Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИОА́НН ЛЕ́СТВИЧНИК

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 521

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




«Иоанн Лествичник, Георгий и Власий». Икона. Последняя треть 13 в. Русский музей (С.-Петербург). Архив БРЭ

ИОА́НН ЛЕ́СТВИЧНИК, Схо­ла­стик, Си­на­ит (’Ιωάννης ὁ τς Κλίμαϰος) (до 579 – ок. 650, по др. дан­ным, ок. 525 – нач. 7 в.), игу­мен Си­най­ско­го мон. Св. Ека­те­ри­ны, ду­хов­ный пи­са­тель, хри­сти­ан­ский свя­той. Све­де­ния о жиз­ни И. Л. чрез­вы­чай­но скуд­ны и име­ют во мно­гом агио­гра­фич. ха­рак­тер. Осн. ис­точ­ни­ком яв­ля­ет­ся по­свя­щён­ная И. Л. эн­ко­мия Да­нии­ла Ра­иф­ско­го («Крат­кое опи­са­ние жи­тия ав­вы Ио­ан­на, игу­ме­на свя­той го­ры Си­най­ской, про­зван­но­го Схо­ла­сти­ком, по­ис­ти­не свя­то­го от­ца»), на­пи­сан­ная вско­ре пос­ле смер­ти под­виж­ни­ка. Со­глас­но агио­гра­фич. тра­ди­ции, И. Л. – сын свя­тых Ксе­но­фон­та и Ма­рии, брат пус­тын­ни­ка св. Ге­ор­гия Ар­си­лаи­та. В воз­рас­те 16 лет под­ви­зал­ся в Си­най­ском мо­на­сты­ре Св. Ека­те­ри­ны при ав­ве Мар­ти­рии. По­сле смер­ти на­став­ни­ка уда­лил­ся в пус­тынь Фо­ла, при­нял обет бла­го­го мол­ча­ния. Под­ви­зал­ся в пус­ты­ни ок. 40 лет. Пред­при­нял пу­те­ше­ст­вие в Еги­пет; по воз­вра­ще­нии из Егип­та был из­бран игу­ме­ном Си­най­ско­го мон. Св. Ека­те­ри­ны. За неск. лет до смер­ти ос­та­вил игу­мен­ст­во и вновь уда­лил­ся в пус­тынь, где, ве­ро­ят­но, и скон­чал­ся.

Осн. труд И. Л. – «Ле­ст­ви­ца рай­ская» («Κλίμαξ τοῦ παραδείσου») – со­чи­не­ние, из­вест­ное так­же по ран­не­му ма­ну­ск­рип­ту из Нац. б-ки в Па­ри­же как «Скри­жа­ли ду­хов­ные» («Πλᾴϰες πνευματιϰαί »), со­став­лен­ное И. Л. по прось­бе Ио­ан­на, игу­ме­на Ра­иф­ско­го. Ад­ре­со­ван­ное в рав­ной ме­ре как под­виж­ни­кам-от­шель­ни­кам, так и мо­на­хам, под­ви­заю­щим­ся в об­ще­жи­тии (ки­но­вии), со­чи­не­ние пред­став­ля­ет со­бой ру­ко­во­дство в ду­хов­ной жиз­ни ино­ка, ко­то­рая, по мыс­ли И. Л., яв­ля­ет­ся пу­тём не­пре­рыв­но­го вос­хо­ж­де­ния по ле­ст­ни­це ду­хов­но­го со­вер­шен­ст­во­ва­ния. Та­ко­вых сту­пе­ней И. Л. вы­де­ля­ет 30, по чис­лу лет зем­ной жиз­ни Спа­си­те­ля, пред­ше­ст­во­вав­ших на­ча­лу его про­по­ве­ди. «Ле­ст­ви­ца» под­раз­де­ля­ет­ся на ряд со­дер­жа­тель­ных бло­ков: сло­ва 1–4-е – о прак­ти­ке от­ре­че­ния от ми­ра, сло­ва 5–7-е – о прак­ти­ке по­кая­ния, сло­ва 8–17-е – об от­вер­же­нии по­ро­ков и сни­ска­нии доб­ро­де­те­лей, сло­ва 18–26-е – о прак­ти­ке ас­ке­зы и из­бе­жании прель­ще­ния ис­ку­ше­ния­ми в ней, сло­ва 27–29-е – о сни­ска­нии без­мол­вия (иси­хии), мо­лит­ве, бес­стра­стии (апа­тии), сло­во 30-е – о ве­ре, на­де­ж­де, люб­ви. Так, со­глас­но «Ле­ст­ви­це», путь хри­сти­ан­ско­го со­вер­шен­ст­ва на­чи­на­ет­ся с уда­ле­ния от ми­ра гре­ха и борь­бы со стра­стя­ми. От удо­воль­ст­вия и чув­ст­вен­ных на­сла­ж­де­ний дух об­ра­ща­ет­ся к пе­ча­ли по Бо­гу и по­сто­ян­но­му па­мя­то­ва­нию смер­ти. Спа­си­тель­ная пе­чаль умяг­ча­ет серд­це си­лой слёз, ос­во­бо­ж­дая под­виж­ни­ка от се­бя­лю­бия. По­бе­див­ший стра­сти об­ре­та­ет по бла­го­да­ти Бо­жи­ей выс­шую спо­соб­ность «раз­ли­че­ния», или «рас­суж­де­ния» (διᾴϰρισις), ко­то­рая по­мо­га­ет че­ло­ве­ку за­ме­чать и рас­по­зна­вать в се­бе и в дру­гих злые и до­б­рые по­бу­ж­де­ния, по­дав­лять пер­вые, раз­ви­вать вто­рые. В выс­шем со­стоя­нии бо­го­по­доб­но­го бес­стра­стия и внут­рен­не­го по­коя (ἡσυχία) под­виж­ник уже на зем­ле на­чи­на­ет вку­шать не­бес­ное бла­жен­ст­во. Ис­точ­ни­ком опы­та хри­сти­ан­ско­го вос­хо­ж­де­ния, опи­сан­но­го «Ле­ст­ви­цей», по­слу­жил как соб­ст­вен­ный ас­ке­тич. опыт И. Л., так и опыт упо­мя­ну­тых им пред­ше­ст­вен­ни­ков: Еваг­рия Пон­тий­ско­го, Ге­о­р­гия Ар­си­лаи­та и др. Ве­ро­ят­но, не без влия­ния пас­тыр­ско-ди­дак­тич. со­чи­не­ния па­пы Рим­ско­го Гри­го­рия I Ве­ли­ко­го «Пас­тыр­ское пра­ви­ло» («Regula pastoralis», нач. 590-х гг.), а так­же по прось­бе Ио­ан­на Ра­иф­ско­го И. Л. бы­ло под­го­тов­ле­но соч. «К пас­ты­рю» («Πρὸς τὸν ποιμένα»), по­свя­щён­ное рас­кры­тию идеа­ла пас­ты­ря и гла­вы ду­хов­ной об­щи­ны.

Со­чи­не­ния И. Л. при­об­ре­ли ши­ро­кую из­вест­ность в вос­точ­но­хри­сти­ан­ском и за­пад­но­хри­сти­ан­ском ми­ре. В 10–11 вв. «Ле­ст­ви­ца» бы­ла пе­ре­ве­де­на на слав. яз. в Бол­га­рии. В 14 в. но­вый пе­ре­вод осу­ще­ст­в­лён в Сер­бии под рук. митр. Сав­ва­тия Серб­ско­го. Ука­зан­ные пе­ре­во­ды по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние и на Ру­си. В кон. 15 в. «Ле­ст­ви­ца» ста­ла из­вест­на на За­па­де в лат. пе­ре­во­де.

Дни па­мя­ти в Рус. православной церк­ви в 4-ю неделю Великого поста и 30 мар­та (12 апр.).

Соч.: Migne PG. T. 88. Col. 583–1248.

Лит.: Bogdanovíc D. Jovan Lestvičnik u vizan­tijskoj i staroj srpskoj književnosti. Belgrade, 1968; Couilleau G. Jean Climaque // Diction­naire de spiritualité ascétique et mystique. P., 1974. Vol. 8.

Вернуться к началу