль­ней­ше­го ис­сле­до­ва­ния) // Тру­ды От­де­ла древ­не­рус­ской ли­те­ра­ту­ры. Л., 1968. Т. 23; Дуй­чев И. Рил­ски­ят све­тец и не­го­ва­та оби­тел. Со­фия, 1947; Пу­лос П.  Св. Иван Рил­ски. Со­фия, 1992; Кое­ва М.  Рил­ски­ят ма­на­стир. 2-е изд. Со­фия, 2003.

Вернуться к началу