Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИОА́НН ЗЛАТОУ́СТ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 517

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Священник Г. Саввин, А. Р. Фокин
«Иоанн Златоуст». Мозаика. Софийский собор в Киеве. 1040-е гг. Архив БРЭ

ИОА́НН ЗЛАТОУ́СТ, Хри­зо­стом (’Ιωάννης Χρυσόστομος) [ме­ж­ду 344 и 354, Ан­ти­охия – 14.9.407, Би­зе­ри, пров. Понт в Ма­лой Азии (ны­не Тур­ция)], ар­хи­епи­скоп Кон­стан­ти­но­поль­ский (398–404), эк­зе­гет, про­по­вед­ник, отец и учи­тель Церк­ви, хри­сти­ан­ский свя­той.

Про­ис­хо­дил из бо­га­той се­мьи; отец И. З., за­ни­мав­ший круп­ный во­ен. пост, скон­чал­ся, ког­да сы­ну не ис­пол­ни­лось и двух лет. Ов­до­вев­шая в очень мо­ло­дом воз­рас­те мать И. З., Ан­фу­са, не ста­ла вто­рич­но вы­хо­дить за­муж и от­да­ла все си­лы хри­сти­ан­ско­му вос­пи­та­нию сы­на. И. З. по­лу­чил бле­стя­щее свет­ское об­ра­зо­ва­ние под ру­ко­вод­ст­вом зна­ме­ни­то­го ри­то­ра Ли­ва­ния и фи­ло­со­фа Ан­дра­га­фия, за­тем вме­сте с Фео­до­ром (бу­ду­щий еп. Феодор Моп­суе­стий­ский) изу­чал Свя­щен­ное Пи­са­ние и хри­сти­ан­ское бо­го­сло­вие в мо­на­стыр­ском уч-ще не­да­ле­ко от Ан­тио­хии под на­ча­лом пре­сви­те­ра Дио­до­ра (впо­след­ст­вии еп. Диодор Тарсский) и его по­мощ­ни­ка Кар­те­рия. Ок. 368 И. З. при­нял кре­ще­ние от свт. Ме­ле­тия Ан­тио­хий­ско­го, в 371 был по­став­лен в чте­цы. По­сле смер­ти ма­те­ри (ве­ро­ят­но, в 372) он уда­лил­ся из Ан­тио­хии на го­ру Силь­пий, где стал мо­на­хом и про­вёл ок. 6 лет в стро­гом по­движ­ни­чест­ве сна­ча­ла под ру­ко­вод­ст­вом не­кое­го си­рий­ско­го стар­ца, а за­тем – один в за­тво­ре в гор­ной пе­ще­ре. В свя­зи с ухуд­ше­ни­ем здо­ро­вья зи­мой 378/379 был вы­нуж­ден вер­нуть­ся в Ан­тио­хию. Ок. 381 свт. Ме­ле­ти­ем Ан­ти­охий­ским ру­ко­по­ло­жен в диа­ко­ны; ок. 386 еп. Фла­виа­ном Ан­тиохий­ским – в пре­сви­те­ры. В те­че­ние своего священниче­ско­го слу­же­ния И. З. сни­скал сла­ву та­лант­ли­вей­ше­го про­по­вед­ни­ка и пас­ты­ря. Во вре­мя вос­ста­ния в Ан­ти­охии в 387, вы­зван­но­го по­вы­ше­ни­ем на­ло­гов, ос­та­вал­ся в го­ро­де, вёл ак­тив­ную про­по­ведь сре­ди жи­те­лей о си­ле и важ­но­сти хри­сти­ан­ско­го сми­ре­ния.

В 397, по­сле кон­чи­ны ар­хи­еп. Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Нек­та­рия (381–397), по при­ка­зу имп. Ар­ка­дия И. З. про­тив сво­ей во­ли был до­став­лен в Кон­стан­ти­но­поль, где ру­ко­по­ло­жен в епи­ско­пы и по­став­лен на Кон­стан­ти­но­поль­скую ка­фед­ру. Став ар­хи­па­сты­рем, он уде­лял осо­бое вни­ма­ние нрав­ст­вен­но­му со­стоя­нию сто­лич­но­го ду­хо­вен­ст­ва, об­ли­чал при­двор­ные кру­ги за рас­пу­щен­ность, среб­ро­лю­бие и лу­кав­ст­во. Сред­ст­ва, пред­на­зна­чав­шие­ся для ар­хие­рей­ско­го дво­ра, И. З. ис­поль­зо­вал на со­дер­жа­ние не­сколь­ких боль­ниц и двух до­мов для па­лом­ни­ков. Не­при­язнь к И. З. сто­лич­ной зна­ти и лич­но имп. Ев­док­сии, борь­ба раз­ных пар­тий в сре­де выс­ше­го ви­зант. ду­хо­вен­ст­ва, а так­же оп­по­зи­ция свя­ти­те­лю в сре­де ма­ло­азий­ско­го и еги­пет­ско­го епи­ско­па­та, бе­ло­го ду­хо­вен­ст­ва и кон­стан­ти­но­поль­ско­го мо­на­ше­ст­ва ста­ли при­чи­на­ми его ско­ро­го низ­ло­же­ния. В 403 со­бор, соз­ван­ный в пред­ме­стье Хал­ки­до­на, в ко­то­ром участ­во­ва­ли епи­ско­пы, враж­деб­но на­стро­ен­ные к И. З. (в т. ч. Фео­фил Алек­сан­д­рий­ский, Ака­кий Ве­рий­ский, Се­ве­риан Га­валь­ский, Ан­ти­ох Пто­ле­ма­ид­ский), и ку­да И. З. от­ка­зал­ся явить­ся, предъ­я­вил ему спи­сок разл. об­ви­не­ний и ли­шил ка­фед­ры. И. З. был вы­слан из Кон­стан­ти­но­по­ля. Од­на­ко вспых­нув­шие нар. вол­не­ния при­ну­ди­ли им­пе­ра­то­ра от­ме­нить ре­ше­ние о вы­сыл­ке и воз­вра­тить И. З. на ка­фед­ру. В апр. 404 по­сле­до­вал имп. указ о но­вой ссыл­ке И. З. яко­бы за са­мо­воль­ное за­ня­тие ка­фед­ры по­сле вы­не­сен­но­го со­бор­но­го пре­ще­ния; в ию­не 404 свя­ти­тель был от­прав­лен в Ку­куз (Ма­лая Ар­ме­ния), че­рез 3 го­да – в Пи­ти­унт (ны­не Пи­цун­да, Аб­ха­зия), на пу­ти в ко­то­рый скон­чал­ся от бо­лез­ни. Тра­ди­ция по­чи­та­ния ме­ста смер­ти И. З. существует и в Аб­ха­зии.

В 408 Пал­ла­ди­ем Еле­но­поль­ским бы­ло со­став­ле­но пер­вое жи­тие И. З. В 417 ар­хи­еп. Кон­стан­ти­но­поль­ский Ат­тик (406–425) вос­ста­но­вил имя И. З. в дип­ти­хе кон­стан­ти­но­поль­ской Церк­ви. В 438, по ре­ше­нию ар­хи­еп. Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Про­кла (434–447), ос­тан­ки И. З. бы­ли пе­ре­не­се­ны в Кон­стан­ти­но­поль и пе­ре­за­хо­ро­не­ны в ц. Св. Апо­сто­лов (пес­но­пе­ния в честь пе­ре­не­се­ния мо­щей бы­ли со­став­ле­ны в 9 в. Ио­си­фом Гим­но­гра­фом и Кос­мой Вес­ти­то­ром). По­сле за­хва­та Кон­стан­ти­но­по­ля кре­сто­нос­ца­ми (1204) мо­щи бы­ли пе­ре­не­се­ны в Рим, в со­бор Св. Пе­тра; в 2004 па­па Иоанн Па­вел II пе­ре­дал мо­щи И. З. и Гри­го­рия Бо­го­сло­ва кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ху Вар­фо­ло­мею I.

И. З. – ав­тор ог­ром­но­го лит. на­сле­дия, вклю­чаю­ще­го го­ми­лии (бе­се­ды, про­по­ве­ди), трак­та­ты, а так­же пись­ма, в ко­то­рых со­дер­жат­ся цен­ные све­де­ния о цер­ков­ной, по­ли­тич., со­ци­аль­ной и куль­тур­ной жиз­ни Ви­зан­тии кон. 4 – нач. 5 вв.

Го­ми­лии, чи­слом бо­лее 700, под­раз­де­ля­ют­ся на эк­зе­ге­ти­чес­кие, дог­ма­ти­ко-по­ле­ми­чес­кие, нрав­ст­вен­но-ас­ке­ти­чес­кие, празд­нич­ные, эн­ко­миа­сти­чес­кие и др. В эк­зе­ге­ти­чес­ких го­ми­ли­ях, про­из­не­сён­ных И. З. в осн. в Ан­тио­хии в пе­ри­од его свя­щен­ни­чес­ко­го слу­же­ния, ав­тор ис­тол­ко­вы­ва­ет отд. ме­ста и це­лые кни­ги Вет­хо­го и Но­во­го За­ве­та (Кни­ги Бы­тие, Царств, Псал­тирь, Иова, про­ро­ка Исаии, про­ро­ка Иере­мии, Еван­ге­лия от Мат­фея, от Иоан­на, Дея­ния Апо­сто­лов, 14 По­сла­ний ап. Пав­ла). Его эк­зе­ге­зе свой­ст­вен­но со­че­та­ние учё­но­го дис­кур­са и пас­тыр­ско­го сло­ва. Для И. З.-пас­ты­ря Сло­во Бо­жие – пер­во­ис­точ­ник и ос­но­ва хри­сти­ан­ско­го пу­ти. Для И. З.-эк­зе­ге­та, опе­ри­рую­ще­го ме­то­да­ми ан­ти­охий­ской эк­зе­ге­зы, Сло­во Бо­жие со­вер­шен­но ис­то­рич­но, из бук­валь­но-ис­то­рич. смыс­ла биб­лей­ско­го по­вест­во­ва­ния у не­го ор­га­нич­но про­ис­те­ка­ют бо­го­слов­ско-ти­по­ло­гич. и нрав­ст­вен­но-прак­тич. тол­ко­ва­ния.

Иоанн Златоуст. Барельеф. Византия. 11 в. Лувр (Париж). Архив БРЭ

К дог­ма­ти­ко-по­ле­мич. го­ми­ли­ям при­над­ле­жат: 5 слов «О не­по­сти­жи­мо­сти Бо­жи­ей» (386–387) и свя­зан­ные с ни­ми 7 слов «Про­тив ано­ме­ев» (397), в ко­то­рых ав­тор оп­ро­вер­га­ет ересь ано­ме­ев, ут­верж­дав­ших воз­мож­ность по­зна­ния сущ­но­сти Бо­жи­ей и от­ри­цав­ших еди­но­су­щие Сы­на От­цу; 8 слов «Про­тив иуде­ев» (386–387); три груп­пы «Ог­ла­си­тель­ных го­ми­лий», ад­ре­со­ван­ных го­то­вив­шим­ся при­нять кре­ще­ние на Пас­ху в Ан­тио­хии в 387, 388 и 390; 6 го­ми­лий «О судь­бе и про­мы­сле», в ко­то­рых И. З. кри­ти­ку­ет рас­про­стра­нён­ные в его вре­мя языч. пред­став­ле­ния о судь­бе; го­милия «О во­скре­се­нии мёрт­вых». Во­про­сам хри­сти­ан­ской нрав­ст­вен­но­сти спе­ци­аль­но по­свя­ще­ны: «Сло­во на но­вый год», «Про­тив цир­ко­вых игр и зре­лищ» (399), 3 го­ми­лии «О диа­во­ле» (где го­во­рит­ся о про­ис­хож­де­нии че­ло­ве­чес­ких по­ро­ков и ро­ли диа­во­ла), го­ми­лия «О ми­ло­сты­ни» по­буж­да­ет к дея­тель­ной за­бо­те о бед­ных и нуж­даю­щих­ся, го­мил­ии «О по­кая­нии» при­зы­ва­ют к не­пре­стан­но­му по­кая­нию и ис­прав­ле­нию нра­вов. И. З. при­над­ле­жит ряд го­ми­лий на цер­ков­ные празд­ни­ки, в т. ч. зна­ме­ни­тое «Ог­ла­си­тель­ное сло­во на Свя­тую Пас­ху» (не­ко­то­ры­ми ис­сле­до­ва­те­ля­ми при­зна­ёт­ся не­под­лин­ным). И. З. на­пи­сал мно­жест­во эн­ко­ми­ев (по­хваль­ных слов) в ад­рес вет­хо­за­вет­ных пра­вед­ни­ков, хри­сти­ан­ских свя­тых, му­че­ни­ков; в них со­дер­жат­ся све­де­ния по агио­ло­гии и цер­ков­ной ис­то­рии. Мн. го­ми­лии И. З. по­свя­ще­ны разл. со­бы­ти­ям его лич­ной и об­щест­вен­ной жиз­ни.

В трак­та­тах И. З. рас­кры­ва­ют­ся те­мы па­стыр­ст­ва («О свя­щен­ст­ве», 372–378 или 381–387), мо­на­шест­ва [«К Фео­до­ру пад­ше­му», 367 (368) или 372 (378); «К враж­дую­щим про­тив тех, кто при­вле­ка­ет к мо­на­шес­кой жиз­ни», 383 (386); «О со­кру­ше­нии», 372 (373)], дев­ст­ва («О дев­ст­ве», 382; «К дев­ст­вен­ни­цам, жив­шим вме­сте с муж­чи­на­ми», 382; «К жив­шим вме­сте с дев­ст­вен­ни­ца­ми», 398), вдов­ст­ва («К мо­ло­дой вдо­ве» и «О воз­дер­жа­нии от вто­ро­го бра­ка», 380–381), хри­сти­ан­ско­го вос­пи­та­ния [«О тще­сла­вии и вос­пи­та­нии де­тей», 393 (394)], от­но­ше­ния к стра­да­ни­ям [«К Ста­ги­рию под­виж­ни­ку, одер­жи­мо­му де­мо­ном», 381 (382)]; пред­став­ле­на по­ле­ми­ка с языч­ни­ка­ми и иудея­ми [«О бла­жен­ном Ва­ви­ле и про­тив Юлиа­на», 379; «Про­тив иуде­ев и языч­ни­ков о том, что Иисус Хри­стос есть ис­тин­ный Бог», 386 (387)] и др.

Эпи­сто­ляр­ное на­сле­дие И. З. вклю­ча­ет ок. 240 пи­сем, ад­ре­со­ван­ных более чем 130 ли­цам; наи­боль­ший ин­те­рес из них пред­став­ля­ют 2 пись­ма папе Рим­ско­му Ин­но­кен­тию I и 17 пи­сем диа­ко­ни­се Олим­пиа­де. Со­хра­нил­ся так­же ряд цер­ков­ных до­ку­мен­тов – по­сла­ний, по­ста­нов­ле­ний, ука­зов, со­став­лен­ных И. З. за вре­мя его ар­хие­пи­скоп­ст­ва.

Ав­тор­ст­ву И. З. тра­ди­ция при­пи­сы­ва­ет со­став­ле­ние чи­на ли­тур­гии, не­сколь­ких мо­литв чи­на еле­ос­вя­ще­ния, вве­де­ние ан­ти­фо­наль­но­го пе­ния за все­нощ­ным бде­ни­ем.

Из-за ог­ром­но­го ав­то­ри­те­та И. З. тра­ди­ци­он­но при­пи­сы­ва­лось мно­жест­во псев­до­эпи­гра­фи­чес­ких со­чи­не­ний, со­ста­вив­ших т. н. Псев­до-Зла­то­ус­тов кор­пус. В не­го вхо­дят в осн. со­чи­не­ния не­боль­шо­го объё­ма, фраг­мен­ты и пе­ре­ра­бот­ки под­лин­ных тво­ре­ний И. З. или др. ав­то­ров. Ко­ли­чест­во со­чи­не­ний это­го кор­пу­са зна­чи­тель­но пре­вы­ша­ет чи­сло под­лин­ных тво­ре­ний И. З.

Дни па­мя­ти в Рус. пра­во­слав­ной церк­ви – 27 янв. (9 февр.), 30 янв. (12 февр.; в Со­бо­ре 3 все­лен­ских учи­те­лей и свя­ти­те­лей), 14(27) сент., 13(26) но­яб.; в Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви – 13 сен­тяб­ря.

Соч.: Migne PG. T. 47–64; Тво­ре­ния. СПб., 1898–1906. Т. 1–12; Les regestes des Actes du Patriarcat du Constantinople / Éd. V. Grumel. [İst.], 1972. Vol. 1: Les Actes des Patriarches. Pt. 1. P. 9–17; Clavis Patrum Graecorum / Ed. M. Geerard. Brepols; Turnhout, 1974. Vol. 2. P. 491–683; Supplementum. Brepols; Turn­hout, 1998. P. 264–347; Catecheses baptismales / Hrsg. R. Kaczyński. Freiburg, 1992. Bd 1–2; Ог­ла­си­тель­ные го­ми­лии / Пер., вступ. ста­тья И. Про­лы­ги­ной. М., 2006.

Лит.: Ле­бе­дев В. И. Под­роб­ное опи­са­ние жиз­ни и пас­тыр­ской дея­тель­но­сти свя­то­го от­ца на­ше­го Ио­ан­на, ар­хи­епи­ско­па Кон­стан­ти­но­поль­ско­го, Зла­то­ус­то­го. М., 1860; Ло­пу­хин А. П. Жизнь и тру­ды свя­то­го от­ца на­ше­го Иоан­на Зла­то­ус­та. СПб., 1895; По­пов И. В. Св. Иоанн Зла­то­уст и его вра­ги. Сер­ги­ев По­сад, 1908; Moulard A. Saint Jean Chrysosto­me. Sa vie, son œuvre. P., 1949; Verosta. St. Johannes Chrysostomus. Staatsphilosoph und Geschichtstheologe. Gratz, 1960; Kelly J. N. D. Golden mouth. The story of John Chrysostom: as­cetic, preacher, bishop. L., 1995; Lawrenz M. E. The christology of John Chrysostom. N. Y., 1997; Brändle R. Johannes Chrysosto­mus. Bischof, Reformer, Märtyrer. Stuttg., 1999; Παπαδοπούλου ΣτΓ. ἋγιοςΙωάννης Χρυσόστομος. ’Αθήνα, 1999. T. 1–2; Ка­зе­ни­на-При­стан­ско­ва Е. Т. Зо­ло­тые ус­та. Жизнь и тру­ды Иоан­на Зла­то­ус­та. Ров­но, 2003; Бренд­ле Р. Ио­анн Зла­то­уст. Про­по­вед­ник, епи­скоп, му­че­ник. М., 2006.

Вернуться к началу